Водит ли должность преподавателя в профстандарты
Как проверить, соответствует ли квалификация педагога требованиям профстандарта
До конца года школам и детским садам надо будет перейти на работу по профстандартам.
Перед оценкой квалификации педагога убедитесь, что его надо проверять на соответствие профстандарту, согласно закону или нормативному акту школы или детского сада.
Далее составьте список сотрудников, чью квалификацию необходимо проверить на соответствие профстандарту. Проверку можно провести тремя способами: оценить документы педагога, провести независимую оценку квалификации или аттестацию.
По результатам проверки примите решение – уволить сотрудника или направить на обучение.
Когда надо проверить соответствие квалификации педагога профстандарту
Проверять, соответствует ли квалификация сотрудника профстандарту, необходимо в двух случаях. Первый – если применять профстандарт обязательно по закону (ст. 57, 195.3 ТК).
Поручите кадровым специалистам проверить, предусматривает ли ТК, федеральный закон или иной нормативный акт применение профстандарта.
Второй случай, когда надо применять профстандарты, – если школа или детский сад ввели профстандарты в практику работу и закрепили правила в локальных актах.
Тогда применение профстандарта является обязательным, даже если закон не установил требования к квалификации работников, компенсации, льготы или ограничения в связи с определенной работой. Если вы применяете профстандарт в вашей школе или детском саду, то сравнивайте с его требованиями каждого, кто будет занимать соответствующую должность.Когда будете сверять квалификацию сотрудника, убедитесь, что образование и опыт сотрудников соответствуют требованиям закона и профстандартов (ст. 195.3 ТК).
Если закон установил льготы, компенсации и ограничения, проверьте, чтобы образование и опыт сотрудников соответствовали требованиям профстандарта (ст. 57 ТК). В этом случае льготы, компенсации и ограничения должны быть связаны именно с выполнением определенной работы.
Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Успейте за летние каникулы пройти обучение и получить соответствующие документы.
ООО «ИНТехнО» подготовил для педагогов порцию полезных материалов, которые можно бесплатно скачать.
Кого проверять на соответствие профстандарту
Вы не обязаны оценивать квалификацию сотрудников, если они начали работать в школе или детском саду до утверждения профстандартов.
Вы должны проверить, соответствует ли квалификация требованиям профстандарта в отношении кандидата на вакантную должность, если для нее профстандарт обязателен по закону или решению школы или детского сада.
Однако лучше сверять с требованиями профстандарта квалификацию уже работающих сотрудников. Это поможет понять, кого надо направить на обучение и надо ли переводить сотрудника на другую должность.
Вы можете отказать в приеме на работу кандидату, чья квалификация не соответствует требованиям профстандарта. Если профстандарт обязателен по закону, вы должны отказать неподходящему кандидату.Если вы отказываетесь заключать трудовой договор с кандидатом, а он требует письменный отказ, опишите, какие требования вы предъявляли и почему кандидат им не соответствует. Ссылайтесь на положения профстандарта и объясняйте, что вы обязаны их учитывать. Чтобы отказ был законным, укажите требования профстандарта к квалификации кандидата уже в описании вакансии.
Как проверить квалификацию сотрудника
Для проверки квалификации работника вы можете оценить его документы, провести независимую оценку квалификации или провести аттестацию. Лучше использовать комбинацию из двух способов или же все три способа.
Оценка документов. Чтобы сравнить требования профстандарта к подготовке и опыту работы с образованием и стажем конкретного сотрудника, проверьте его трудовую книжку и документы об образовании, обучении, переобучении, повышении квалификации. Это самый быстрый способ оценить квалификацию сотрудника.
В этом случае работник не обязан знать, что вы проводите проверку и сопоставляете информацию из его личных документов с требованиями профстандарта. Вам не нужно в этом случае уведомлять и получать согласие на обработку персональных данных, так как вы проводите оценку в интересах сотрудника и в целях, которые предусмотрены законом.
Независимая оценка квалификации. Вы можете направить сотрудника на независимую оценку квалификации, если он даст письменное согласие (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ).
В этом случае школа или детский сад должны оплатить процедуру, освободить сотрудника от работы на время экзамена и дороги, сохранить за ним средний заработок и оплатить командировочные расходы в случае необходимости (ст.
187, 196 ТК).
После того как сотрудник сдаст профессиональный экзамен, центр оценки квалификации подтвердит соответствие квалификации сотрудника требованиям профстандарта и выдаст свидетельство об этом. Если заключение комиссии будет отрицательным, то работник не получит свидетельства.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой в помощь педагогам и школьникам предлагает электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, уроки русской словесности, уроки для дошкольников, уроки по иностранным языкам.
Аттестация. Чтобы проверить квалификацию, вы можете провести аттестацию или квалификационный экзамен. Для этого вы должны предусмотреть процедуру в локальных нормативных актах.
Проводите аттестацию или квалификационный экзамен в тех случаях, когда не можете установить по документам сотрудника, соответствует ли его квалификация требованиям профстандарта.
Проводите аттестацию, если не можете направить сотрудника на независимую оценку квалификации. Аттестация – это допустимый способ проверить квалификацию сотрудника (письмо Минтруда от 04.04.
2016 № 14/0/10/В-2253, постановление Конституционного суда от 14.11.2018 № 41-П).
Регламент проведения аттестации зависит от ситуации, в которой вы ее проводите. Если вы проводите аттестацию в первый раз, то разработайте и утвердите локальные нормативные акты, которые устанавливают процедуру аттестации и порядок, в котором руководитель будет принимать решения по ее итогам.
Сформируйте аттестационную комиссию. Утвердите график аттестации и ознакомьте с ним сотрудников под подпись. Аттестационная комиссия оценит квалификацию сотрудников и закрепит свое решение в протоколе. Руководитель получает все документы по аттестации и принимает итоговое решение.Если вы проводите аттестацию не впервые, то по необходимости внесите изменения в локальные нормативные акты. Назначьте внеочередную аттестацию для проверки соответствия квалификации работника требованиям профстандарта. Далее проведите процедуру как обычно.
Протоколы, которые оформит аттестационная комиссия, помогут доказать, что квалификация работника соответствует требованиям профстандарта, даже если у него нет необходимых документов об образовании или стаже работы по специальности.
Если аттестационная или квалификационная комиссия придет к выводу, что квалификация сотрудника не соответствует занимаемой должности и требованиям профстандарта, сможете его уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК).
Когда обязательно предъявлять требования профстандарта к квалификации работника
Какое принять решение по итогам оценки квалификации
Если по итогам квалификации педагога вы поняли, что он не соответствует требованиям профстандарта, вы можете принять два решения. Можно либо уволить сотрудника, либо отправить его на обучение.
Внимание!
Директор школы может нанять учителя без педагогического образования. Если у учителя есть среднее профессиональное или высшее образование в своей предметной области, он вправе работать в школе (письмо Минпросвещения от 28.03.2019 № ТС-817/08)
Как уволить сотрудника. Единственный законный способ уволить сотрудника, если он не отвечает требованиям профстандарта, – подтвердить на заседании аттестационной комиссии, что его квалификация недостаточна для выполнения работы (п. 3 ч. 1 ст.
81 ТК). Чтобы сотрудник не обжаловал ваше решение в суде, не увольняйте его за то, что квалификация не соответствует требованиям профстандарта, даже обязательного. Прекратите договор потому, что он не может продолжать работу из-за недостаточной квалификации.
Убедитесь, что у вас есть все документы, вы провели процедуру аттестации на законных основаниях, а комиссия приняла объективное и взвешенное решение.
Докажите, что сотрудник не справлялся с порученной работой из-за недостаточной квалификации.
Если же он много лет успешно работал и справлялся с обязанностями, то вы не можете уволить сотрудника за то, что его квалификация не соответствует требованиям профстандарта (постановление Конституционного суда от 14.11.2018 № 41-П).
Пример. Сотрудницу уволили за то, что ее квалификация не соответствует требованиям обязательного профстандарта. Заниматься педагогической деятельностью могут граждане, которые:
1) имеют среднее профессиональное или высшее образование;
2) отвечают квалификационным требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профстандартах (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Квалификация работницы не соответствовала требованиям профстандарта, при этом она успешно много лет работала воспитателем детского сада. На работу поступила до того, как эти требования Законаоб образовании вступили в силу. Конституционный суд признал увольнение незаконным.
Как отправить на обучение. Если на работника распространяются требования обязательного профстандарта, но у него нет документов об образовании и квалификации или документы свидетельствуют о недостаточном уровне образования, вы обязаны направить его на обучение.
Если вы сравниваете квалификацию с необязательным по закону профстандартом, то вы не обязаны отправлять сотрудника на курсы повышения квалификации. Работодатель сам определяет необходимость профессионального образования или обучения сотрудников (ч. 1 ст. 196 ТК).Однако если образование определенного уровня – одно из условий выполнения сотрудником работы, школа или детский сад обязаны проводить профессиональное обучение или обеспечить дополнительное профессиональное образование (ч. 4 ст. 196 ТК). Учтите, что вы должны оплачивать обучение сотрудников.
Сотрудники не обязаны проходить курсы повышения квалификации за свой счет.
Объясните сотруднику, что он должен пройти обучение, чтобы получить документы и подтвердить, что его квалификация соответствует требованиям профстандарта. Если сотрудник согласится учиться, заключите с ним договор об обучении и пропишите в нем его обязанность отработать в компании определенное время после обучения. Так вы сможете вернуть затраты, если сотрудник уволится раньше (ст. 249 ТК).
Как проверить знания, умения и навыки сотрудников и кандидатов
Знания, умения и навыки по документам проверить невозможно. По ним вы установите только опыт работы и образование. Для проверки знаний и умений проводят аттестацию.
Выявить знания сотрудника помогут опросники и тесты, теоретические задания. Умения работника можно оценить по решению кейсов и ситуационных задач. Навыки сотрудники демонстрируют, когда выполняют практические задания. Если вы хотите проверить знания, умения и навыки кандидатов на работу, установите вступительные испытания: кейсы, тестирования, задания.
Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом!
Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов.
Скорее оформляйте подписку, скачивайте необходимые материалы, записывайтесь на обучение и получайте полезные знания!
Специальные предложения:
1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.
2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.
Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!
© Материал из Справочной системы «Образование»
Источник: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/kak-proverit-sootvetstvuet-li-kvalifikatsiya-pedagoga-trebovaniyam-profstandarta
Должностная инструкция преподавателя
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] | Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П. |
Должностная инструкция преподавателя [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.
приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Преподаватель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2.
На должность преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность преподавателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Преподаватель должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;
— основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательной организации, а также основы экономики, организации производства и управления;
— педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;
— современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;
— основы трудового законодательства;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
— [иные знания].
1.5. Преподавателю запрещается:
— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов преподавателя;
— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.1.6. Преподаватель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Должностные обязанности
Преподаватель:
2.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
2.2. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.
2.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.
2.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
2.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.
2.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т. ч. ведение электронных форм документации).
2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.
2.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
2.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.
2.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.
2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.26. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Преподаватель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Преподаватель несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]Согласовано:
[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-prepodavatelya
Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста
Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»
Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.
Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.
Материалы по теме:
Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года
Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»
Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы
Сроки введения профстандартов
С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).
Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.
2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).
Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.
работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.
К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»
Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.
Ответственность за неприменение профстандарта
Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.
При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.
Особенность используемой терминологии
Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).
Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).
Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.
Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.
Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.
Основные последствия введения профстандартов
С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».
Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.
N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.
Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)
Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.
Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.
Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.
Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.
Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.
Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.
Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.
Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.
В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
Положение о структурных подразделениях;
Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).
Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.
Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.
196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.
Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.
работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).
Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.
2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».
В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.
Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.
При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.
3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».
Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»
Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista