Социальные функции сотрудников уголовно исполнительной системы
Уголовно исполнительная система РФ: функции, состав, обязанности и учреждения
Нужно различать такие понятия, как система учреждений и органов, отвечающих за исполнение наказания и уголовно исполнительная система (УИС). Первым определением подразумеваются исключительно учреждения и органы исполняющие наказания.
В то же время уголовно исполнительная система – это подведомственные Министерству юстиции учреждения и органы, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также учреждения и организации, обеспечивающие функционирование всей системы.
Чтобы разобраться в данном вопросе более детально, необходимо рассмотреть основные функции уголовно исполнительной системы и включенные в нее органы и учреждения.
Что входит в состав уголовно исполнительной системы?
Основные виды деятельности и состав уголовно исполнительной системы РФ регламентированы специальным законом № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В 5 статье данного закона сказано, что уголовно исполнительная система РФ включает в себя следующие организации и учреждения:
- центральный орган управления УИС (ФСИН Министерства юстиции РФ);
- окружные и территориальные отделы управления УИС, расположенные в федеральных округах, и субъектах РФ соответственно;
- учреждения и органы, отвечающие за исполнение наказаний. Сюда включены исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и УИИ (уголовно-исправительные инспекции). На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует свыше 800 исправительных учреждений и свыше 2 400 учреждений УИИ, на учете в которых состоит свыше полумиллиона человек;
- СИЗО (следственные изоляторы и ПФРСИ (помещения исправительных колоний способны функционировать в режиме СИЗО). Первых насчитывается свыше 200, а вторых свыше 150 штук.
Согласно постановлению Правительства РФ, обеспечивать работу УИС могут включенные в нее различные предприятия и организации, например, учебные или медицинские.
Основные функции УИС таковы:
- исполнение наказаний, назначенных за совершение уголовно наказуемого преступления;
- содержание под стражей и охрана лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовно наказуемого преступления;
- обеспечение порядка и безопасности содержания осужденных лиц и персонала;
- привлечение осужденных лиц к труду. Нужно сказать, что на сегодняшний день в УИС включены свыше 750 предприятий, среди которых преобладают лесозаготовительные, сельскохозяйственные и промышленные. Нужно сказать, что лица, отвечающие за привлечение осужденных к труду, не могут похвастаться отличным результатам. Согласно статистике, примерно половина заключенных по тем или иным причинам не работает;
- обеспечение образования и профессиональной подготовки осужденных лиц. На сегодняшний день в УИС насчитывается свыше 400 общеобразовательных учреждений и более 400 профессиональных училищ;
- обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящее время в состав уголовно исполнительной системы включено более 300 медицинских учреждений;
- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Осужденные, отбывающие срок в исправительном учреждении привлекаются к труду на не безвозмездной основе. Они получают заработную плату, размер которой примерно равен МРОТ. Получить заработанные средства можно после окончания отбывания срока. В то же время имеется возможность тратить не более половины заработка на покупки продуктов первой необходимости.
Взаимодействие социума и УИС
В последние годы принцип работы УИС значительно преобразился. Дело в том, что общество не желает целиком передавать управленческие полномочия УИС.
Некоторые люди, которых достаточно много, стремятся принимать активное участие в работе пенитенциарной системы. Они считают, что только общество способно отстоять интересы заключенных.
В соответствии с законодательной базой РФ, у общества имеется подобное право. Участие социума в работе УИК заключается в следующем:
- оказание помощи лицам ответственным за осуществление уголовного наказания;
- контролирование объектов УИС и их работы;
- проведение воспитательной работы с заключенными;
- оказание бытовых, социальных и гуманитарных услуг заключенным;
- благотворительная деятельность и попечительство;
- защита прав и интересов, осужденных;
- помощь в получении образования и т. д.
Полномочия и возможности общественных деятелей достаточно обширны. Они могут входить в состав наблюдательных комиссий и воспитательных движений, выступать в роли общественного надзирателя при выполнении осужденными исправительных работ и т. д.
Нужно сказать, что в последние годы пенитенциарные учреждения находятся под пристальным вниманием СМИ не только отечественных, но и зарубежных. Они не только освещают положение дел, но и оказывают посильную помощь.
Несмотря на обширное вмешательство социума в деятельность УИС, его представители не имеют право оказывать ей противодействие. Недопустимо самопроизвольное вмешательство в работу оперативной или хозяйственной службы. По сути, это также является уголовно наказуемым преступлением.
Обязанности УИС
Наряду с функциями УИС, отдельно нужно рассмотреть и обязанности. Многие люди считают, что пенитенциарные заведения функционируют лишь для того, чтобы обвинить преступника и контролировать его содержание в местах лишения свободы. На самом деле задачи УИС значительно обширней. К основным обязанностям УИС нужно отнести:
- поддержание порядка в местах исполнения наказаний;
- разработка и определение наиболее эффективных методов исправления заключенных;
- охрана законных прав подопечных;
- помощь в социализации.
Современная пенитенциарная система и международное право постоянно реформируются. Основной смысл реформ заключается в создании более гуманных условий содержания преступников под стражей.
Ключевые принципы работы сотрудников УИС основываются на:
- законности. Взаимоотношения между сотрудниками УИС и подопечными определяются исключительно законом;
- гуманизме. Не допускаются насильственные действия в отношении подопечных и унижение их достоинства;
- равенстве. Все люди равны перед законом;
- индивидуализации применяемых исправительных мер. Простыми словами, сотрудники УИС должны детально изучить индивидуальные черты характера подопечного и пытаться исправить его исходя из полученного результата.
Значение имеет и отраслевой принцип. Это означает, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательных работ с осужденным существует масса различных мероприятий – начиная от трудотерапии и заканчивая профессиональной подготовкой.
Основные учреждения УИС
Как и было сказано выше, УИС включает в себя огромное количество исправительных учреждений. Чтобы лучше разобраться в работе уголовно исполнительной системы, нужно рассмотреть их более детально:
- Колония поселения. На сегодняшний день существует две формы таких учреждений. Первая предназначена для осужденных, совершивших преступления по неосторожности или лиц, приговоренных на срок не более пяти лет. Чаще всего это граждане, совершившие транспортное преступление. Второй вид колоний поселений предназначен для лиц, положительно проявивших себя на прежнем месте отбывания заключения. Получить подобный перевод осужденный может только после истечения определенного срока. Подобные колонии, по сути, не лишают осужденного свободы, а лишь ограничивают ее. Днем в колонии поселения разрешается свободное перемещение без охраны, имеется возможность покинуть территорию по разным причинам, позволяется наличие ценностей и денег, допускается проживание с семьей;
- Колония общего режима. Чаще всего в подобных учреждениях содержатся мужчины, осужденные за преступления разной степени тяжести. Также здесь содержатся преступники, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, на отбывание срока свыше 5 лет. В колониях общего режима содержится подавляющая часть осужденных на отбывание реального срока заключения;
- Колония строгого режима. Сюда попадают люди, совершившие особо тяжкие преступления;
- Колония особого режима. Чаще всего в подобных учреждениях отбывают наказание люди, которые небыли приговорены к смертной казни по причине того, что на нее наложен мораторий. Заключенные содержатся в камере.
Говоря о структуре УИС, нужно дополнительно упомянуть исправительные центры. Здесь содержатся люди, приговоренные к административному аресту. Их нельзя поставить в один ряд с колониями. Тем не менее, подобных подразделений УИС на сегодняшний день насчитывается больше всего.
Оцените публикацию, это поможет нам стать лучше: (1 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://yurister.ru/ugolovnoe-pravo/ugolovno-ispolnitelnaya-sistema.html
Социальные функции сотрудников уголовно исполнительной системы
Постановление о её создании либо ликвидации принимают Правительство и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно.
Всё функционирование заведений вместе со структурами, штатами и положениями может быть утверждена центральным органом управления. Помимо них, существуют ещё и территориальные органы.
Допустим, орган управления, создаваемый в краях, областях и республиках.
Они подчиняются как центральным, так и местным учреждениям.
https://www.youtube.com/watch?v=LhEe02Q6cuI
Для успешного развития социальной сферы с целью приобщения к труду создаются организации любых форм, которые УИН может создавать и управлять ими.
Кней УИ относят заведения следственных изоляторов, объекты по обеспечению деятельности УИС, научные центры и лаборатории исследования, затрагивающие проектную и учебную сферу.
Таким образом, уголовно-исполнительная система России является объединением структур под одним руководством с одинаковыми целями, задачами и функциями, направленными на перевоспитание осуждённого. К функциям системы относятся:
- привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
- содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
- предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.
- применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
- отстаивать права и интересы заключенных лиц;
- создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
- обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
- обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
- контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
- осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах.
Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы. Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.
Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:
- помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
- организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
- контролирование объектов и их функционирование;
- спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
- осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
Социальная защита персонала уголовно-исполнительной системы (статья)
Защита всегда реализуется по отношению к правам и свободам конкретных граждан.
Для применения мер защиты необходима подробная юридическая регламентация процессуальных форм их осуществления.
Различное по содержанию понимание термина «защита» можно встретить в нормативно-правовых актах. Так, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г.
№ 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» определяются направления пограничной деятельности, это: «защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации». В данном случае защита понимается как деятельность. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г.
№ 264
«Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов»
приводится определение термина «физическая защита» — «совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов» Данное определение является наиболее широким по своему содержанию, поскольку объединяет содержание термина «защита» в двух значениях: и как действие, и как средство, меру. Таким образом, с точки зрения законодателя термин «защита» может рассматриваться как система мер, как деятельность управомоченных органов и как меры, средства и действия. Правовая норма, закрепляющая обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, впервые в нашей стране была включена в Конституцию СССР 1.977 г., ст.
57 которой гласила:
«Уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов и должностных лиц»
.
Статья 53 Конституции СССР 1977 г. устанавливала государственную защиту семьи, определяла основные меры такой защиты. В действовавших ранее Конституциях (Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г.
) содержался перечень прав, свобод и обязанностей граждан, который постепенно расширялся. Конституция СССР 1924 г. вовсе не содержала раздела, посвященного урегулированию отношений между гражданином и государством.
Осознание необходимости государственной защиты прав и свобод личности и ее законодательное закрепление на конституционном уровне соответствовало требованиям международных соглашений в области прав человека.
Права и свободы граждан неразрывно связаны с такими понятиями, как равенство, свобода, неприкосновенность личности.
2.1 Основные направления и формы деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе
К основным из них относятся: — осуществление общей социальной диагностики осужденных и выявление на ее основе лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите; — комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками психологической службы и других служб исправительного учреждения и разработка индивидуальных программ по работе с ними; — обеспечение нуждающимся лицам квалифицированной социальной помощи стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей, в соответствии с требованиями законов и норм морали; — укрепление положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, близкими, общественными и. религиозными объединениями, иными лицами, могущими содействовать исправлению и ресоциализации правонарушителей; — привлечение осужденных положительной направленности к деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи; — обеспечение защиты прав и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению социально-бытовых и морально психологических условий отбывания наказания; — постоянное осуществление деятельности по подготовке осужденных освобождению; — оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения. Положение определяет права и обязанности сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных.
В соответствии с ним для выполнения профессиональных функций старший специалист по социальной работе имеет право: — запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения (медчасти, производственной, воспитательной, службы безопасности и др.
) необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного, а также о группах и коллективах осужденных; — принимать участие в работе распределительной комиссии по распределению осужденных по отрядам и бригадам; — участвовать в принятии решений по вопросам представления осужденных, являющихся клиентами социальной работы, к условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменению условий отбывания наказания, предоставления осужденным выездов за пределы учреждения по основаниям, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством; — принимать участие в работе попечительского совета исправительного учреждения, совета воспитателей, иных общественных формирований действующих в учреждении, оказывать методическую помощь совету коллектива колонии, самодеятельным организациям осужденных; — вносить предложения по социальному обеспечению осужденных контролировать выполнение рекомендаций по социальным вопросам, соблюдений прав и законных интересов осужденных; — осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие представителями органов государственной власти, организаций и объединений, также гражданами по вопросам социальной защиты и поддержки осужденных;
Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы (с изменениями на 13 марта 2015 года)
Непосредственное руководство группой осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе.8. В состав группы входят:старший специалист (специалист) по социальной работе с осужденными, старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных.
Штатная численность сотрудников группы определяется с учетом лимита и наполнения учреждения, но не менее 2 должностей на учреждение.9.
В исправительных колониях для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, старший специалист по социальной работе входит вместе со старшим психологом и психологом в состав отдела социально-психологической работы с осужденными и непосредственно подчиняется начальнику отдела.10.
В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими службами исправительного учреждения, а также с родственниками осужденных, общественными организациями (объединениями), службами занятости и социальной защиты населения, с иными государственными органами.11. Для осуществления помощи по уходу за инвалидами, тяжело больными могут привлекаться на добровольной основе осужденные.(Пункт в редакции, введенной в действие .12.Сотрудники группы для выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечиваются служебными кабинетами, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями.13. Основными целями группы являются создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.14.
Основными задачами группы являются:выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению», привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;оказание консультативной помощи осужденным в подготовке необходимых документов для получения паспорта, а также принятие мер по получению документов, подтверждающих их право на социальное обеспечение;(Абзац в редакции, введенной в действие .привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.15.
К основным функциям группы относятся:осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработка индивидуальных программ по работе с ними;комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи, совместно с сотрудниками психологической и других служб исправительного
Организация социальной защиты сотрудников ФСИН России в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
№ 283-Ф33, в рамках которого был принят ряд подзаконных актов, касающихся выплат на санаторно-курортное лечение, подъемного пособия и суточных при переезде на новое место службы в другой населенный пункт, выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением обязанностей, жилищного обеспечения и т.д.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . К примеру, в законе Российской Федерации от 21.07.1993 г.
Одним из направлений работы по обеспечению социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязательное государственное страхование жизни и здоровья.
Ежегодно Федеральная служба исполнения наказаний заключает государственный контракт со страховой компанией в пользу выгодоприобретателей — сотрудников.
Размер страховых сумм при наступлении страхового случая уста- новлен п.
Источник: https://De-Jure-Sochi.ru/socialnye-funkcii-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemy-45918/