Санитарная зона жилого дома
Санитарно защитная зона очистных сооружений канализации — СЗЗ
Для отсечки участков обработки сточных вод от жилых массивов вводится санитарно-защитная зона очистных сооружений канализации. Это территория, на которой запрещено строительство любых зданий, построек или объектов хозяйственной деятельности.
Несоответствие размеров охранной зоны действующим нормативам является нарушением, по которому возможна определенная ответственность. Использование защитной территории не по прямому назначению (в коммерческих, промышленных или других целях) рассматривается как правонарушение со всеми вытекающими последствиями. Нормы и правила по отведению разрыва изложены в СанПиН и других документах.
Что это такое
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — это защитная территория, окружающаяпромышленные объекты от участков жилой застройки. Введение разрыва вызванонеобходимостью защиты жилых массивов от вредного воздействия промышленныхпредприятий. Факторами вредного влияния являются:
- шум;
- пыль;
- газообразные выбросы.
Для снижения вредного воздействиявводятся охранные территории, одним из видов которых является охранная зона очистныхсооружений канализации.
Параметры территории рассчитываютсяво время создания проекта предприятия. Ввод в эксплуатацию производственныхмощностей, не отделенных от участков жилой застройки, запрещен. Таковы общиетребования к СЗЗ, относящиеся ко всем промышленным объектам. Они определеныактуальной редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.
1200-03, где четко определены правила иусловия отведения охранного разрыва. Если величина или конфигурация территориине соответствует действующему стандарту, на предприятие может быть наложенштраф до 100 тыс. рублей, или приостановка деятельности на 90 суток.
В болеесложных случаях, повлекших тяжелые последствия, следует уголовнаяответственность руководителей или виновников.Зоны санитарной охраны очистных сооружений канализации подчиняются тем же требованиям, что и промышленные СЗЗ. Они рассчитываются по условиям работы оборудования, объемам стоков, величине отстойников или полей фильтрации. В СанПиН даны таблицы зависимости размеров СЗЗ от величины отстойников или емкостей.
Однако, данные величины относятся к условным, или рекомендуемым значениям. Каждые ОС имеют собственную специфику работы. Природные условия местности, особенности климата и другие факторы могут быть учтены при определении величины охранного разрыва.
В подобных случаях санитарная зона очистных сооружений канализации отводится в соответствии с базовыми медицинскими нормами. Основным критерием оценки размера полосы отсечки является определение ПДК на границах участка охраны.
Если концентрация вредных веществ (запахов, других компонентов) не соответствует допустимым значениям, размеры полосы отчуждения придется увеличивать.
Для чего нужны
СЗЗ от очистных сооружений бытовой канализациипредназначены для отсечки жилых массивов от участка обработки сточных вод.
Полосаотсечки обеспечивает возможность ослабить вредное воздействие выбросов, запаховили других технических компонентов очистки.
Расстояние от источника до жилыхдомов населенного пункта должно быть таким, чтобы все вредные компонентыуспевали осесть на почву. Кроме этого, газообразные выбросы должны растворитьсяв атмосфере, не доходя до жилья.
Комплексы обработки стоковиспользуют технологию отстаивания и аэрации жидкостей. Для этого необходимыбольшие открытые емкости, от которых исходит сильный запах. Кроме того, естьтехнологии, где применяются специальные химические реактивы.
Они связываютвредные компоненты, заставляют их выпадать в осадок. Отведение полосы отсечкипозволяет уменьшить поступление запахов к жилым зданиям, снижает опасностьпопадания активных реагентов в зону городской застройки.Как правило,строительство ОС производится на подветренной стороне от населенного пункта,неподалеку от водоема.
Как устанавливается величина СЗЗ
Расчет территории отчужденияпроизводится на стадии создания проекта строительства или реконструкциикомплекса очистки. Надо рассчитывать объемы стоков, рассматривать возможностьрасширения населенного пункта и увеличения количества отходов. При этомучитывается специфика сбора стоков.
Например, при строительстве многоэтажныхжилых домов возрастает объем бытовых отходов. При этом, количество дождевойводы, собранной с той же площади, практически не меняется. Поэтому охранная зона очистныхсооружений ливневой канализации не соответствует величине отсечки,принятой для бытовых ОС.
Если процесс обработки происходит на однойпромышленной площадке, выбирают большее значение.
Величина охранной территории рассчитывается исходя из технологии очистки стоков, используемого оборудования, мощности очистных сооружений. Также учитывается характер стоков и тип канализации. Чем тяжелее компоненты выбросов с ОС, тем меньше требуется площадь для их оседания.
И наоборот, газообразные выбросы способны передаваться на большие расстояния и требуют широкой полосы отчуждения. Например, санитарно-защитная зона очистных сооружений бытовой канализации больше, чем разрыв от комплекса очистки ливневых стоков. Эта разница обусловлена отличиями в технологии обработки стоков, составе жидкости, условиях работы оборудования.
Кроме этого, значительно отличаются режимы действия этих сетей. Бытовые стоки поступают регулярно, их объемы можно заранее просчитать. Ливневые потоки появляются нерегулярно, иногда их нет в течение нескольких недель или месяцев. В зимнее время дождевая система простаивает, а бытовая канализация работает круглый год.
Исходя из условий работы, санитарно-защитная зона очистных сооружений ливневой канализации рассчитывается по минимальным требованиям для закрытых емкостей.
Также читайте: Внутренние сети канализации: устройство внутренней части, стояк, размеры труб
Размеры СЗЗ по таблицам СанПиН
Ширина полосы отсечки в зависимостиот технологии и объема сточных жидкостей:
Приведенныезначения являются рекомендуемыми показателями. В отдельных случаях они могутбыть немного уменьшены.
Санитарно-защитные зоны для канализационных очистныхсооружений рассчитываются с учетом перспективного развития населенногопункта. Если в момент создания проекта учтена одна мощность комплекса обработки,то со временем она может увеличиться в несколько раз. Если не обеспечить запастерритории, работа ОС окажется под вопросом из-за несоответствия по санитарнымтребованиям.
Временный простой, ремонтныеработы или реконструкция оборудования не являются основанием для уменьшенияразмера полосы отчуждения. При этом, изменение технологии очистки, введениенового оборудования, дают основание для пересмотра величины разрыва. В такихслучаях СЗЗ очистныхсооружений канализации может быть уменьшена в соответствии с новымиусловиями работы комплекса.Еще одним важным фактором, требующим учета при отведении охранного разрыва, является преобладающее направление ветра. Если воздушные потоки чаще всего направлены со стороны ОС на жилые массивы города, придется увеличивать размер полосы отсечки.
обзор:
Всё полезное о канализации — gidkanal.ru
GidKanal | Яндекс Дзен
Источник: https://gidkanal.ru/sanitarno-zashhitnaya-zona-ochistnyh-sooruzhenij-kanalizatsii-chto-takoe-szz-ohrannaya-zona/
Простыми словами: Новые правила установления санитарных зон
Простыми словами 17 сентября 2019 Г. 07:50,
Следующий год может обернуться для российской молочной индустрии новыми финансовыми обязательствами. Причина тому – отмена ориентировочных санитарно-защитных зон с 1 января 2020 года.
За четыре месяца до обновления правил Союзмолоко направил Минстрою просьбу отложить процесс. Причина экстренных мер – в неготовности индустрии к изменениям. Milknews объясняет их природу, риски для бизнеса и саму процедуру утверждения СЗЗ.
Что такое санитарно-защитная зона?
Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) – это пространства вокруг промышленных площадок и прочих объектов, воздействующих на экологическую обстановку и здоровье людей. В пределах СЗЗ, в частности, запрещено размещать жилые здания.
Границы и масштаб санитарно-защитной защитной определяются на основании СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В процессе строительства предприятие с особыми условиями использования территории заказывает экспертизу, в ходе которой определяются ориентировочные СЗЗ. Данные, рассчитанные по классу воздействия на окружающую среду, уточняются в ходе эксплуатации предприятия, после чего границы санитарной зоны уточняются, принимают постоянный статус и заносятся в ЕГРН.
Установление санитарной зоны на молочном предприятии
Санитарная зона рассчитывается по периметру определённого здания, составляющего производственный комплекс. В пределах СЗЗ на территории производства могут размещаться различные объекты – административные и нежилые здания, электроподстанции и автомобильные СТО, а также магазины, гостиницы и бытовки для вахтовых рабочих.
Согласно СанПиН, для ферм и хозяйств, содержащих крупный рогатый скот, граница СЗЗ определяется в зависимости от поголовья: 50 метров для коровников до 50 голов, 100 метров – для коровников до 100 голов, 300 метров – для ферм до 1200 голов и 500 метров для ферм до 2000 коров и до 6000 скотомест для молодняка. Для более крупных комплексов КРС устанавливается максимальный класс опасности и, соответственно, самая большая СЗЗ в 1 км.
Санитарная зона в 1000 м устанавливается и для открытых хранилищ навоза, однако если хранить только биологически отработанную жидкую фракцию, то её можно снизить до 500 м. Для закрытых хранилищ также устанавливается ССЗ в 500 метров, а для площадок для буртования навоза – 300 метров.
Минимальные санитарно-защитные зоны устанавливаются у объектов молокопереработки без животных. Для молочных и маслобойных производств СанПиН устанавливает границу в 100 метров, а для малых предприятий по переработке молока (до 10 т/сутки) – 50 метров. 50-метровая зона также закладывается вокруг продовольственных складов.
Проект санитарной зоны: процедура и необходимые документы
Чтобы разработать проект СЗЗ, необходимо обратиться в местный филиал ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений». В число требуемых документов входят:
- информация об объекте, коммуникациях, наличии зеленых насаждений на участке, временных построек или жилых домов на участке, расстояние до ближайшей жилой застройки, наличие водоемов, рек, лесов скважин и т.п.;
- предварительное согласование планируемой деятельности с администрацией (письмо, распоряжение, постановление);
- акт комиссии по выбору земельного участка под проектирование объекта;
- градостроительная проработка на размещение объекта, согласованная на районном уровне;
- распоряжение главы города (района) «О согласовании места размещения объекта»;
- cвидетельство о государственной регистрации права на аренду земельного участка для проектирования объекта;
- заключение ЦГСЭН по отводу земельного участка под строительство;
- заключение Государственного инспектора Гостехнадзора (Госприроднадзора) по выбору земельного участка;
- при наличии зеленых насаждений на участке: перечетная ведомость зеленых насаждений, произрастающих на отводимом участке (дендроплан) с указанием количества и породы деревьев, попадающих под снос, пересадку и сохранение;
- при наличии жилых домов, подлежащих сносу на испрашиваемом участке: постановление администрации о переселении граждан, договора с жителями сносимых домов о переселении, акты приема-передачи жилого помещения, подлежащего сносу (с жителями).
Определение класса опасности необходимо для определения сроков уточнения и изменения зоны.
Для объектов V, IV и III класса срок систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха составляет 30 дней, а для объектов II и I класса – не менее пятидесяти.
Помимо этого, в последнем случае требуется предварительное заключение регионального управления Роспотребнадзора.
Молочные предприятия, в зависимости от производительности, относятся к I или II классу опасности. На Milknews можно узнать больше о категориях опасности и о том, как производители борются за попадание в более щадящие III и IV классы.
Кто регулирует санитарные зоны в России?
Срок действия ориентировочных СЗЗ определён в Градостроительном кодексе РФ. Соответствующие поправки в кодекс были внесены в прошлом году законом № 342-ФЗ от 3 августа 2018. Большинство изменений в данный документ вносит Министерство строительства и ЖКХ.
Санитарно-защитные зоны, помимо Градостроительного кодекса, регулируются Земельным кодексом и № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом за определение СЗЗ отвечают органы Роспотребнадзора.
Чем грозит отмена временных санитарных зон?
Согласно закону, ограничения на ориентировочные СЗЗ прекратят действовать 1 января 2020 года. К 1 октября предприятия, согласно закону, должны разработать проект постоянных СЗЗ и подать соответствующие заявления.
«Сброс» санитарных зон с 2020 года, отмечает Союзмолоко, приведёт к снятию специальных ограничений на использование земельных участков в СЗЗ. С юридической точки зрения, это позволит владельцам участков повторно истребовать с предприятий компенсацию за присутствие в зоне.
Если предприятие не успеет вовремя оформить постоянную санитарную зону, то для владельцев участков откроется «окно», в которое они могут свободно продавать землю и оформлять её под жилое строительство. После того, как предприятие закрепит СЗЗ, оно будет обязано ещё раз заплатить новым собственникам – всё потому, что новая зона не будет иметь никакого юридического отношения к ранее действовавшей.
Необходимость повторно заплатить за воздействие на объекты, уже находившиеся в санитарной зоне, «приведёт к банкротству многих молочных предприятий», сообщает Союзмолоко в своём письме в Министерство строительства и ЖКХ.
В союзе Milknews также рассказали, что при изучении правоприменительной практики узнали о случаях, когда власти давали разрешения на строительство новых жилых комплексов в санитарно-защитных зонах, и есть прецеденты, когда предприятие оказалось перед непростым выбором: выплачивать огромные компенсации или переносить ферму.
Что предприятия предлагают сделать?
Национальный союз производителей молока предлагает изменить текст поправки в Градостроительный кодекс и отложить «сброс» на два года – до 1 января 2022 года.
Если предложение Союзмолоко будет принято, то участника рынка нужно будет предоставить проект СЗЗ не в двухнедельный срок, а к 1 октября 2021 года.
Промышленники обосновывают это тем, что предприятия все ещё собирают необходимые документы, а некоторые даже не знают об изменениях, вступающих в силу уже в следующем квартале.
Опрос, проведённый Союзмолоко, подтверждает неготовность индустрии к новым нормам. На данный момент только два члена из 120 отчитались об установленных границах СЗЗ, и всего четыре – о наличии санитарно-эпидемиологического заключения.Роспотребнадзор бизнес Юрий Литвиненко
Источник: https://milknews.ru/longridy/prostymi-slovami/zona-sanitarnoi-ohrany.html
Можно ли построить жилой дом в СЗЗ предприятия?
В соответствии с санитарной классификацией наше предприятие относится к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) 300 м. Недавно в СЗЗ началось строительство жилого дома. Застройщик готов за свой счет разработать проект СЗЗ для нашего предприятия.
Стоит ли соглашаться на разработку проекта СЗЗ? Какие могут быть подводные камни? Как обоснованно отказать застройщику в разработке такого проекта?
В вопросе описана типичная ситуация: с одной стороны, существуют санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ), обеспечивающие защиту населения от негативного воздействия производства, с другой — на эту, по сути, отчужденную землю есть желающие.
Парадокс, но также есть желающие жить в СЗЗ.
Только это не те желающие, которые хотят дышать промышленным воздухом, а те, которые по каким-то причинам не учитывают данный фактор при покупке жилья (например, сыграл роль ценовой фактор), а потом начинают писать жалобы на предприятие во все инстанции.
Чем грозит появление жилого дома в СЗЗ предприятия?
Законодательство допускает сокращение СЗЗ. Однако по умолчанию предприятие, в нормативной СЗЗ которого построен жилой дом, имеет больше претензий и проблем со стороны надзорных инстанций и общественности. Жители пишут жалобы, невзирая на сокращенную СЗЗ. А жалоба — основание для внеплановой проверки, которая редко обходится без штрафа[1].
По идее, предприятие должны проверять только на предмет жалобы, но проверяющие часто выходят за ее пределы. Тем более что такая проверка детально не регламентирована, и прямого запрета на выход за ее пределы нет.
Более того, согласно подп. 1 п. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, если проверяющий пришел на предприятие по жалобе жителей на запах и попутно увидел другой недостаток — он вас оштрафует.
Почему сложилась такая практика?
Ранее в «Справочнике эколога» был опубликован цикл статей, посвященных СЗЗ[2]. В первой статье цикла мы подробно рассматривали, почему институт СЗЗ, строго говоря, не соответствует принципам права.
Да, в России пространства большие, и можно позволить себе защиту расстоянием. Но — в отношении новых (!) предприятий, строящихся на неосвоенных территориях.
Распространив этот принцип на предприятия, существующие в уже сложившейся застройке, Роспотребнадзор поставил сам себя в безвыходную ситуацию.
Экономически и исторически невозможно было заставить предприятия расселить за свой счет всех, кто оказался в их СЗЗ.
Создавалось-то это законодательство в СССР, где было «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Где хотело государство соблюдать законодательство, там соблюдало, где не хотело — не соблюдало.
Вот и жило себе население в СЗЗ, да еще и радовалось, живя рядом с работой. И детским садикам у проходной завода тоже радовалось — отвел ребенка в детский сад и пошел на работу.
Было ведомственное жилье, ведомственные садовые товарищества, ведомственные детские сады, поликлиники, учебные заведения — все вдоль забора предприятия.
А потом в одночасье все рухнуло. Социальные объекты отошли к городу, предприятия перешли в частную собственность.И оказалось, что эти дома, детские сады, учебные заведения не могут находиться у забора предприятия, и, более того, предприятие, когда-то построившее их за свой счет, должно их за свой счет еще и вывести.
Но предприятие-то уже постперестроечное, у него уже нет таких средств, чтобы вывести даже те объекты, которые оно когда-то построило. Что уж говорить о тех объектах, которые ему построили в его СЗЗ.
Но закон есть закон. У надзорного органа появилось право и желание требовать его соблюдения. Особенно когда был выигран суд против России в Европейском суде по правам человека.
Однако политическая воля не пошла дальше требования разрабатывать проект СЗЗ, закрывать предприятия никто на себя ответственность не взял. Мы не Япония, и экономическая ситуация у нас не та.
В итоге все свелось к понятию «сокращение СЗЗ»: в СЗЗ есть запрещенные к размещению объекты — СЗЗ нужно сократить по их границе. Вот и получилось, что иметь жилье в СЗЗ нельзя, но если очень хочется, то можно.
Вот хочется застройщику построить жилье в вашей СЗЗ, и он готов сократить вашу СЗЗ за свой счет.
Может ли застройщик сократить СЗЗ предприятия?
По собственной инициативе не может. Сокращение СЗЗ пока что право, а не обязанность предприятия. Участок, по вине предприятия обремененный запретом на строительство определенных объектов, платежами не облагается. Теоретически ст.
57 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) возмещение убытков предусматривает, но на практике в части СЗЗ ею пока не пользуются. Была попытка взимания земельного налога, но она провалилась, т.к.
земельный налог можно налагать только на собственника земельного участка.
Почему и говорится, что институт СЗЗ сформирован санитарными врачами без учета принципов права. Получается странная ситуация: земля обременена деятельностью предприятия, но оно за это не платит, не терпит никаких неудобств. Этот способ защиты расстоянием ему, можно сказать, дарится.
Значит, предприятию выгодно застолбить за собой как можно больший участок территории, чтобы не получить жилье к своему забору и, соответственно, жалобщиков. То есть СЗЗ — это защита не только населения от предприятия, но и предприятия от населения.Таким образом, предприятие может отказать застройщику без объяснения причин, его никто не обязывает сокращать СЗЗ.
Какие могут быть подводные камни?
Хорошо заявлять о своих правах, когда у предприятия все в порядке: надлежащим образом разработан проект СЗЗ, на него получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение (далее — СЭЗ), есть решение об установлении СЗЗ, сведения о СЗЗ внесены в государственный кадастр недвижимости. В этом случае можно судиться со всеми, кто посягает на вашу СЗЗ.
Если каких-то из перечисленных выше документов нет, вам нужно срочно их оформить. Если не можете (нет денег), это уже другой вопрос.
КСТАТИ
В нашей практике была подобная история. Застройщик разработал проект СЗЗ и получил на него положительное СЭЗ за свой счет. И когда прокуратура вызвала предприятие в суд с намерением «принудить к разработке проекта СЗЗ», мы нашли в базе СЭЗ данное заключение и выиграли суд.
В таком случае предприятию выгодно, что застройщик оформляет все требуемые документы за свой счет и сокращает СЗЗ только под свою застройку. Однако жителей под бок предприятие все равно получит.
Помимо этого, застройщик может догадаться использовать ст. 57 ЗК РФ.
В случае если у вас не установлена СЗЗ надлежащим образом, можно также бороться за чистоту своей нормативной СЗЗ, но это уже сложнее. Суд может отказать по основанию, что СЗЗ не установлена, границы ее не обозначены. Тогда, наоборот, вы окажетесь уязвимы для надзорного органа и самого застройщика, как организация, не разработавшая проект СЗЗ.
Это если вы относитесь к объектам I–III классов опасности, для которых обязательна разработка проекта СЗЗ. Если нет, тогда смело спорьте. Настолько смело, насколько позволяет риск использования застройщиком ст. 57 ЗК РФ. Да, нам пока неизвестен такой вариант, однако никто не мешает вашему застройщику стать первопроходцем.
Вывод
По нашему мнению, вам не следует идти навстречу застройщику, который хочет построить жилье на заведомо запретной для проживания людей территории.
[1] Подробнее см.: Дудникова А.Г. Проверка надзорного органа: штраф неизбежен // Справочник эколога. 2016. № 10. С. 10–13. [2] Подробнее см.:– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;
Источник: https://www.profiz.ru/eco/12_2017/dom_v_SZZ/
Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий. Размеры зон и классы опасности предприятий
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг объектов и производств, которые оказывают вредное воздействие на среду обитания и здоровье человека.
Размеры СЗЗ определяются нормативным документом «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Введение СЗЗ направлено на уменьшение вредного воздействия загрязнений объектов и производств на атмосферный воздух до гигиенически установленных норм.
По сути, СЗЗ являются защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Это зона разрыва между промышленными предприятиями и ближайшими жилыми и общественными зданиями для уменьшения шума, пыли, газообразных и других вредных выбросов, содержащих промышленные яды.
Ширина СЗЗ устанавливается из такого расчёта, чтобы выбросы от промышленных предприятий за пределами этой СЗЗ не превышали предельно-допустимых уровней концентраций (ПДК).
В зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу выбросов, совершенства технологических процессов, наличия очистных сооружений все промышленные предприятия подразделяют на 5 классов с соответствующей каждому классу размером СЗЗ.Для промышленных предприятий с замкнутым производственным циклом, не производящих выбросов в атмосферу, размер СЗЗ определяется с учётом возможной аварийной ситуации.
В отдельных случаях (например, при расположении жилых районов с подветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям), по требованию органов санитарно-эпидемиологической службы, размер СЗЗ может быть увеличен.
Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м. Он устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие.
Все предприятия, по действующему законодательству, разделяются на 5 классов опасности, в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.
Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются, соответственно, классом опасности предприятия.
Признаки определения класса опасности установлены ГОСТ 12.1.007-76 и приведены в таблице ниже:
Класс опасности отхода для окружающей природной среды | Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду | Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды |
I класс (чрезвычайно опасные) | очень высокая | Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует. |
II класс (высокоопасные) | высокая | Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. |
III класс (умеренно опасные) | средняя | Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника. |
IV класс (малоопасные) | низкая | Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет. |
V класс (практически неопасные) | очень низкая | Экологическая система практически не нарушена. |
По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности, представленные в таблице.
Класс опасности | Степень опасности |
I | чрезвычайно опасные вещества |
II | высокоопасные вещества |
III | умеренно опасные вещества |
IV | малоопасные вещества |
Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности
- промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м
- промышленные объекты и производства второго класса — 500 м
- промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м
- промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м
- промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м
С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.
СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.
В сзз не допускается размещать
- жилую застройку, включая отдельные жилые дома,
- ландшафтно-рекреационные зоны,
- зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха,
- территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огороднических участков,
- другие территории: спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В границах сзз промышленного объекта или производства здания и сооружения допускается размещение:
объектов для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства):
- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
- помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
- здания управления, конструкторские бюро,
- здания административного назначения,
- научно-исследовательские лаборатории,
- поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
- бани, прачечные,
- объекты торговли и общественного питания,
- мотели, гостиницы, гаражи,
- площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
- пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
- ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
- артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
- автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Границы территорий, имеющих СЗЗ, обозначаются на местности специальными информационными знаками (размер зон) или отражаются в проектах.
При использовании территорий, на которых присутствуют СЗЗ, в государственный кадастр недвижимости таких территорий в обязательном порядке вносятся сведения о таких зонах:
- Индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и т.п.).
- Описание местоположения таких зон.
- Наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении СЗЗ.
- Реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких СЗЗ и источники официального опубликования этих решений.
- ограничений использования объектов и производств в пределах СЗЗ.
- В кадастровых картах (паспортах) всех видов, в государственном лесном реестре, в государственном водном реестре СЗЗ также вносятся в обязательном порядке: указываются их границы, СЗЗ (или их части). СЗЗ могут быть объектами землеустройства.
СЗЗ отражаются в материалах градостроительной деятельности:
- В картах, содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах. На картах градостроительного зонирования и в составе градостроительных регламентов в ПЗЗ (Правилах землепользования и застройки), мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
- В материалах по обоснованию проекта планировки территории и на чертежах межевания территории.
- Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, относящиеся к объектам I-III классов опасности, предприятия, являющиеся источниками воздействия на атмосферный воздух, но для которых СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливает размеры СЗЗ.
Установленные проектом границы санитарно-защитной зоны согласовываются в органах Роспотребнадзора.
Согласованные границы санитарно-защитной зоны утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории.
Обоснования размера (сокращения, благоустройства и озеленения) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) включает в себя все необходимые расчеты и натурные замеры (атмосферный воздух, шум), которые позволяют обосновать необходимый размер (СЗЗ) для данного предприятия.
Для сокращения размеров санитарно-защитной зоны предприятия необходимо провести замеры факторов окружающей среды на границе предполагаемой (СЗЗ) неоднократно (для действующих предприятий) в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Границей санитарно-защитной зоны является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.
Источник: https://www.zemvopros.ru/page_5854.htm
Санитарная зона жилого дома
31.05.2018
Также должны быть представлены доказательства (фотографии, план участка, копия технического паспорта участка соседа и т. д.). В случае если администрация отказывает в возбуждении дела, то можно обратиться в суд или прокуратуру. Такая мера считается самой эффективной.
Санитарные нормы для частных домов — гарант безопасного комфортного проживания
Если санитарные нормы для частных домов нарушены, за это предусмотрена административная ответственность.
В случае, если возникли разногласия с соседями по поводу неправильного с вашей точки зрения расположения объектов санитарии и гигиены или хозяйственных и иных построек, то для начала можно обратиться с заявлением в Администрацию района с просьбой урегулировать этот вопрос.
Если такое вмешательство не помогло, то можно смело идти в суд с исковым заявлением, в котором следует указать, какие именно параметры расположения объектов нарушены. В качестве доказательной базы можно использовать план участка и построек на нем, с обязательным указанием границ и расстояний. Также можно заказать в БТИ копию технического паспорта соседского участка.
Новые санитарные правила для жилых домов
Жилые здания высотой более пяти этажей должны быть оборудованы лифтами (грузовыми и пассажирскими). При оборудовании дома лифтами габариты одной из кабин должны обеспечивать возможность транспортирования человека на носилках или инвалидной коляске.
6.2. Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, электромагнитных излучений, инфразвука, рассеянного лазерного излучения и других физических факторов на внешней границе санитарно-защитной зоны.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г
7. На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу.
Рекомендуем прочесть: Срок поверки электрического счетчика
2.12.2. Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения).
Минимальные расстояния учитывают степень взрыво- и пожароопасности при аварийных ситуациях и дифференцированы в зависимости от вида поселений, типа зданий, назначения объектов с учетом диаметра трубопроводов.
Минимальные размеры санитарных разрывов приведены в прилож. 1 — 6 настоящего документа.
Это более жесткое требование, если под словом «участок» понимать земельный участок в границах землеотвода.
В нашей практике применение этого пункта не встречалось, но на наш взгляд на ранних стадиях проектирования необходимо добиваться именно факта отсутствия СЗЗ, накрывающих любую из частей земельного участка под жилой дом.В противном случае существует риск, что при буквальном применении п 2.2. возникнут проблемы при прохождении экспертизы.
Санитарные зоны (СЗЗ): определение, размеры, закон
- В зависимости от эффективности вероятных или предусмотренных мероприятий очистки выбросов воздух.
- В случае необходимости разместить жилую застройку в подветренной стороны относительно промышленного производства на территории возможного атмосферного загрязнения.
- При отсутствии методов очистки выбросов.
- В зависимости от направления ветра и прочих неблагоприятных условий местности.
- В случае невозможности уменьшить вибрацию, шум, электромагнитные радиочастотные волны и иные негативные факторы, которые поступают в окружающую среду, до пределов, предусмотренных в нормативах.
- При возведении новых, недостаточно изученных в экологическом отношении производств.
Можно ли построить жилой дом в СЗЗ предприятия
Почему и говорится, что институт СЗЗ сформирован санитарными врачами без учета принципов права. Получается странная ситуация: земля обременена деятельностью предприятия, но оно за это не платит, не терпит никаких неудобств.
Этот способ защиты расстоянием ему, можно сказать, дарится. Значит, предприятию выгодно застолбить за собой как можно больший участок территории, чтобы не получить жилье к своему забору и, соответственно, жалобщиков.
То есть СЗЗ — это защита не только населения от предприятия, но и предприятия от населения.
Санитарные нормы и правила для жилых домов
- Северная климатическая зона, располагается выше 58 градусов северной широты, должна быть не меньше 2.5 часов в день с конца апреля по конец августа.
- Центральная климатическая зона, расположена между 58 градусом и 48 градусом северной широты, не меньше 2,0 часов с конца марта по конец сентября.
- Южная климатическая зона, расположенная ниже 48 градуса северной широты, не меньше 1,5 часа с конца февраля по конец октября.
Рекомендуем прочесть: Объявление себя банкротом
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2
2.2.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Санитарно-защитная зона: этапы разработки и требования СанПиН к СЗЗ
Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.
Санитарные правила для жилых домов
Чем и как отапливать дом, каждый собственник решает, исходя из имеющихся возможностей. Основные варианты: печь, газовый котел или электрический, централизованная система. Если используется система электрообогрева, то исходят из потребности порядка 10 ватт на каждый квадратный метр площади дома. Котельная не должна иметь площадь меньше 5 м 2 .
Санитарно-защитные зоны объектов и предприятий
- нежилые помещения для дежурного аварийного персонала,
- помещения для пребывания работающих по вахтовому иетоду(не более двух недель),
- здания управления, конструкторские бюро,
- здания административного назначения,
- научно-исследовательские лаборатории,
- поликлиники, спортив¬но-оздоровительные сооружения закрытого типа,
- бани, прачечные,
- объекты торговли и общественного питания,
- мотели, гостиницы, гаражи,
- площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта,
- пожарные депо, местные и транзитные коммуникации,
- ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы,
- артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные на¬сосные станции, сооружения оборотного водоснабжения,
- автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
Проекты частных домов
18.2. Для наземных гаражей-стоянок со сплошным стеновым ограждением указанных в таблице, расстояния допускается сокращать на 25% при отсутствии в них открывающихся окон, а также въездов-выездов, ориентированных в сторону -ж илых домов, территорий ЛПУ стационарного типа, объектов социального обеспечения, детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений.
Санитарная зона жилого дома Ссылка на основную публикацию
Источник: https://onejurist.ru/avtoyurist/sanitarnaya-zona-zhilogo-doma