Положение о проведении государственной историко культурной экспертизы
Итоги 10-летнего опыта применения Положения о государственной историко-культурной экспертизе — Сфера
Советское законодательство о памятниках истории и культуры базировалось на презумпции компетентности сотрудников органов охраны памятников: для согласования проектов, выдачи разрешений и прочих документов «совета» третьих лиц не требовалось.
Впервые экспертные заключения появились в 1986 году в «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры».
Документ устанавливал, что для выявления объектов культурного наследия организуют проведение экспертизы по установлению культурной ценности обнаруженных памятников силами «специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций».
Федеральный закон в новых политических и правовых реалиях исходит из необходимости создания механизмов противодействия коррупции и взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом.
Как следствие – принятие практически любых решений органом охраны должно быть обосновано неким научным трудом, выполненным независимым экспертом, то есть заключением государственной историко-культурной экспертизы.
А судьи кто?
Учитывая роль эксперта в принятии решений по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия, логично было бы предположить, что законодатель должен позаботиться о создании максимально прозрачной системы отбора эталонных специалистов, готовых профессионально «усматривать истину». И здесь важно понимать, кто отбирает, каким образом и из кого.
К сожалению, «Положение о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы», утвержденное приказом Минкультуры России от 26.08.2010 № 563, предельно лаконично.
Согласно этому документу, статус аттестованного эксперта в отношении лиц, соответствующих установленным квалификационным требованиям, присваивается решением аттестационной комиссии и оформляется протоколом.
При этом порядок формирования аттестационной комиссии фактически не установлен, более того, сведения об актуальном составе такой комиссии на официальном сайте Минкультуры России в разделе, посвященном аттестации экспертов, также отсутствуют.Анализ имеющегося на сайте приказа Минкультуры России от 12.12.2014 № 2157, которым был утвержден один из последних составов аттестационной комиссии, позволяет сделать выводы о системе ее формирования: все 9 членов комиссии являются должностными лицами Минкультуры России под председательством заместителя Министра культуры России (на тот момент – Пирумова Г. У.).
Допустим, даже если фигура главного экзаменатора вызывает большие вопросы, при продуманной системе оценивания количество ошибок при отборе экспертов можно было бы минимизировать. Однако и система оценивания экспертов также не дает надежды на объективный отбор.
Так, согласно Положению, в нем должны быть установлены формы проверки квалификации претендента на получение статуса эксперта (устный экзамен, тестирование, собеседование).
Однако Положение ограничивается лишь констатацией того, что для обеспечения проведения аттестации должен осуществляться комплекс мероприятий, включающих в себя разработку и актуализацию перечней вопросов для устных экзаменов, перечней вопросов и вариантов ответов для тестирования.
При этом ни последовательность проведения заявленных форм проверки квалификации, ни порядок их осуществления Положением не установлен.
Согласно отзывам соискателей весь процесс проверки квалификации на практике сводится к изучению комиссией представленных претендентом документов и собеседованию с ним.
Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, также нельзя назвать совершенными.Всего их установлено четыре, из которых два требования (знание правовых актов и умение проводить исследования) являются субъективными, учитывая неполноту процедуры оценки квалификации. Два «объективных» критерия звучат так:
- высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности;
- предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет.
При анализе данных критериев возникает несколько вопросов: что такое профиль экспертной деятельности, учитывая, что аттестация проводится по объектам государственной историко-культурной экспертизы, поименованных в федеральном законе (статья 30), а не по профилю экспертной деятельности, и как оценивать «исключительные случаи», позволяющие выступать экспертом лицу, которое не имеет высшего профессионального образования?
Негосударственная «государственная» экспертиза
Как ни странно, но «государственная» историко-культурная экспертиза проводится силами негосударственных экспертов, которые работают на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Закон «Об объектах культурного наследия» содержит декларативные фразы относительно организации проведения экспертиз федеральными и региональными органами охраны объектов культурного наследия, однако вся организация сводится к инициированию государственной закупки при необходимости выполнения экспертиз за счет бюджетных средств. Таким образом проведение экспертиз полностью подчинено законам рынка и единственное, что теоретически гарантирует государство – это качество аттестованных экспертов. Кроме того, на практике высокая стоимость экспертиз становится одним из условий, способствующих совершению правонарушений, поскольку лишь небольшое число граждан может оплатить работу по подготовке заключения, например, на проектную документацию по перепланировке помещений. Как итог – большое число мелких нарушений законодательства о порядке проведения работ по сохранению памятников.
В настоящее время размер оплаты устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов: оплата труда эксперта; оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы (за исключением расходов, связанных с оформлением электронной подписи); оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы (пункт 35 Положения о ГИКЭ). Как видно, приведенные требования являются общими и никак не нормируют величину оплаты труда эксперта.
Иммунитет эксперта
Согласно Положению о ГИКЭ в заключении экспертизы в обязательном порядке подлежит указанию информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении. Однако, какая ответственность имеется в виду, не конкретизировано.
Не предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия и процедуры лишения статуса аттестованного эксперта до истечения срока аттестации, который составляет три года. Безусловно, перед заказчиком эксперты несут гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее выполнение экспертизы.
Нужно, правда, отметить, что обычно заказчика волнует не столько качество экспертизы, сколько итоговый вывод заключения.
В этой связи весьма показательно арбитражное дело № А31-11100/2014 по взысканию задолженности и нестойки по договору о выполнении государственной историко-культурной экспертизы. Как установил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в своем постановлении от 13.08.
2015 № Ф01-3030/2015, основным мотивом отказа заказчика от подписания актов приемки выполненных работ стало то обстоятельство, что результатом выполнения работ по договору явилось отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Суд указал, что само по себе несогласие заказчика, заинтересованного в получении положительного заключения, с выводами экспертной комиссии не свидетельствует о некачественном выполнении работ.
Таким образом, выдача отрицательного заключения не является основанием для отказа в приемке выполненных работ.
Вопрос административной ответственности экспертов остается нерешенным, поскольку специальной нормы КоАП РФ не содержит, а практика применения универсальной статьи 7.13 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации») применительно к эксперту отсутствует, поскольку не ясно, за что именно можно привлечь к административной ответственности эксперта и в каком статусе (является ли он должностным лицом).
Уголовная ответственность к эксперту за заведомо ложное заключение государственной историко-культурной экспертизы может быть применена в единственном случае – если данная экспертиза являлась судебной (статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Истина где-то рядом
Интересный вывод относительно объективности экспертных заключений можно сделать по результатам изучения судебной практики. Показательным в этой связи является арбитражное дело № А52-729/2017, прошедшее все инстанции, включая Верховный Суд Российской Федерации.
Суть требований была проста: признать незаконным решение регионального органа охраны памятников об отказе в согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Ансамбль Псковского Кремля», который был мотивирован несогласием с выводами государственных историко-культурных экспертиз проектной документации по причине несоответствия заключений законодательству.
Суд первой инстанции назначил судебную историко-культурную экспертизу, производство которой поручил комиссии экспертов из трех человек. Однако по результатам проведения судебной экспертизы каждым из экспертов было составлено самостоятельное заключение. И вот что примечательно:
- Первый эксперт указал, что представленная проектная документация отвечает интересам сохранения ансамбля и служит обоснованием проведения работ по его сохранению.
- Второй эксперт сказал, что документация по своей комплектация проектной документации соответствует условиям государственного контракта и законодательству, но содержание реставрационной части документации не соответствует требованиям законодательству.
- Третий эксперт сделал вывод, что документация по объему, составу, содержанию не соответствуют законодательству в области государственной охраны объектов культурного наследия; проектные предложения большей частью не обоснованы, выполнены на недостаточном профессиональном уровне и без учета понимания исторической и художественной ценности объекта культурного наследия, а также неубедительны.
В итоге суды с учетом неоднозначной оценки экспертами разработанной проектной документации вынуждены были принять во внимание общественное мнение, высказанное в ходе общественного обсуждения, а также мнение Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации, и сделали вывод о законности отказа в согласовании проектной документации.
Итак, акцентируем еще раз: три судебных эксперта, предупрежденные об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, делают по одному и тому же вопросу три разных вывода! Приведенный факт ярко иллюстрирует отсутствие объективных критериев оценки в данной экспертной области и наличие сугубо личностного подхода при производстве историко-культурной экспертизы.
Что делать?
Вопросы, возникающие при применении Положения о ГИКЭ, не ограничиваются изложенной проблематикой, но являются наиболее острыми и требующими своего решения на федеральном уровне.
Отметим лишь основные пути совершенствования этого правового института:
- Необходимо сделать прозрачной систему аттестации экспертов: расширить состав аттестационной комиссии, включив в нее представителей профессионального сообщества, региональных органов охраны объектов культурного наследия; установить обязательность прохождения письменного экзамена (тестирования) и периодичность его проведения как первого этапа аттестации; изменить квалификационные требования в целях исключения коррупциогенных факторов.
- Обеспечить нормирование величины оплаты труда эксперта за участие в проведении историко-культурной экспертизы на уровне Правительства Российской Федерации.
- Ввести в КоАП РФ отдельную статью, устанавливающую ответственность экспертов за ненадлежащее выполнение государственной историко-культурной экспертизы; предусмотреть в Положении нормы, предусматривающие основания для лишения аттестации за допущенные нарушения законодательства.
- Разработать методические рекомендации по оценке выполненных заключений государственных историко-культурных экспертиз.
Источник: https://lfacademy.ru/sphere/post/itogi-10-letnego-opyta-primeneniya-polozheniya-o-gosudarstvennoi-istoriko-kulturnoi-ekspertize
Государственная историко-культурная экспертиза
В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 25.06.
2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 28, 30 Федерального закона № 73-ФЗ в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, подлежат государственной историко-культурной экспертизе (далее — Экспертиза).
Порядок организации, проведения Экспертизы и рассмотрения заключения Экспертизы определен в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 (далее – Положение).
Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее — экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее — заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).
В качестве экспертов привлекаются:
- физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы и аттестованные в качестве экспертов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
- юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, аттестованных в качестве экспертов Министерством культуры Российской Федерации.
ИИМК РАН, как юридическое лицо, является экспертом по проведению
государственной историко-культурной экспертизы.
список экспертов
Объекты экспертизы:
- выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
- документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
- документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
- земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации (далее — органы охраны объектов культурного наследия) не имеют данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов археологического наследия.
- документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;
- документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.
Экспертиза проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа, либо, в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица, получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.
При проведении экспертизы, заказчик представляет эксперту:
- выписку из государственного кадастра недвижимости о земельном участке;
- схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий
- заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.
Заключение экспертизы оформляется в виде акта.
В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение).
Для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия 2 экземпляра заключения экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
Проведенные экспертизы
По вопросам проведения экспертизы обращаться по адресу
Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) начал серию семинаров, посвященных действующему законодательству РФ в области сохранения объектов культурного (археологического) наследия в зонах хозяйственного освоения. Проведение семинаров планируется 1 раз в месяц.
Источник: http://www.archeo.ru/gosudarstvennaya-istoriko-kulturnaya-ekspertiza
Историко-культурная экспертиза
Историко-культурная экспертиза – это процедура установления научной, культурной ценности объекта исследования, принадлежности его к определенному историческому периоду. При положительном результате, объект экспертизы входит в единый государственный реестр, а перед собственником встают следующие задачи:
- сохранять его в первозданном виде;
- поддерживать его состояние путем проведения своевременных работ по реконструкции, реставрации.
Инициировать экспертизу могут как власти регионального, федерального уровня, так и отдельные граждане или организации.
- Археологическое обследование участков проектируемых объектов.
- Получение открытого листа академии наук на право проведения археологических работ в данной местности.
- Предварительные работы (сбор исходных данных).
- Археологическое обследование территории (полевые исследования).
- Камеральные работы.
- Технический отчет.
- Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка по результатам археологического обследования.
- Раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта: На основании данных полученных при проведении археологических работ, разработка мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ
- Государственная историко-культурная экспертиза документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия в зоне проектирования объекта.
- Подготовка к проведению обследования.
- Предварительное (визуальное) обследование.
- Детальное (инструментальное) обследование конструкций и инженерных сетей.
Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.
4. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культ наследия народов РФ
Разрабатывается на основании данных полученных при обследовании объекта.
5. Анализ земельных участков на предмет размещения элементов градостроительной структуры:
- Разработка градостроительной и архитектурной концепции. В соответствии с Правилами землепользования и застройки.
- Разработка, обоснование и согласование материалов для внесения изменений в ГП и ПЗЗ.
- Разработка и согласование проектов планировки территории и проектов межевания, получение градостроительного плана земельного участка.
6. Комплекс работ связанных с получением экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов перепланировки нежилых помещений под предприятия торговли, пищевого производства и общепита
- Разработка проектов для получения экспертного заключения в составе:
- Технология производства (ТХ).
- Архитектурные решения (АР).
- Водопровод канализация (ВК).
- Отопление вентиляция (ОВ).
- Расчет предполагаемого шума от инженерных систем.
- Получение экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта.
- Оценка зданий и помещений на предмет размещения в них предприятий общепита, предприятий торговли, предприятий пищевого производства.
- Параметры оценки:
- Возможность подключения предприятия к внешним инженерным сетям в соответствии с мощностями предприятия.
- Оценка помещений на возможность расположения вентсистем предприятий общепита в жилых зданиях.
- Оценка помещения на возможность размещения в нем технологической схемы производства соответствующей нормативным документам.
7. Организация работы в службе Заказчика
Сбор исходных данных для проектирования объекта.
8. Организация процесса приемки, ввода объекта в эксплуатацию
- определения художественной, культурной, исторической ценности объекта;
- установления и закрепления за объектом наследия соответствующего статуса;
- установления необходимости и присвоение объекту иной категории;
- установления необходимости и исключение из списков объектов наследия;
- установления ограничений для проведения градостроительных работ в зоне охраны объекта;
- поиска объектов в зонах проведения земляных, строительных, хозяйственных и других видов работ и смежных с ними;
- актуализации, уточнения и дополнения информации;
- контроля за целостью и сохранностью изучаемого объекта при работах с ним или прилегающей к нему территории.
- объектов несущих культурную, историческую и художественную ценность, которым не был присвоен статус и которые не были внесены в реестр;
- документов, являющихся поводом для включения или внесения изменений в статус объекта, в том числе присвоение статуса особо ценного или всемирного наследия;
- природных территорий, относящихся к охранным зонам;
- документов с результатами исследований.
- документов с постановлениями об исключении из реестра;
- документы об установлении границ объекта;
- документы о проведении реставрации и реконструкции.
В общее понятие объект культурного наследия входят памятники, ансамбли и достопримечательные места. В качестве памятников рассматриваются сооружения религиозного, технического и научного назначения, монументы, образцы вооружения и военной техники, предметы, находящиеся в почве или под водой.
К ансамблям относят группы памятников, установленные на определённых территориях и обладающих сходными чертами. К ансамблям можно отнести форты, замки и прилегающие к ним постройки, храмовые комплексы, кладбища, а также сады и парки.
- места проведения обрядов и ритуалов;
- части старых отельных старых зданий, сел, деревень, городов;
- участки природы, которые связаны с историческими событиями;
- места, где занимались народными промыслами.
- установленные объекты наследия, но не внесенные в общегосударственный реестр;
- участки местности, находящиеся в установленных зонах охраны объектов историко-культурного наследия;
- документы с обоснованием включения, изменения категории и исключения объектов из реестра;
- документы, утверждающие статус объекта как объекта особо или всемирного наследия;
- документы по проведению реконструкции и реставрации объектов;
- документы с результатами исследований объектов, на основании которых выносится заключение о статусе;
- документы, устанавливающие порядок охраны объекта;
- документы, устанавливающие территорию объекта.
Источник: https://fisexpert.ru/istoriko-kulturnaya-ekspertiza.html