Кто должен контролировать в школьную столовую
Организация питания в школе: особенности, требования и контроль
Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей.
Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ.
И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?
С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.
Основные пункты положения
1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.
2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.
3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.
4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.
6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.
7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).
Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.
Что должно включать в себя горячее питание в школе
Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.
Завтрак
Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.
Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:
- бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
- фруктовый или овощной салат;
- кондитерское изделие.
Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).
Обед
Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.
Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы.
В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай.
К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.
Полдник
Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).
Основные требования к школьному питанию
- Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
- Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
- Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
- Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
- Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
- Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
- Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
- Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
- Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
- Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
- Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
- На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.
Требования к сотрудникам пищевого блока
- Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
- Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
- Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
- Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
- Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
- О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
- Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.
Проверка организации питания в школах
Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.
1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.
2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.
3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.
4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.
5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).
6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.
Требования к организации питания в школе
- В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
- Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
- Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
- Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
- Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
- К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).
Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.
План организации питания в школе
Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания.
В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания.
Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.
Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания» или «Жизнь сладкоежек».Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: «Кто такие валеологи?», «Правильное питание в школе» или «Зачем соблюдать диету?»
А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по темам: «Мы – то, что мы едим» или «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?»
Питание в школах разных стран
В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.
США
На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.
Франция
Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.
Италия
Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.
Греция
Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.
Украина
Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.
Бразилия
Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.
Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.
Источник
Источник: https://zakon.temaretik.com/1387555388206352824/organizatsiya-pitaniya-v-shkole-osobennosti-trebovaniya-i-kontrol/
Самое главное об организации питания в школе
Требования к процессу приготовления питания в школьных учреждениях более жесткие, чем в обычных заведениях общепита.
Такой факт связан с тем, что детский организм является более восприимчивым к всякого рода возбудителям инфекционных болезней, первичным продуктам порчи веществ, входящих в состав пищи, и в маленьком возрасте ребенок самостоятельно не в состоянии определить низкое качество продукта или его непригодность в пищу.
Существующие нормы организации питания в школьных столовых
Решение вопроса организации питания в школьных столовых Российской Федерации осуществляется на основании Федеральных законов «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом обслуживании населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О защите прав потребителей».
Кроме того, регулирующими питание школьников документами являются «Приказ по школе», «Положение о работе столовой» и заключенные договора с поставщиками продуктов питания и сырья, а также организациями, которые осуществляют частичное или полное приготовление блюд или полуфабрикатов, предназначенных для употребления обучающимися.
В процессе организации питания и разработки меню столовой все учреждения должны учитывать и соблюдать такие требования:
- За счет полноценного питания повышать сопротивляемость детского организма стрессам, которые возникают из-за повышенных умственных и физических нагрузок в школе;
- Повышать устойчивость иммунной системы детей к различным инфекционным заболеваниям;
- Обеспечивать соответствие энергетической ценности продуктов питания физиологическим потребностям организма в зависимости от возраста школьников;
- Обеспечивать сбалансированность питания благодаря соотношению основных компонентов продуктов;
- Восполнять дефицит витаминов, особенно в период их острой нехватки (зимний и весенний период);
- Максимально разнообразить существующий рацион блюд столовой;
- Выполнять достаточную технологическую обработку (тепловую и механическую), которая будет обеспечивать наилучшие вкусовые качества и сохранять имеющуюся пищевую ценность продуктов;
- Обеспечивать отсутствие в рационе питания тех продуктов, которые могут представлять опасность из-за негативного влияния на пищеварительную систему или содержать вредные и некачественные компоненты;
- Соблюдать санитарное состояние помещений столовой, в которых осуществляется процесс хранения, приготовления и приема пищи.
Отдельные нормы и порядки школьного питания могут устанавливаться в территориальных органах РФ на уровне администраций или отдельных субъектов при условии, что они не противоречат законам Федерального значения.
Основные правила организации питания, соблюдаемые при регистрации школьных столовых
В целях соблюдения надлежащего санитарного состояния столовых и обеспечения необходимых технологических параметров приготовления пищи руководство образовательного учреждения в процессе организации питания должно обеспечивать:
- Соблюдение работниками личной гигиены;
- Установку и бесперебойную работу раковин с исправными подводками горячей и холодной воды для поддержания чистоты цехов и помещения для приема пищи, а также гигиены сотрудников школьной столовой;
- Выдачу персоналу спецодежды, к которой относятся халат, брюки, головной убор и легкая обувь, препятствующая скольжению. Количество комплектов спецодежды сотрудников столовой должно быть не менее трех единиц для бесперебойной организации своевременной замены и стирки. Базовые учреждения должны обеспечивать централизованную стирку рабочей одежды персонала;
- Организацию хранения личных вещей сотрудников столовой и обуви отдельно от рабочей одежды (разные шкафы);
- Обработку полуфабрикатов или сырья с возможным наличием микробиальной обсемененности (мясо, яйца в сыром виде) в отдельном помещении и после осуществления всех операций проведение дезинфекции;
- Организацию технологического процесса так, чтобы не происходило пересечения сырья и готовой продукции в столовой;
- Обеспечение отсутствия на рабочем месте сотрудников с явными признаками заразных заболеваний.
Требования к работникам школьных столовых и организация их соблюдения
Работники столовых дошкольных учреждений должны выполнять такие требования:
- Приходить на работу только в чистом и опрятном виде;
- Оставлять все личные вещи в раздевалке или специально отведенном помещении;
- Коротко стричь ногти;
- Длинные волосы закалывать и собирать таким образом, чтобы он не выглядывали из-под головного убора;
- При наличии выявленного у членов своей семьи заболевания, спровоцированного кишечной инфекцией, немедленно сообщать о таком факте руководству;
- При появлении первых признаков простудных заболеваний обращаться в медицинское учреждение для предотвращения распространения болезни на сотрудников столовой и учащихся школьного учреждения;
- В процессе механической и технологической обработки продуктов питания снимать любые украшения и аксессуары, которые могут попасть в пищу;
- В рабочей одежде не выходить на улицу и не заходить в санитарные комнаты (при необходимости посещения туалета требуется снять рабочую одежду перед входом в помещение);
- После посещения туалета дезинфицировать руки специальным раствором, наличие которого должно строго контролироваться руководством и ответственными за лицами школьного учреждения;
- Поступать на работу в организацию только при наличии медицинской книжки, в которой проставлены отметки об отсутствии нарушений и болезней, препятствующих работе в учреждениях общественного питания. Каждая из содержащихся отметок должна своевременно возобновляться – обход врачей осуществляется раз в год, отметка о прохождении лекции по санитарному минимуму раз в два года и т.д.
Основные положения организации питания в школах-интернатах
При организации питания в школах-интернатах руководство и работники основываются на таких нормах и принципах:
- Организация питания, обеспечение поставок сырья и его обработка производится исключительно силами сотрудников столовой;
- Финансирование столовой осуществляется из государственного бюджета с возможным привлечением сторонних средств от организаций на добровольной основе;
- Доставка сырья и вспомогательных материалов для обеспечения питания может осуществляться исключительно на договорной основе и только теми организациями, которые зарегистрированы в качестве юридических или физических лиц. На все поставляемые виды сырья должны иметься соответствующие ветеринарные свидетельства или сертификаты качества, срок действия которых распространяется на поставленную партию;
- Организация процесса приготовления должна производиться так, чтобы учащиеся своевременно получали положенное питание;
- Меню столовой на текущую неделю должно находиться в общей доступности для учащихся, руководителей и контролирующих органов, причем в нем необходимо отражать информацию об объемах каждого блюда;
- Существующий график приема пищи в столовой должен отдельно утверждаться директором учреждения;
- Обслуживание в процессе питания должно сопровождаться предварительным накрытием столов силами работников столовой;
- Ежегодно в соответствии с приказом директора школы назначается ответственное за организацию питания лицо.
Организация контроля питания в общеобразовательном учреждении
Осуществление контроля за соблюдением всех положенных норм производят при помощи внутренних и внешних проверок, выполняемых с определенной периодичностью.
Одним из методов организации внутреннего контроля является создание специальной бракеражной комиссии, в обязанности которой входит постоянный контроль качества поступающего в столовую сырья и готовой продукции.
Кроме того, в процессе технологической обработки (в любое время без предупреждения работников столовой) такая комиссия выборочно может проверять соблюдение всех положенных параметров. Состав комиссии определяется один раз в год и утверждается приказом директора.
Результаты произведенных проверок должны заноситься в специальный журнал, который предоставляется по первому требованию вышестоящего руководства или гос. органов контроля.
Параллельный внутренний контроль процесса питания должно осуществлять и ответственное лицо, которое назначается отдельным приказом директора.
В перечень прямых обязанностей ответственного входит проверка соответствия качества сырья необходимым санитарным показателям, правильности составления меню, периодическая дегустация пищи, осуществление контрольных завесов для выявления соответствия массы порций существующим нормам.
Несмотря на наличие ответственных лиц, директор образовательного учреждения также обязан вести контроль за соблюдением существующих норм, которые диктуются законодательными актами и внутренними порядками школы.
При наличии необходимости может быть отдельно создана инициативная группа родителей, которая будет осуществлять параллельный контроль организации питания.
Кроме внутреннего контроля осуществляется и внешний – силами государственных органов санэпидстанции, представителей Министерства образования и Роспотребнадзора. Зачастую такие проверки носят плановый характер, но при наличии жалоб или возникновении внештатных ситуаций организовываются и внеплановые.
Источник: https://posobie.center/molodaya-semya/shkola-i-detskij-sad/organizatsiya-pitaniya-v-shkole/
Родителям разрешили контролировать меню детсадовской и школьной столовой
С начала учебного года прошло лишь два месяца, и вот свежие примеры: в Арзамасе от пищевого отравления пострадали 19 учеников, в Кинешме Ивановской области — 14 школьников, во Владивостоке — 11 детей угодили в больницу… Всего за последние полгода было около тысячи таких случаев.
В некоторых регионах в школах вместо нормальных завтраков с кашей, запеканками и компотом учеников стали кормить пиццей, сосисками в тесте и бутербродами с полукопченой колбасой. Как оказалось, меню с пиццей и копченостями — это так называемый «экспресс-завтрак». И отказаться от него можно. Только вот родителей в большинстве школ никто в известность об этом не поставил.
— Этот вариант меню мы согласовывали. Возражений не было, — рассказал «РГ» представитель крупного комбината. — Родители могут отказаться от такого завтрака в пользу обычного — с кашей, сырниками и омлетом. Достаточно сообщить об этом ответственному за питание в вашей школе.
В детских садах и школах изменилось меню
По его словам, на всех комбинатах заинтересованы в достоверной информации и готовы пойти навстречу чуть ли не в индивидуальных просьбах мам и пап. При этом финансово предприятие не страдает. Цена завтраков одинаковая. Ответственные за питание — обычно психологи, социальные педагоги, учителя, которые входят в состав управляющих советов. Что должны делать организаторы по питанию?
Ответственные за питание — обычно психологи, социальные педагоги, учителя, которые входят в состав управляющих советов. Что должны делать организаторы по питанию?
Контролировать меню, дегустировать пищу, проверять ее вес. Они же должны следить за тем, чтобы информация о меню была в открытом доступе. Правда, искать этого ответственного в школах родителям зачастую надо самостоятельно. Информации — минимум.
После нашей публикации родители, которые хотели отказаться от пиццы и сосисок в тесте, смогли это сделать без всяких заявлений и объяснительных. Достаточно было звонка ответственному за питание, и через три дня детям вместе пиццы дали на завтрак запеканку.
В московском департаменте информационных технологий сообщили, что родители смогут посмотреть в Интернете, что едят их дети в школах и детских садах. Новый сервис должен заработать до конца 2016 года. Есть еще новости: в Московской области в 2016 году размер компенсации на питание школьников в начальных классах увеличат на 30 процентов, для средних и старших классов — на 40.
Тем временем Минсельхоз предложил использовать для школьных и детсадовских столовых только отечественные продукты и отдавать предпочтение при госзакупках российским производителям.
«Мы предлагаем ограничить закупку определенного перечня — это рыбная, мясная, молочная продукция (молоко, масло, сыры), рис, соль и сахар. Проект сейчас дорабатывается с минэкономразвития и ФАС», — пояснили «Российской газете» в министерстве.
Инфографика РГ / Мария Пахмутова / Ирина Ивойлова
От первого лица
Анна Попова, глава Роспотребнадзора:
— Сегодня мы максимально часто, насколько это позволяет закон, проверяем, как кормят детей в детских садах и школах. У нас есть регламентирующий документ — СанПиН по детским дошкольным учреждениям, по школам и летним оздоровительным лагерям. В приложении к СанПиН есть рекомендуемое меню. Мало того.
Каждое образовательное учреждение свое примерное меню должно согласовать с территориальным подразделением Роспотребнадзора. И каждый родитель имеет право сказать: покажите-ка мне, что вам было согласовано, название продукта, блюда, его объем, вес. Если это не противоречит одно другому, родители должны бить тревогу.Мы готовы работать с родительским сообществом, проводить занятия, информировать. Пусть родители будут нашими общественными помощниками.
А что в других городах
В Екатеринбурге уже три года внедряется автоматизированная система школьных обедов. Родители регистрируются на сайте городской администрации в разделе «Школьное питание», пополняют лицевой счет и там же получают информацию, чем и когда кормят их ребенка.
Роспотребнадзор предупредил о необходимости чаще мыть руки
— Я знаю, что именно съел мой сын, сколько это стоит. Могу установить ежедневный лимит расходов, — рассказывает мама Наталья Хорькова.
Цена комплексного обеда — сто рублей. Сегодня в меню предлагаются щи из свежей капусты, плов с говядиной, яблочный напиток и хлеб. Салатов может не быть из-за строгих санитарных требований, если, к примеру, в здании школы нет места для отдельного цеха холодных закусок.
В большинстве школ Екатеринбурга учащиеся делают покупки по специальной электронной карте. Когда с ее помощью ученик входит в школу, отпирая турникет, система автоматически сразу же ставит его «на довольствие». При оплате обеда с помощью карты система отправляет смс-сообщение родителям: «ваш ребенок пообедал».
В нескольких школах города отказались от карточек в пользу биометрических данных — отпечатка пальца.
— Палец дома не забудешь, — рассуждает пятиклассник Михаил, который до внедрения системы носил карточку на веревочке, на шее, а его дневник пестрел замечаниями «снова забыл карту».
Внедрение биометрической системы обошлось в 270 тысяч рублей, родители за это не заплатили ни копейки.
Обед со школьной фермы
По данным Агропромышленного союза России в Сибири, по доступности школьного питания лидирует Омская область. Средняя стоимость обеда составляет всего 66 рублей 20 копеек. Полноценные горячие обеды и завтраки получают абсолютно все ребята. В этом году на организацию питания в школах области предусмотрено выделить из различных источников 161 миллион рублей.
К началу учебного года в регионе разработали 10 видов школьного меню.
— Завтрак обязательно содержит горячие блюда — молочные каши, а также масло сливочное, сыр, овощи, хлебобулочные изделия, — рассказали «РГ» в министерстве образования Омской области. — На обед — овощные и крупяные супы, рыба или мясное изделие с гарниром, витаминизированные напитки, кисели или соки.
— Нам даже стали давать на десерт мандарины и яблоки, — рассказывает ученица гимназии N 62 пятиклассница Полина Фадеева.
Суп в омских школьных столовых обходится в среднем в 28 рублей, куриная грудка — в 21 рубль 44 копейки, а свекольный салат — всего 1 рубль 20 копеек.
Число больных нервной анорексией выросло за пять лет в 10 раз
В сельских школах питание еще дешевле. В поселке Майский, например, где при школе есть своя собственная ферма, полноценное двухразовое питание для деревенских ребятишек полностью бесплатное.
На приусадебном участке учителя вместе со школьниками выращивают картофель, свеклу, морковку, кабачки, помидоры и другие овощи. На зиму повара квасят капусту, солят огурцы и морозят ягоды. Салаты из свежих овощей на столе каждый день.
А еще в меню столовой — борщи и рассольники, винегрет, картофельное пюре, котлетки, молочные каши, ягодные десерты и компоты.— Если в городских школах обеды еженедельно обходятся в 300-350 рублей, то наши родители не платят ни копейки. Для сельской семьи это большое подспорье, — говорит завуч Наталья Викторенко.
Нет фастфуду!
Корреспондент «РГ» продегустировала школьный обед в одной из гимназий Барнаула. Салат из морской капусты, картофельное пюре, рыбная котлета и компот обошлись чуть больше 50 рублей.
Семиклассница Настя, присевшая по соседству, взяла только салатик и компот. Пояснила: «Рыбу не люблю». Картофельный суп-пюре школьницу тоже не впечатлил.
Конечно, заставить молодежь, привыкшую к фастфуду, есть пресноватое картофельное пюре и паровую котлету трудно.
Тем более что в школьном буфете всегда можно перекусить булочкой, сосиской в тесте или сбегать в ближайший магазинчик за газировкой, чипсами и шоколадкой.
— Мы готовим по нормам СанПиН двухнедельное меню, но на все вкусы не угодишь, — говорит Евгений Скурлатов, руководитель комбината школьного питания, который обслуживает практически все школы Барнаула.
— Вот на днях была жалоба от родителей одного из учеников гимназии N 132: якобы ребенка кормят только сосисками. Мы вместе с его мамой побывали в столовой, посмотрели меню и даже пробу сняли.
Выяснилось, что школьник сам покупает еду в буфете.
В школах родителей агитируют заказывать обеды для своих детей заранее. Это обойдется примерно в 1200-1400 рублей в месяц из расчета 47 рублей в день на одного ученика 1-4-го классов и 52 рубля для 5-11-х. Есть школы, где так питаются около 80 процентов учащихся.
Кстати
Сколько стоит школьный обед
- Москва — 100 рублей
- Екатеринбург — 100 рублей
- Омск — 66 рублей 20 копеек
- Барнаул — 50 рублей
Источник: https://rg.ru/2015/11/10/menu.html
Как организовано питание в школе? Три причины, почему дети не хотят есть в школьной столовой
Со школьными столовыми у людей возникают разные ассоциации. Обычно школьную еду вспоминают с ностальгией, или же, наоборот, когда встречаются с невкусной едой. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были здоровыми и ели вкусную еду. Как это можно обеспечить? Но сперва нужно понять, как организовано питание в школе.
В данной статье вы узнаете:
1) Какой должна быть школьная столовая в идеале (по СанПин)?
2) Какова школьная столовая на самом деле?
3) Почему ребёнок отказывается есть в школе?
Стандарт СанПиН и как организовано питание в обычной школе?
Мы здесь не будем рассматривать какие продукты допускаются, как должен выглядеть работник кухни и т.д. Всё-таки это не компетенция школьного учителя. Все эти вещи, думаю, хорошо проверяются. Нам ведь важнее сама организация питания.
Рассматривать будем на примере моей бывшей школы, которая по престижности себя представляла на первом месте после лицеев и гимназий.
Что предусматривает САНПИН (САНитарные Правила И Нормы):Зелёным цветом выделим соблюдение правил СанПиНа, красным – несоблюдение, оранжевым — небольшие отклонения от правил. Оцените свою школу по этим параметрам.
1. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца.
Одноразовые полотенца в школе устанавливать нет смысла. Дети ведь растащат из шалости всё за 5 минут. А вот электрополотенца (в народе «сушилки») присутствуют.
2. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.
Двухразовое питание было обеспечено для учащихся 1-4 классов и бесплатное. Для остальных формально оставались и завтраки и обеды, но выбрать предлагалось что-то одно. Для продлёнки полдник обеспечивался.
3. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.
Всё по СанПиНу. У нас были даже две таких перемены, но здесь есть и свои минусы, о которых я напишу ниже.
4. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.
Делается это для того, чтобы не было споров за столы. И этот пункт у нас учтен.
5. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.
Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.Кто должен накрывать на стол?
В нашей школе накрывали столы сотрудники столовой. Если в вашей школе столы накрывают учителя — это неправильно. В должностной инструкции педагога указаны только обязанности, связанные с обучением, воспитанием, сохранением здоровья детей (сюда входит дежурство в столовой, но не накрывание и уборка столов!).
Плюсы данного способа раздачи: дети не отвлекаются от уроков, приходят и сразу можно поесть.
Минусы: так как никто не охраняет порции, то некоторые ученики прибегают к воровству.
Для меня всё же предпочтительнее второй способ накрывания столов, когда этим занимаются сами дети, а лучше, если ещё и с помощью работников столовой. Пусть дети немного раньше уйдут с урока, но зато будут сыты.
Из-за проблемы воровства иногда мои дети уходили голодными, поэтому такая проблема требует решения. Возможно, с помощью родительских идей.
Ещё в нашей школе в столовой дежурили учителя, но привлекали, в основном, молодых. Сами понимаете, такое дежурство не совсем эффективно. Особо наглые старшеклассники, порой будучи в два раза выше молоденькой учительницы, вряд ли трезво отреагируют на замечание взрослых.
6. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.
Нелюбимое дело почти всех учеников – вытирать столы. Тем более все хулиганы, как правило, первыми разбегаются, и приходится вытирать оставшимся, хоть они и в десятый раз дежурные.
Я ничего не вижу плохого в том, что дети должны убирать за собой (ведь родители часто дома сами все делают за детей – ай-яй-яй), но здесь нужно делать мотивацию, а у нас всё время приходится принуждать. Ушла советская школа, а вместе с ней и дисциплина.
В нашей школе убирались дети, но они халтурили. Всё равно работали в большей степени работники столовой.
7. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
Тоже проблема многих школ. В начальной с этим проблем не бывает. Дети учатся в одном кабинете, никто посторонний не ходит. Поэтому заказывают бутилированною воду. Как только класс переходит в среднее звено – начинаются проблемы. За учебный день через прикрепленный кабинет проходит большое количество учеников. Естественно, родители не захотят платить за воду, выпитую не их детьми.
Школа пытается решить эту проблему, размещая в столовых бутыли с водой, но она быстро заканчивается. Где-то есть фонтанчики.
На мой взгляд, это более рациональное решение.
Подведем промежуточный итог. Из семи пунктов три жёлтых, четыре зеленых. Школа старается соблюсти все правила так, чтобы и СанПиН был «доволен», и родители не имели претензий.
Ну, а теперь обратимся к главному объекту, пользователю школьной столовой – учащемуся.
Почему ребёнок отказывается есть в школьной столовой?
Ребенок хочет чипсы, сухарики, газировку, сладкое. В общем, всё то, что в школе давать нельзя. Почему он меняет на эти продукты горячее школьное питание?
- в школе невкусно кормят (к сожалению, проблема многих школ). Иногда дело в предпочтениях, но когда в классе, состоящем из 30 человек, организованно едят только человека 3-5, на мой взгляд, школе необходимо что-то предпринять. Я это констатирую не по своему опыту, многие мои ученики говорили, что не хотят есть в столовой, потому что им невкусно, или они находили даже подозрительные предметы в еде;
- дорого. Младшие школьники на этот критерий вряд ли отреагируют, они пока не знают цену деньгам. А вот старшие могут так сказать и приносить еду с собой (оптимальное решение для ребенка, если он не хочет есть в столовой);
- ребенок может жульничать, и , если ребенка не контролируют родители, не сдавать деньги на питание, а тратить их на вредную еду и всякие безделушки.
Если одна или несколько из этих проблем присутствует, и ваш ребенок отказывается питаться организованно в школе, то это следовало бы обсудить с родительским комитетом и классным руководителем. Возможно, вынести потом на уровень школы.
Более подробно эта проблема освещена здесь.
Для чего это нужно сделать? Чтобы уберечь желудки и здоровье наших детей, дабы они не заработали себе болезней еще в школе.
Будьте внимательны к питанию вашего ребенка в школе, тогда и хорошие оценки не заставят себя ждать.
Ваши отклики и комментарии жду внизу.
Источник: https://shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/pitanie-shkolnika/kak-organizovano-pitanie-v-shkole-tri-prichiny-pochemu-deti-ne-khotyat-est-organizovanno
Питание в школе: что можно и что нельзя
В январе 2019 Роспотребнадзор опубликовал проект нового СанПин по организации питания школьников. Документ пока (и неожиданно) не прошел Минюст и не действует, но родители были взбудоражены: чиновники хотели запретить приносить еду из дома. Разбираемся, как устроено питание в школе, какой рацион показан ученикам и кто получает обязательное горячее питание.
Как должны питаться дети в школе?
Все, что связано с питанием в школе, зафиксировано в СанПин 2.4.5.2409-08. В этом документе оговорены режим питания, рацион, примерное меню, требования к столовой.
В новом, скандально известном СанПине, который пока не одобрил Минюст, на удивление мало изменений. Самое основное — использование йодированной соли вместо обычной
Детей в школе должны кормить два раза — завтраком и обедом. Питание должно быть горячим. Для групп продленного дня добавляют полдник. Если дети живут в интернате или других подобных учреждениях, то их обязаны кормить до пяти раз в день.
Завтрак должен состоять из закуски, желательно овощной или фруктовой, горячего блюда и горячего напитка. На обед школьники должны получить закуску, например, салат или порционные овощи, первое, второе из мяса, рыбы или птицы и сладкое блюдо.
На полдник рекомендуется давать кисель, сок или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема. На ужин детям дают овощное блюдо или кашу, второе блюдо из мяса, рыбы или птицы и напиток.
На второй ужин — фрукты или кисломолочные продукты.
В обычных школах дети завтракают и обедают. Кормить их должны на «больших переменах», не меньше 20 минут.
Также в столовой может быть буфет: там продают кондитерские и булочные изделия, фрукты, кисломолочные продукты, твердые сыры, соки, орехи (кроме арахиса), сухофрукты.
Как школьники могут получить воду?
Школьники имеют право в любое время получить чистую питьевую воду. Есть два варианта: питьевые фонтанчики или вода, расфасованная в емкости. Питьевые фонтанчики редко устанавливают в школах, но они предусмотрены СанПин. Воду в маленьких бутылочках должны выдавать в столовой.
Водой обязана обеспечить школа, но часто эти требования не соблюдаются. Можно писать жалобы, можно ставить кулер в классе
Часто эти требования не соблюдаются и родителям приходится покупать бутылированную воду в больших тарах и ставить ее в классах. Это решает проблему, но не соответствует требованиям СанПин. По крайней мере в нынешнем документе не сказано, насколько безопасно пить воду из общего кулера и пластиковых стаканчиков.
Насколько полезна школьная еда?
Роспотребнадзор делает все, чтобы она была полезной. Например, в приложении к СанПин есть таблица калорийности блюд, указаны ограничения по соли и сахару. Вся соль с 2020 года должна быть йодированной. Добавленных сахаров должно быть не больше 40 г в день, соли не больше 5 г — это соответствует требованиям ВОЗ.
Проблема СанПин о питании в устаревших требованиях. Например, в СанПиН говорится о витаминной недостаточности у детей. Предлагается добавлять витамин C в готовые блюда.
Но по исследованиям сейчас дети получают недостаточно витаминов группы B. И не нужно витаминизировать готовые блюда, эта идея досталась в наследство от документов 1975 года.
Сейчас можно купить витаминизированные продукты в магазинах.
Кто должен кормить учеников?
Ученики должны питаться в столовой, которая находится в специально оборудованном помещении. В СанПин есть требования и к кухне, и к самой столовой, где сидят и едят школьники.
Вопреки слухам, дети могут приносить в школу еду из дома
У всех сотрудников должны быть санитарные книжки, также они должны проходить медицинские профосмотры раз в год. Чистота достигается и другими способами: специальная одежда, дезинфекция рук, отбраковка продуктов и так далее.
Чтобы контролировать работу столовой, в школе создают бракеражную комиссию. Она следит за чистотой, соблюдением рациона, меню, пробует блюда. В состав комиссии должны входить члены администрации, медицинский работник, педагоги, школьники.Вопреки слухам, дети могут приносить еду из дома. Запрета нет в новой редакции СанПин, нет его и проекте нового документа. Речь шла о запрете готовить в столовой блюда из продуктов, принесенных из дома.
Кто может питаться бесплатно?
С этим пунктом пока неразбериха: в каждом субъекте РФ по-разному.
Но чаще всего бесплатное двухразовое питание получают дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей), дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети в приемных семьях, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие родителей — инвалидов 1 или 2 группы, дети, получающие пенсию по потере кормильца.
Должна ли еда быть вкусной?
По СанПин она должна быть полезной. Это касается набора продуктов и способа приготовления. То есть в продуктах должно быть минимум соли, добавленного сахара и насыщенных жиров. Желательно готовить блюда в щадящем режиме, то есть варить и тушить, а не жарить. Иногда это может быть не вкусно, особенно, если ребенок привык к жирной, жареной или острой пище.
11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!
Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/pitanie-v-shkole/