Когда можно проводить конкурс а не аукцион оп 223 фз
Что делать, если аукцион или конкурс по 223-ФЗ не состоялся? Основания, перечень последствий, подписание договора
С учетом того, что в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирована последовательность действий для заказчиков по результатам признания закупки несостоявшейся, то такой порядок должен быть указан ими во внутреннем Положении о закупках. Разработка и утверждение такого Положения является обязанностью заказчика.
Требования к Положению о закупке
В законе 223-ФЗ предусмотрены более лояльные условия для закупок товаров, работ и услуг, чем при закупках в рамках контрактной системы.
В законе о закупках для отдельных юрлиц не определены способы закупок (конкурентные или неконкурентные), которые должны использоваться заказчиками по 223-ФЗ, условия и порядок применения закупочных процедур.
Все эти правила, которые жестко регламентируются в 44-ФЗ, по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает самостоятельно. Для этого заказчиком разрабатывается Положение о закупках. После утверждения Положения заказчик должен неукоснительно его придерживаться, иначе ему грозит ответственность.
Подобные требования к заказчикам отвечают нормам ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 и разъясняющему Письму Минэкономразвития от 2011 года №Д28-317. При подготовке Положения о закупке заказчиком учитываются требования 223-ФЗ, нормы Конституции и Гражданского кодекса, а также прочих специальных законов.В частности, заказчику следует учитывать разновидности конкурентных процедур (например, конкурса или аукциона и пр.), которые определены в ч. 3.1 ст. 3 223-ФЗ, общий регламент проведения закупок по ст. 3.2 223-ФЗ.
При разработке Положения заказчику необходимо ориентироваться и на положения Постановления Правительства от 2012 года №616. В нем утвержден список товаров, которые можно приобретать только в электронном виде (например, проведение закупок у СМП).
Разница между несостоявшимися и недействительными торгами
Следует проводить различия между недействительными торгами по нормам ст. 449 ГК и несостоявшимися торгами по п. 5 ст. 447 ГК.
Недействительными считаются торги, которые проведены с нарушением законодательства либо повлекли недействительность договора, подписанного по итогам торгов.
Несостоявшиеся торги отвечают всем правовым нормам, и по их результатам допускается подписание договора с единственным поставщиком.
В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся
В 223-ФЗ не определены условия и основания признания конкурентной закупки несостоявшейся, как и последствия от того, что закупка не состоялась. Данные вопросы должны решаться заказчиком с учетом принятого у него Положения о закупках и норм Гражданского кодекса.
Но практика показывает, что заказчики по аналогии с 44-ФЗ указывают такие же основания признания закупки несостоявшейся. В их числе следующие:
- Ни одна заявка не была признана соответствующей требованиям закупочного законодательства.
- Не поступило ни одной заявки.
- Была подана только одна заявка.
- Только одна заявка была признана соответствующей требованиям.
Хотя подобные формулировки не являются обязательными для внесения в Положение о закупках по 223-ФЗ, но они достаточно логичные и исчерпывающие.
По нормам п. 5 ст. 447 ГК аукцион или конкурс с единственным участником признаются несостоявшимися.
Значит, в отношении конкурса и аукциона такие основания признания закупки несостоявшейся являются обязательными, тогда как при использовании иных процедур заказчик вправе потенциально признать их состоявшимися при поступлении хотя бы одной заявки.
Указанные четыре основания для признания закупки несостоявшейся подходят для проведения закупок через запрос котировок или запрос предложений, тогда как применительно к конкурсу или аукциону могут быть предусмотрены дополнительные основания, связанные со спецификой этих форм закупки.
Несостоявшийся конкурс
Конкурс может быть признан несостоявшимся:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки.
- По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссия отклонила все заявки.
- В ходе предквалификационного отбора стало понятно, что ни один участник не соответствует установленным требованиям.
- Когда сроки подачи заявок на участие в конкурсе истекли, выяснилось, что была подана только одна заявка, и ее признали соответствующей требованиям.
- Только одну заявку признали соответствующей требованиям по результатам рассмотрения заявок.
- По итогам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим требованиям, и заявка такого участника соответствовала требованиям.
Несостоявшийся аукцион
Аукцион признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки, а также если:
- По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссия по закупкам была вынуждена отказать всем участникам в допуске к торгам.
- В течение определенного временного промежутка после начала аукциона ни один из участников не подал предложение по цене договора.
- По окончании сроков подачи заявок на участие в аукционе была подана только одна заявка от участника, которая соответствовала требованиям.
- По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании одного участника, подавшего заявку на участие в аукционе, его участником.
Как определяются последствия процедуры в Положении о закупке
Последствия признания закупки несостоявшейся определяются по 223-ФЗ в Положении о закупке заказчика. На основании п. 1 ст.
447 ГК договор, заключение которого определяется через проведение торгов, подписывается с победителем.
При неконкурентной или несостоявшейся закупке победителей быть не может, поэтому Гражданский кодекс не указывает на обязанность заказчика подписать договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ.
Стоит отметить, что случаи и способы проведения неконкурентных закупок, а также подписания договора с единственным поставщиком по результатам признания закупки несостоявшейся в обязательном порядке прописываются в Положении о закупке по ч. 3.
2 ст. 3 223-ФЗ. В противном случае, заказчик не сможет по своему усмотрению заключить соглашение с единственным участником.
Если торговая закупочная процедура была признана несостоявшейся, то это предполагает принятие заказчиком ряда мер:
- Выявление причин признания закупки несостоявшейся.
- Подготовка итогового протокола и его публикация на официальном сайте по закупкам.
- Принятие решения о последствиях официального признания закупки несостоявшейся (например, подписание договора с единственным поставщиком, проведение повторной закупки, изменение способа закупки).
Заказчик предусматривает возможности выбора последствий признания процедуры несостоявшейся в своем Положении о закупке. В частности, заказчик может принять такие решения:
- О закупке и подписании договора с единственным поставщиком. Это может быть оправдано, если проводить новые закупочные процедуры нецелесообразно, например, по причине исчерпания лимитов на проведение закупочной процедуры; если у заказчика есть основания полагать, что проведение новой закупки не приведет к изменению круга участников закупки.
- О заключении договора – если предоставленная заявка и участник, который подал заявку, соответствуют требованиям извещения и документации.
- О продлении сроков приема предложений участников.
- О проведении повторной закупки тем же способом.
- О проведении повторной закупки иным способом: например, вместо конкурса – в виде запроса предложений.
Порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок
Заключение договора по 223-ФЗ происходит с учетом действующего Положения о закупках заказчика. Но действуют некоторые общие требования к подписанию такого договора. Заключить его можно не менее, чем через 10 дней после завершения торгов, иначе заказчик нарушит общие нормы 223-ФЗ.
При заключении контракта по нормам 223-ФЗ заказчику следует согласовать с подрядчиком:
- Условия, которые Гражданский кодекс считает существенными для договоров подобного типа.
- Условия, которые по 223-ФЗ подлежат согласованию для отдельных типов договоров.
- Условия, которые одна из сторон отнесла к существенным условиям договора.
- Прочие договорные условия: стоимость, порядок разрешения спорных ситуаций и пр.
К существенным условиям договора по Гражданскому кодексу относят предмет договора по п. 1 ст. 432 ГК, сроки поставки товара по ст. 457 ГК или конечный срок выполнения работ либо оказания услуг по ст. 708, 783 ГК.
Заказчик заключает договор с единственным участником закупки, предложение которого было признано соответствующим требованиям закупки в случае, если:
- Данного участника допустили к участию в закупке.
- Договор подписывается на условиях закупочной документации и проекта договора.
- Договор подписывается по той цене, в объеме и на условиях, перечисленных таким единственным участником в заявке (применительно к аукциону по стоимости, согласованной сторонами, не превышающую начальную цену договора) или на более предпочтительных условиях для заказчика (в частности, тех, которые были достигнуты по результатам переговоров сторон).
- В план закупок не вносятся изменения.
Обычно в данном случае заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.
Тогда как при соблюдении следующих условий заказчик вправе подписать договор с единственным поставщиком, хотя и не обязан этого делать:
- Возможность подписания договора предусмотрена Положением о закупке.
- Соответствующее решение было принято уполномоченными лицами заказчика.
- Возможность внесения изменений в план закупок из-за изменения способа закупки.
- Договор подписывается с учетом требований, установленных закупочной документацией, но допускается несущественное изменение договорных условий: перенос сроков, изменение условий оплаты и пр.
- Необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика.
Процедура подписания договора по результатам признания закупки несостоявшейся в остальном проводится по общим правилам:
- Оформляется итоговый протокол по результатам закупки. Со дня размещения итогового протокола у сторон есть не более 20 дней на подписание соглашения.
- Составляется проект договора и направляется поставщику.
- Поставщик изучает поступивший проект договора и в установленные сроки должен его подписать.
- Если поставщик выявил несоответствия, то он направляет заказчику протокол разногласий. Количество протоколов разногласий, которыми могут обмениваться стороны по 223-ФЗ, никак не ограничивается.
- По результатам согласования происходит подписание договора.
- В течение 3 дней после подписания договор вносится в реестр по ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ.
При подписании договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки сведения о таком договоре должны быть включены в ежемесячный отчет о договорах, подписанных по результатам закупки товаров, работ и услуг.
Таким образом, закупка признается несостоявшейся, если в рамках процедуры не удалось определить поставщика на конкурентных началах, тогда как сама процедура закупки при этом полностью соответствовала правовым нормам.
По правилам 223-ФЗ заказчик определяет основания признания закупки несостоявшейся и последствия этого самостоятельно и фиксирует их в собственном Положении о закупках.
Стандартными последствиями признания закупки несостоявшейся по нормам 223-ФЗ становятся подписание договора с единственным поставщиком, продление сроков проведения закупки и приема заявок, проведение новой закупки в той же или альтернативной форме.
Загрузка…
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.Источник: https://pravo.team/zakupki/223/nesostoyavshiesya-2.html
Электронный аукцион по 223 ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция
Электронный аукцион по 223-ФЗ — это один из видов конкурентных процедур. Правила для него заказчик обязан прописать в Положении о закупках.
В ч. 18 ст. 3.2 законодатель дает определение, что это такое — открытый аукцион по 223 ФЗ. Он определяет его как форму торгов, при которой побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям, закупочной документации, и который предложил самую низкую цену путем снижения начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).
Если при проведении аукциона цена снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить сделку. В этом случае побеждает участник, заявка которого соответствует требованиям и который предложил самую высокую цену за право заключить сделку.
Как провести
Пошаговая инструкция для открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ состоит из нескольких этапов:
- Готовим закупочные документы.
- Публикуем их.
- Выявляем победителя.
- Заключаем договор.
Рассмотрим каждый этап подробно.
Шаг 1. Готовимся к проведению
Воспользуйтесь этим способом закупки в случаях, которые прописаны в положении о закупках.
Сведения о процедуре доступны для неограниченного круга лиц, поэтому пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года начинается с внесения его в план закупок, опубликованный в ЕИС.
Проводите торги, только когда сведения о них включили в план. В результате аукциона покупатель выбирает поставщика, который:
- отвечает установленным требованиям;
- предлагает наименьшую цену за товары или услуги;
- платит заказчику за право исполнить договор (если цена на торгах упала до нуля).
Не забывайте про аукционный перечень, утвержденный ПП РФ № 616 от 21.06.2012. Товары, которые входят в него, закупайте только в электронной форме.
Шаг 2. Готовим закупочные документы
После принятия решения о проведении закупки заказчик готовит документы:
- Извещение.
- Документацию.
- Проект договора.
По ч. 8 и 9 ст. 4 223-ФЗ, в извещение включают следующие сведения о:
- заказчике;
- предмете сделки и ее условиях;
- закупочной процедуре (вид торгов — аукцион 223 ФЗ, сроки начала и окончания подачи предложений, адрес ЭТП, процесс подведения итогов);
- обеспечении заявки (если установлено в Положении и при НМЦК более 5 млн руб.).
Документацию составляют на основе извещения, но с более подробным описанием продукции (услуг, работ) и условий сделки (ч. 18 ст. 3.2, ч. 10 ст. 4). Здесь же указывают:
- Требования к участникам.
- Инструкцию, по которой составляется заявка.
- Порядок разъяснений положений документации.
- Этапы и порядок подведения итогов.
- Шаг торгов.
- Дату определения победителя.
- Сроки и порядок изменения документации.
Проект договора составляют, основываясь на документации и извещении. Его дополняют пунктами про ответственность сторон и условиями приемки.
Скачать
Шаг 3. Публикуем документы
Перед публикацией проверьте, чтобы сведения соответствовали актуальной редакции 223-ФЗ и Положению о закупках.
Выкладывайте их в ЕИС минимум за 15 дней до даты окончания приема заявок. Если аукцион в электронной форме проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, то проверьте сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:
Не менее 7 дней | Меньше 30 млн руб |
Не менее 15 дней | Больше 30 млн руб |
Шаг 4. Проверяем участников
На этом этапе пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ действия по выявлению участников и определению победителя сопровождаются составлением протокола (ч. 13 и 14 ст. 3.2). Срок размещения их в ЕИС — 3 дня с даты подписания.
Первый из таких документов — протокол рассмотрения первых частей заявок. Его оформляют после открытия доступа к заявкам. Здесь же указывают сведения об отклоненных и причины отказа.
Шаг 5. Проводим торги
Поставщики, которых допустили, начинают торги:
- снижают текущее минимальное предложение о цене договора в пределах «шага аукциона» — от 0,5% до 5% процентов от НМЦД;
- не подают предложение о цене договора, которая равна предложению, ранее поданному, или большее, чем оно, и предложение о цене, равной 0;
- побеждает участник, которые подал минимальное предложение о цене.
Шаг 6. Определяем победителя
Когда известны ценовые предложения, заказчик оформляет итоговый протокол, где прописывает:
- Сведения о победителе.
- Общее число поданных заявок.
- Порядковые номера остальных заявок, ранжированные по цене.
По нормам 223-ФЗ, положению и документации, заказчик вправе отклонить заявку и на этапе подведения итогов. Информацию о причинах отказа в допуске он указывает в протоколе.
Аналогичный документ оформляют для закупки, которая не состоялась (нет заявок или никого из участников не допустили). Причем такой статус покупатель присваивает тендеру в любой момент со дня начала рассмотрения предложений (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2).
Протокол подводит итог и аукциону, на который была подана только одна заявка. Если она допущена, договор заключают с единственным участником.
Скачать
Шаг 7. Заключаем договор
После подведения итогов начинается последний этап пошаговой инструкции открытого аукциона в электронной форме 223 ФЗ — подписание контракта. Правила установлены в ч. 15 ст. 3.2 и ч. 28, 29 ст. 3.4 223-ФЗ:
- Внесите в проект договора сведения о победителе и его цене.
- Подпишите у участника.
- Обработайте протокол разногласий, если участник указал на недочеты.
- Подпишите договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней после подведения итогов.
- Продлите срок заключения, когда сделку одобряет контрольный орган или пожаловались по закупке. В этих случаях договор заключают в течение 5 дней после того, как разрешили заключить сделку или ФАС вынесло решение по жалобе.
- Разместите в ЕИС в течение 3 дней с момента подписания.
В случае изменения существенных условий сделки обновленный договор опубликуйте в ЕИС не позже 10 дней после внесения правок (ч. 5 ст. 4).
Источник: https://goscontract.info/tender/elektronnyy-auktsion-po-223-fz-po-novym-pravilam-poshagovaya-instruktsiya
Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ в 2019 году
Напомним, ранее заказчик в положении о закупке прописывал порядок проведения всего двух видов закупок: конкурса и аукциона. Другие виды он мог вносить в положение на свое усмотрение.
С 1 июля 2018 года, после вступления в силу изменений закона 223-ФЗ в положении о закупках заказчик должен указать уже четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок — и одну неконкурентную — закупку у единственного поставщика.
Для каждого из видов конкурентных закупок законодатель установил минимальные сроки проведения.
Конкурс | 15 календарных дней |
Аукцион | 15 календарных дней |
Запрос котировок | 5 рабочих дней |
Запрос предложений | 7 рабочих дней |
Обратите внимание: для аукциона и конкурса сроки сократились и исчисляются теперь в календарных днях.
В вашем положении могут быть предусмотрены бо́льшие сроки, но они точно не могут быть меньше, чем указаны в законе.
документации
извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.
Порядок и сроки предоставления разъяснений
Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.
При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.
Порядок и сроки внесения изменений
В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.
Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.
Описание предмета конкурентной закупки
В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.
Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.
Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.
Сроки отмены конкурентной закупки
В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.
Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок
Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.
Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.
Предоставление обеспечения заявок
Законодатели узаконили право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн рублей.
«В положении о закупках у заказчика должно быть очень четко прописано, когда обеспечительная сумма не возвращается. И чем подробнее будет перечень ситуаций, тем меньше споров возникнет», — советует Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».
Что считается этапом
В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.
«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.
Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:
- внести в документацию сведения об этапе и сроках его проведения;
- составить протокол по результатам этапа, для каждого — отдельный документ.
Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.
Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).
Переторжка
Это сопоставление дополнительных ценовых и неценовых предложений участников о снижении цены договора, добровольное изменение первоначальных предложений без корректировки других условий.
Заказчик должен заранее указать дату и время проведения данного этапа. Тут важно определиться, есть ли реальная потребность в переторжке.
Например, по результатам первоначальных заявок участники снизили цены настолько, что у заказчика нет уверенности, смогут ли они за эти деньги выполнить работу качественно, а тут еще объявлена переторжка, не проводить которую нельзя. Или заявку подал только один участник — с кем тогда будет объявляться переторжка?
«Мне кажется, что это некорректное условие установить срок проведения дополнительных этапов в момент извещения о самой закупке. Лучше было бы, чтобы заказчик мог принять решение о проведении переторжки, когда понятен уровень цен, предложенных участниками в их первоначальных заявках», — делится своим мнением Станислав Грузин.
Процедура с квалификационным отбором
На этом этапе заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика, и закупки с квалификационным отбором могут стать распространенным явлением.
Конкурентные переговоры
Закупки по 223-ФЗ
Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков
Пройти обучение
Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора.
Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации.
После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.
Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.
Протоколы по итогам этапов и закупок
Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:
1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:
— дата подписания;
— количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки — дата и время регистрации такой заявки;
— результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);
— ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;
— причина, по которой закупка не состоялась;
— иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:
— дата подписания;
— количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;
Раньше закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица.
Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например, присваивать номера.— порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;
Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.— результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;
— результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;
— причина, по которой закупка не состоялась;
— иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.
Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.
Заключение договора
Финальная процедура практически не изменилась. Законодатели сохранили сроки заключения договора:
- в обычном порядке — не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола;
- если заказчику необходимо получить одобрение у вышестоящих органов — не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения;
- если в отношении закупки рассматривалась жалоба или есть судебный спор — не позднее 5 дней с момента вынесения соответствующего решения.
С изменениями закона 223-ФЗ у заказчиков появилось право заключать договоры с несколькими исполнителями. Чтобы использовать такую возможность, надо прописать это условие в положении о закупке и сопутствующей документации.
Напоминаем, что перечисленные требования законодательства касаются порядка проведения конкурентных закупок, обязательных для заказчика, и не касаются закупок для малых и средних предприятий. Об особенностях конкурентных процедур для МСП расскажем в следующем материале.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1679
Важные моменты проведения торгов по 223-ФЗ | Контур.Закупки
Что поменялось в течение последнего года в торгах госкорпораций и других заказчиков, которые руководствуются законом 223-ФЗ? Мы собрали главные изменения, о которых нужно знать сторонам закупок. Они относятся к любым торгам, кроме тех, что объявлены для МСП.
Виды процедур и сроки
C 1 июля 2018 года заказчики по закону 223-ФЗ в своих Положениях о закупке прописывают 4 вида конкурентных процедур. К обязательным ранее конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Кроме того, в Положении должна быть прописана одна неконкурентная процедура — закупка у единственного поставщика.
Минимальные сроки для каждой процедуры следующие:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- конкурс и аукцион — 15 календарных дней;
- запрос котировок — 5 рабочих дней;
- запрос предложений — 7 рабочих дней.
Аукционы и конкурсы теперь проводятся быстрее, и сроки исчисляются в календарных, а не в рабочих днях. При этом заказчик может установить в Положении более длительные сроки.
Процесс закупки
В проведении конкурентных закупок выделим следующие моменты, о которых важно помнить:
- Документация. При подготовке запроса котировок все требования должны прописываться непосредственно в извещении. Документация на эту процедуру не составляется.
- Запросы на разъяснение. Участник вправе подать запрос на разъяснение положений документации не позднее 3 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Заказчик обязан дать разъяснения в течение 3 рабочих дней и разместить ответ в ЕИС, указав вопрос, но не раскрывая его автора. Если запрос направлен позже срока, на него можно не отвечать.
- Изменение документации. Если нужно что-то изменить в условиях закупки, после внесения правок в документы срок приема заявок увеличивается не менее, чем на 1/2 от первоначального. Это правило действует для всех обязательных видах конкурентных закупок.
Обратите внимание! Минимальный срок приема заявок на запрос предложений составляет 7 рабочих дней. Когда в документы вносятся изменения, срок нужно продлить не менее чем на 3,5 рабочих дней. Безопасно продлевать на 4 дня, то есть округлить значение в большую сторону.
- Описание объекта закупки. Описывать объект нужно полно. В описании должны быть указаны свойства товара: эксплуатационный, функциональные, технические и потребительские. Товарный знак вписывать нельзя. Если же без указания на него предмет не описать, нужно указать бренд и добавить «или эквивалент». При этом необходимого при описании характеристик предмета закупки установить параметры эквивалентности. Не указывать эквивалент можно, если нужно, например, приобрести запчасти и расходные материалы к существующему оборудованию либо обеспечить совместимость с имеющейся техникой.
- Отмена закупки. Заказчик может отменить торги не позднее, чем за 1 день до окончания срока подачи заявок. Об этом нужно сообщить в ЕИС, разместив принятое решение. Если же заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он уже не сможет.
- Подача и отзыв заявки. На процедуру, которая проводится в электронной форме, подается только одна заявка. Если в заявке что-то не так или поставщик передумал, он может ее отозвать либо изменить. Сделать это можно до окончания срока подачи заявок. Заказчик должен увидеть уведомление до того, как истечет срок.
- Обеспечение заявки. Заказчик может определять размер обеспечения заявки и условия его предоставления. Однако это правило установлено для закупок с ценой контракта от 5 млн рублей включительно. Специалисты рекомендуют четко прописывать условия, при которых заявка не будет возвращена поставщику. Это сократит риски возникновения споров.
Дополнительные этапы
В статье 3.2 закона 223-ФЗ (часть 24) сказано, что в конкурентной процедуре может быть один или несколько этапов. Если этап включается в закупку, его нужно описать в документации, а по итогу проведения составить протокол.
Под этапом в данном случае понимается любая стадия до определения победителя, включая проведение торгов. Когда победитель уже определен, закупка завершается, и дальше следует заключение договора.
Все последующие стадии этапами закупки не являются. Путаница иногда возникает из-за того, что в закупках для малого и среднего бизнеса этапы прописаны четко.
Однако на прочие закупки эти нормы не распространяются.
Итак, в конкурентной закупке по 223-ФЗ заказчик может предусмотреть этапы, которые рассмотрены ниже.
Квалификационный отбор
Заказчик предъявляет требования к квалификации поставщиков и отбирает заявки, которые им удовлетворяют. Для него это удобный инструмент, благодаря которому он может выбрать лучшее предложение по соотношению цены и качества.
Протоколы
По окончании каждого этапа и всей закупки заказчик составляет протоколы. В них должна быть такая информация:
- дата и время регистрации заявки;
- количество поданных заявок;
- распределение участников по местам в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют критериям отбора;
- если закупка не состоялась, то причина этого.
В промежуточные протоколы помимо указанного выше, нужно включить:
- итоги рассмотрения заявок, в том числе количество отклоненных заявок с указанием основания;
- прочие сведения, которые продиктованы Положением о закупке или желанием заказчика.
Раньше в итоговом протоколе нужно было указывать наименование организации или ФИО гражданина, теперь это требование отменено.
Новое в заключении договора
Процедура заключения договора по итогу закупки осталась прежней. Но есть одно важное изменение — заказчик имеет право заключать договор с несколькими исполнителями. Однако это должно быть предусмотрено в Положении о закупке и включено в ее документацию.
Все упомянутые изменения распространяются на обычные закупки и не имеют отношения к торгам для субъектов малого и среднего предпринимательства. Последние проводят на федеральных электронных площадках и по правилам, приближенным к закону 44-ФЗ.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/vazhnye-momenty-provedeniya-torgov-po-223-fz/
Когда можно проводить конкурс а не аукцион оп 223 фз
Случаи признания торгов несостоявшимися: 1.
В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. 2.
Если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка. 3. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах признан участником соответствующей процедуры торгов.
4. Если по результатам рассмотрения заявок на участие в процедуре были отклонены все поданные заявки. Основания для признания открытого конкурса несостоявшимся: 1.
По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки.
2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все заявки. 3.
По результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным в документации требованиям. 4.
По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации.
В результате признания открытого конкурса несостоявшимся на основаниях, указанных в пунктах 4, 5 и 6, у заказчика может быть право, а в ряде случаев и обязанность заключить договор с единственным поставщиком. Аналогичные ситуации возникают в случае проведения аукционов и других видов закупочных процедур. Основания для признания открытого аукциона несостоявшимся: 1.
По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной такой заявки; 2. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки.
3. В течение определенного времени после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене договора. 4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.
5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником.Основания для признания несостоявшимися закупок, проводимых путем организации запроса котировок (запроса предложений): 1.
По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений) не подано ни одной такой заявки.
2. По результатам рассмотрения заявок комиссией заказчика отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок (запросе предложений). 3. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений) подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.
4.
Порядок проведения и условия открытого электронного аукциона по требованиям 223-ФЗ
Электронный аукцион – одна из форм закупок, применяемая в рамках закупок по 223-ФЗ. При открытом электронном аукционе сведения о закупке размещаются в для неограниченного круга лиц.
При закрытом аукционе заказчик может выбрать минимум двух подходящих участников (согласно ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).
В основном закупки через аукцион проводятся в открытой форме, так как для применения закрытого варианта заказчикам необходимо обоснование (иначе его действия могут быть обжалованы ).
Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Санкт-Петербург: .
- Москва: .
Участвовать в открытом электронном аукционе может любое юридическое лицо или несколько юрлиц, которые выступают на стороне одного участника, либо физическое лицо, в том числе в статусе индивидуального предпринимателя.Законодательством утвержден перечень случаев, когда сведения о закупке допускается не публиковать в ЕИС (тогда возможно закупить товары у или применить закрытую закупку):
- Закупки со стоимостью в пределах 100 тыс.
р. при годовой выручке заказчика менее 5 млрд.
р., до 500 тыс. р. при выручке свыше 5 млрд. р.
- Закупки, которые составляют государственную тайну.
- Закупки товаров и услуг, которые входят в специальный перечень Правительства.
Аукцион относится к форме закупок, поэтому он регулируется ст.
3.2 223-ФЗ «О проведении конкурентных закупок». Аукцион наряду с конкурсом относят к обязательным закупкам по 223-ФЗ.Особенность аукциона как формы состоит в том, что ее победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену договора и подал заявку, соответствующую всем установленным требованиям.
В случае если в процессе проведения аукциона цена по договору была снижена до нуля, то победителем становится участник, который смог предложить наиболее высокую за право подписания договора.
Такое определение аукциона приведено в последней версии 223-ФЗ с учетом изменений, которые приобрели юридическую силу после публикации 503-ФЗ.
на участие в аукционе передаются в бумажных конвертах или посредством функционала электронной торговой площадки.
Исходя из этого, различают стандартные закупки или электронные. Под электронным аукционом понимается форма закупок, которая осуществляется с использованием интернета или электронной , а также программных средств.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: .
- Санкт-Петербург: .
Электронным закупкам принадлежит преимущество, так как они являются более прозрачными и открытыми.
Конкурс по 223-ФЗ по новым правилам: пошаговая инструкция
Источник: https://indsn.ru/kogda-mozhno-provodit-konkurs-a-ne-aukcion-op-223-fz-96694/