Судебная практика дтп без столкновения

Судебная практика по ДТП — примеры разбирательств и как доказать свою невиновность

Судебная практика дтп без столкновения

Приобретение автомобиля сегодня дело вполне обыденное. Однако своему обладателю машина не только приносит удовольствие, но и заставляет порой раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико.

В 2018 году было зафиксировано около 168 тысяч таких инцидентов, в них погибло 18 тысяч человек, 215 тысяч получили травмы. Практика показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться за защитой своих прав в суд. Причины таких обращений разнообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на возмещение вреда имуществу, здоровью и жизни.

О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как отстоять свои интересы, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию, нанести вред своему и чужому авто, а то и здоровью и жизни — это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной.

Результат — автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии.

Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на компенсацию ущерба. Если же виновник ДТП вообще нигде не застрахован, требовать денег придется непосредственно с него.

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестность дорожных служб (например, на дороге образовалась глубокая яма, не укладывающаяся в нормативы). Как быть в таком случае?

В первую очередь следует задокументировать факт такой аварии. Для этой цели нужно вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Но сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Если окажется именно так, то ремонт авто владельцу придется оплачивать самостоятельно.

Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

ДТП со смертельным исходом

Смертельный исход — самое страшное последствие ДТП, виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.

Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти вне пешеходного перехода.

Водитель просто не мог избежать наезда, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю.

денежные средства в качестве компенсации за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: оба участника ДТП оказались нарушителями и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты все его участники, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Если в ДТП пострадали люди, которые были травмированы, они имеют право потребовать с виновника деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение назначается по фактическим затратам, а моральную компенсацию сложно подсчитать, её размер определяется по усмотрению судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается неумышленное оставление места аварии автовладельцем, наказание за которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ либо, при наличии признаков уголовно наказуемого деяния — ст. 264 УК. 

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой, нужно обязательно вызвать инспектора ГИБДД для оформления аварии.

Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется лишиться прав на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Как правило, последствия подобных ДТП весьма серьёзны, что показывает судебная практика по таким происшествиям. Ф. на переезде допустил столкновение с локомотивом, все участники остались живы.

Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

Любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по делам, связанным с ДТП. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет обстоятельства аварии: как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен определённый виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все ходатайства о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь есть особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. Для получения страховой выплаты требуется заключение оценщика по затратам на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение — предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение — моральный вред, в этом случае его оценивает суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего ДТП с тяжкими последствиями. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства инцидента, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи — не стоит отказываться от профессиональной помощи адвоката.

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах — передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно судебное разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый актуальный вопрос — как доказать свою невиновность. Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с протоколом ГИБДД при ДТП. К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем несогласии с выводами инспектора ГИБДД. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно — оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование — 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял оспариваемое решение, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не получилось отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию — в Верховный суд.

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное — это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Источник: https://AvtoPravil.net/sudebnaya-praktika-po-dtp.html

Бесконтактное ДТП: судебная практика и прямое урегулирование 2018

Судебная практика дтп без столкновения
Время чтения: 5 минут

Скорость, с которой появляется новое количество автомобилей на российских дорогах, с каждым днем нарастает, что сулит новые аварии, заторы и отсутствие взаимопонимания между водителями, ГИБДД и страховыми компаниями. Одним из таких примеров вполне можно считать бесконтактное ДТП. Судебная практика показывает, что получить компенсацию нанесенного ущерба в результате такого происшествия можно только на основании искового заявления.

Что подразумевает термин «бесконтактное»

С первого взгляда может показаться, что термин, используемый в практике дорожных происшествий, имеет довольно противоречивый смысл. В реальности же все предельно просто.

Отойдя от канцелярского языка можно сказать так: данная разновидность дорожного происшествия является результатом нарушения правил движения на дороге одним участником, что заставляет другого предпринять действия, которые причиняют вред третьему – стороннему – лицу. При этом отсутствует непосредственный контакт транспортных средств.

Довольно распространенным является мнение, что такая схема обычно используется мошенниками, которые намерены получить выплаты от страховщика не вполне законным способом. Именно по этой причине каждый такой случай вызывает множество подозрений и нередко рассматривается с особым пристрастием.

Примеры

Для наглядности следует рассмотреть несколько примеров.

Чаще всего приходится наблюдать такую картину: автомобиль движется по главной дороге в нужной ему полосе, другой же, приближающийся к нему по «встречке», неожиданно маневрирует влево, что заставляет первую машину уйти на встречную полосу или совершить резкий съезд вправо. Результатом этого становится столкновение с посторонним предметом, скажем, деревом или зданием.

Еще одним примером такой аварии можно считать следующий: ваш автомобиль следует по дорожной полосе вслед за другим транспортным средством, которое перевозит габаритный груз.

Из-за неправильного крепления какая-то часть груза выпадает из машины и падает под колеса движущегося за ней автомобиля или, что самое неприятное, летит ему в лобовое стекло.

Таким образом, можно сказать, что как такового контакта транспортных средств не произошло, но машина, следовавшая за виновником происшествия, все же пострадала.

Действия водителя

Тот факт, что пострадавшая сторона является жертвой, вовсе не говорит о том, что с нее снимается полная ответственность за инцидент. Существует некоторый порядок действий, которые потерпевшему необходимо предпринять, чтобы максимально исключить свою вину.

При ДТП следует:

  1. Остановить автомобиль, включить знак аварийной ситуации и выставить на дорогу соответствующий знак.
  2. Вызвать дорожную полицию.
  3. Сделать снимки всех причастных к дорожному инциденту предметов. Убедиться, что в момент аварии видеорегистратор был включен.

Единственное, чего делать нельзя, – покидать место аварии. Откажитесь от намерения преследовать нарушителя.

Проведите все перечисленные выше действия и уберите ваш автомобиль с полосы, если он мешает проезду других участников движения.

Не забывайте, что, согласно ПДД, водитель, скрывшийся с места происшествия, несет ответственность за подобные действия, даже если он является пострадавшей стороной.

Здесь можно узнать подробнее, что делать при ДТП.

Как оформить происшествие

Авария такого порядка, согласно правилам, должна быть оформлена, как и любое другое происшествие, если вы хотите, чтобы страховая компания все же возместила ущерб. В целом процедура мало чем отличается от контактного ДТП.

Здесь можно найти подробный материал на тему: Оформление ДТП.

Особое значение в этом случае имеют действия прибывшего на место аварии представителя ГИБДД. Инспектор обязан зафиксировать исчерпывающую картину случившегося в схеме аварии. Задача пострадавшего настоять на том, чтобы в ней были отображены действия виновника, обозначено расстояние между объектами и места расположения всех участников происшествия.

Это позволит в дальнейшем без труда установить, по чьей вине был нанесен ущерб.

Получение страховки

Первое, что интересует водителя, попавшего в такую неприятность, – существует ли вероятность получить компенсацию по ОСАГО при бесконтактном ДТП.

Осложняется ситуация тем, что автомобиль виновника остался неповрежденным. Кроме того, последний часто покидает место аварии, что также может осложнить процесс.

Хотя существует масса случаев, когда разбирательство заходит в тупик, даже если виновный остался на месте событий.

Здесь можно узнать детально, в каких случаях положены выплаты при ДТП при ОСАГО.

Сразу же стоит оговорить: рассчитывать на возмещение ущерба пострадавший сможет только в том случае, если специальная экспертиза установит, что жертва действий водителя другого транспортного средства не имела никаких возможностей предотвратить аварию. Иными словами, пострадавшему водителю придется доказать наличие причинно-следственной связи между маневрами виновника и их результатом. При этом касается данный факт как владельцев полиса ОСАГО, так и тех, кто застрахован по системе КАСКО.

Узнайте, какие необходимо предпринять действия при ДТП по КАСКО.

В итоге проведенных мероприятий у вас на руках должен оказаться протокол ГИБДД, схема и извещение о ДТП. Со всем этим пакетом бумаг вы и будете обращаться к страховщику

Если же доказать вину водителя первого автомобиля не удастся, тогда все расходы по оплате ущерба третьему лицу, а, соответственно, и ремонт собственного транспортного средства, полностью возлагаются на плечи пострадавшего участника движения. Но обосновать вину обычно удается только через суд.

Примеры судебной практики

Приведем несколько примеров прямого урегулирования бесконтактного ДТП из судебной практики. Случай первый. Владелец автомобиля Opel обратился с исковым заявлением в суд с целью оспорить вынесенное решение об отсутствии страхового случая.

Суть аварии заключалась в следующем: грузовой автомобиль MAN в результате маневров своим прицепом зацепил большую ветку, которая причинила вред стоявшему поблизости автомобилю Opel.

В свою очередь, страховая компания отказалась оплачивать ремонт пострадавшего транспортного средства, ссылаясь на то, что его владелец мог предвидеть последствия и не оставлять машину под опасно нависшей веткой.

Суд опроверг доводы об отсутствии страхового случая, поскольку причиной происшествия стали маневры автомобиля MAN, что и повлекло нанесение повреждений. Согласно решению судебной инстанции, бесконтактная авария не может служить причиной отказа в выплате страховки, а потому страховщика обязали произвести все надлежащие выплаты.

Судебная практика по бесконтактному ДТП обычно связана с отказом страховой выплачивать пострадавшему компенсацию.

Еще один такой пример можно рассмотреть на попытке получить компенсацию владельцем автомобиля, который въехал в дорожное ограждение в результате маневров другого автомобиля. Так, истец обратился в суд по причине отказа страховой компании компенсировать ущерб.

В протоколе происшествия сотрудник ГИБДД не зафиксировал, что вина полностью возложена на водителя, совершавшего неправомерный маневр, но указал, что пострадавший водитель не учел метеорологические условия и не снизил скорость в нужный момент.

По инициативе заявителя, однако, была проведена независимая экспертиза, которая установила, что на момент аварии владелец данного автомобиля не имел технических возможностей избежать столкновения с дорожным ограждением или снизить скорость, чтобы этого не произошло.

Таким образом, суд постановил, что ответчик, то есть страховая компания, должна возместить не только сумму страховки, но и моральный ущерб, а также иные расходы, связанные с судебным разбирательством.

На самом деле случаи, когда суд выносит решение, что вина участников ДТП являлась обоюдной, нередки. В таком случае сумма страхового возмещения может быть существенно снижена. А потому в момент фиксации обстоятельств аварии необходимо внимательно следить, чтобы все факторы были учтены.

Бесконтактное ДТП:

Источник: http://avtozakony.ru/dtp/obshhaya-informaciya/beskontaktnoe-dtp-sudebnaya-praktika.html

Дтп без касания: контакта не было, виновник скрылся – что делать и кто виноват?

Судебная практика дтп без столкновения

Бесконтактное дорожное происшествие всегда заканчивается для автовладельцев ремонтом авто за свои деньги. Давайте разберемся, так ли сложно выявить виновника, какие сложности появляются для доказательства поиска и вины скрывшегося виновника ДТП. Узнаем, куда обращаться, как возместить ущерб и что говорит судебная практика.

В чем сложность бесконтактного дтп

Наиболее популярные схемы ДТП без касания автомобиля потерпевшего с виновником:

  1. Пешеход вышел на проезжую часть в неположенном месте, а автомобиль, чтобы не сбить его, столкнулся с другим авто. Пешеход ушел, а виновником признали водителя.
  2. Водитель подрезал без касания другую машину, которую занесло, и она врезалась в столб.
  3. Одна машина резко перестроилась в соседнюю полосу, другая, уходя от нее, также переехала в другой ряд, столкнувшись с другим авто.
  4. При проезде перекрестка в прямом направлении, вам закрыла движение поворачивающая налево со встречной полосы другая машина. Вы, избегая аварии, врезались в другой автомобиль, а виновник скрылся.

Для решения проблем в таких авариях возникает три вида сложностей:

  1. Истинный виновник обычно скрывается с места аварии, а найти его не так просто. Расследование и поиск могут растянуться до двух месяцев.
  2. Даже если виновник на месте, то суды чаще всего перекладывают вину на вас, ссылаясь на пункт ПДД 10.1, который говорит о неправильно выбранной скорости.
  3. Страховщики часто отказывают в компенсации за ремонт, надеясь, что суд признает виновным вас, несмотря на то, что ГИБДД считает иначе.

Многие источники в Интернете утверждают, что не стоит надеяться на возмещение ущерба при ДТП без касания. Это неверная позиция, можно вполне отстоять невиновность и получить деньги.

Что делать при бесконтактном ДТП

Вначале разберемся, как поступать, если произошла дорожная авария без касания, независимо от других обстоятельств.

  1. Включить аварийную сигнализацию, установить треугольный знак аварии и при наличии пострадавших вызвать скорую помощь.
  2. Попытаться найти очевидцев происшествия, желательно с видеорегистраторами. Это послужит доказательством, если виновник уехал.
  3. Вызвать сотрудников ГИБДД. Сообщите им о скрывшемся виновнике: его номер машины, приметы. При этом не следует говорить, что ДТП было бесконтактным.
  4. Не убирайте автомобиль с дороги. Если пострадавших нет, то авто нужно убирать, но тогда вы лишитесь доказательств и возмещения ущерба.
  5. Поищите поблизости видеокамеры, которые установлены на зданиях, даже если они направлены не в вашу сторону. Многие камеры имеют широкий угол обзора. Посетите здание с камерой, и попросите людей сохранить видеозапись.
  6. Если виновник не скрылся, запишите номер его машины, сфотографируйте водителя. Поговорите с ним под запись о происшествии. Вам нужно собрать побольше доказательств его вины, которые помогут в суде.
  7. Если виновник уехал, поговорите с окружающими людьми, может быть кто-то запомнил его номер машины. Поговорите с ним, чтобы человек дождался прибытия ГИБДД для оформления показаний.

Что делать, когда прибыла ГИБДД

Придерживайтесь следующего порядка действий:

  1. Вначале с вас возьмут объяснение о случившемся в письменном виде. Не признавайте свою вину, не разобравшись. Указывайте все факты четко, что вы не превышали скорость, и ничего не нарушали. Напишите, что не могли предвидеть ситуацию, так как виновник вел себя неадекватно.
  2. Попросите инспектора зафиксировать показания свидетелей. Если они отказываются давать показания, то подайте письменное ходатайство сотруднику ГИБДД о привлечении очевидцев с указанием фамилий. Инспектор должен его принять или отказать вам в письменном виде.
  3. Подайте письменное ходатайство о проверке зданий, расположенных рядом, на изъятие видеозаписей ДТП.

Вашей главной задачей должно быть то, чтобы на вас не повесили вину за дорожное происшествие. Если такое произойдет, его можно обжаловать в последующем, но лучше это сделать сразу. Обычно сотрудники ссылаются на пункт 10.1 ПДД о выборе оптимальной скорости, чтобы предотвратить аварию.

Если ГИБДД указывает на пункт 10.1 ПДД

При любых обстоятельствах не соглашайтесь на этот пункт. В протоколе нужно написать, что с нарушением не согласен, нужна помощь адвоката. Вам нужно сделать так, чтобы другому участнику ДТП также выписали постановление о нарушении. Так будет проще это обжаловать.

Пункт 10.1 Правил определяет, что водитель должен выбирать скорость автомобиля, чтобы можно было не допустить аварии. Поэтому вам необходимо:

  1. В объяснении изложить обстоятельства, касающиеся нарушений другим водителем, объяснить, что вы не имели возможность действовать по-другому из-за второго водителя.
  2. Указывайте, что вы двигались с допустимой скоростью, правил не нарушали, учитывали погоду и дорожную ситуацию.

Если авария случилась из-за вас

Автоюристы всегда говорят, что при опасности на дороге, Правила требуют только остановки, а не маневра, о чем говорит пункт 10.1 ПДД. Практика судов в 2020 году также склоняется к этому, но это не всегда оправдано.

Указанный выше пункт, требует о соблюдении мер при появлении опасности, которая обнаружена водителем. Но маневры при этом не запрещены, о чем в решениях указывают судебные органы.

В таком случае нужно брать во внимание статью 2.7 КоАП.

Она определяет, что действие не будет нарушением, если оно совершено для предотвращения аварии, но только тогда, когда последствия оказались бы более серьезными, по сравнению с допущенными.

При этом есть одна сложность ситуации. Если не допущены последствия, то сложно доказать, что они были бы намного хуже, если бы вы не совершали данный маневр. Но это может доказать судебная экспертиза.

Но вряд ли такая рекомендация поможет, если водитель, отворачивая от аварии, выехал на встречную полосу, а затем сбил человека на пешеходной дорожке.

В данном случае последствия предотвращенной аварии меньше, чем те, которые доставлены реально. Поэтому виноват будет в любом случае водитель, совершивший маневр.

Вина в аварии определяется не нарушением определенного водителя, а тем фактом, чье нарушение привело к происшествию.

Если инспектор ГИБДД составил против вас постановление, но в то же время не заметил нарушений другого водителя, это нужно обжаловать. Наверняка суд определит обоюдную вину, и назначит каждому участнику индивидуальную степень виновности при бесконтактном ДТП.

Важно знать, что инспектор ГИБДД не определяет вину в ДТП. Из практики известно, что если одному водителю выписано нарушение, то другой участник может обратиться к страховщику за возмещением ущерба по полису ОСАГО, и деньги могут выплатить.

Вину может определять только суд.

Поэтому выписанное вам постановление можно обжаловать, а суд установит вину каждого участника ДТП без касания.

Как обратиться по полису ОСАГО

Независимо от вида постановления о нарушении, обратиться к страховщику за возмещением ущерба может любой участник. Но страховая компания может отказать, ссылаясь на то, что авария случилась без касания. Страховщик будет проверять, есть ли на самом деле страховой случай, так как ДТП был по вине участника, с которым вы не столкнулись.

В данной ситуации нужно действовать следующим образом:

  1. Вначале нужно заказать независимую экспертизу на предмет обнаружения повреждений автомобиля, чтобы определить сумму ущерба для заявления.
  2. Затем нужно оформить досудебную претензию страховой компании с требованием о выплате компенсации за ущерб. В нем необходимо описать, как произошла авария, и что вы хотите получить.
  3. Если страховщик вам откажет, то дальше можно подавать иск в суд.

К какому страховщику обращаться

Чтобы подавать претензию в свою страховую компанию, должны быть соблюдены следующие условия, указанные в ФЗ-40 статье 14.1 пункте 1:

  1. В аварии без касания нет пострадавших людей.
  2. В ДТП столкнулись более двух транспортных средств.

Во втором условии не все сразу понятно. В законе описано столкновение, которое относится к двум автомобилям. Если в ДТП участвовало два водителя, но пострадавшая только одна машина, то данное условие не работает.

Ситуация получается парадоксальной в том плане, что если другой водитель не уступил вам дорогу, а вы врезались в другой автомобиль, то участников получается уже три. А столкнулись между собой только две машины, и для вас подходит прямое возмещение ущерба. Поэтому подавать заявление нужно только своему страховщику.

Также нужно учитывать, что обращение с заявлением к своему страховщику – не ваша возможность, а обязанность. Если выполняются два условия, рассмотренные выше, вы не имеете право обращаться в свою страховую фирму, но обязаны только в данную компанию. В противном случае придется подавать претензию к страховщику, который выдал полис ОСАГО виновнику.

Можно ли составлять европротокол

В данном случае европротокол не подходит. Он оформляется, если столкнулись два автомобиля. А в вашем случае повреждения и касание имеются только на одном транспортном средстве.

Адвокат при бесконтактном ДТП

Услуги защитника стоят недешево, поэтому пользоваться его помощью нет смысла. Но вам потребуется представитель. Часто в гражданских делопроизводствах интересы истца могут защищать представители, которые не являются адвокатами, по сравнению с уголовными делами.

Квалифицированный автоюрист изучит обстоятельства перед началом работы. Если суд примет вашу сторону, то вам оплатят все расходы, связанные с услугами автоюриста.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/dtp-bez-kasaniya

Бесконтактное ДТП в 2020 году — ПВУ, ОСАГО, судебная практика, верховный суд, куда обращаться, прямое урегулирование

Судебная практика дтп без столкновения

Само понятие весьма размыто в законодательстве, из-за чего у некоторых водителей возникают проблемы. Можно ли получить денежную компенсацию при таком дорожном происшествии?

Что это такое

Бесконтактное ДТП – сложный случай, при котором одно транспортное средство создает помеху другому, в результате чего наносится ущерб третьим лицам. В тот же момент сам виновник не имеет непосредственного контакта с другими автомобилями.

Чаще всего бесконтактное ДТП происходит в таких ситуациях:

  • водитель пытался уйти от столкновения и врезался в другое ТС, ограждение или столб;
  • авария произошла из-за падения груза или выброса гравия;
  • помехой мог стать пешеход, наезда на которого водитель стремился избежать, в результате чего совершил ДТП.

Правильно трактовать ситуацию при бесконтактном ДТП мешает несколько факторов:

  1. Истинный виновник не причинил вреда непосредственно, из-за чего не считая себя виновником, благополучно скрылся с места происшествия.
  2. Инспекторы ГИБДД неоднозначно трактуют ПДД, пункт 10.1.
  3. Часть вины возлагается на пострадавшего, руководствуясь тем, что каждый водитель обязан управлять автомобилем на той скорости, которая позволит четко контролировать ситуацию.

Очевидно, что при бесконтактном дорожном происшествии из пострадавшего можно легко стать виновником и нести ответственность за чей-то маневр.

Если же инспектора ГИБДД вменяют в вину то, что водитель не снизил скорость и не остановился, как предписывает ПДД, п. 10.1, стоит апеллировать к таким факторам:

  • п.1.2 Правил Дорожного Движения Опасность для движения», гласит, что водитель вправе как остановить транспортное средство, так и маневрировать, с целью избежать опасной ситуации и предотвратить аварию;
  • снизить скорость или остановиться стоит только в том случае, если это позволит избежать столкновения (в остальных ситуациях это бессмысленно);
  • в согласии с пунктом 1.5 ПДД необходимо действовать так, чтобы не нанести вред другим участникам дорожного движения; если маневр позволит достичь этой цели, водитель вправе этим воспользоваться.

Даже такое происшествие порой несет немалый ущерб. Если произошло бесконтактное ДТП, выплату по ОСАГО может быть получить непросто.

Страховой ли это случай

Выплаты по ОСАГО – компенсации, которые может получить пострадавший водитель в случае если удалось доказать наличие вины другого участника ДТП.

Бесконтактные аварии также считаются страховыми случаями.

Обязательное условие для обращения в страховую компанию за денежным возмещением – все необходимые документы, подтверждающие вину. Мысль о том, что бесконтактные аварии должны считаться страховыми случаями, и по ним положена компенсация, неоднократно звучала в решениях суда.

Эти судебные инстанции постановляли, что даже при отсутствии непосредственных контактов, но при наличии прямой взаимосвязи между действиями одного водителями и нанесения ущерба, должна сохраняться ответственность.

Куда обращаться

В последнее время все шире стало применяться прямое урегулирование убытков при ДТП. Однако бесконтактные аварии, хотя и являются страховым случаем, не компенсируются в таком порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) возможно только при непосредственном контакте двух автомобилей.

При бесконтактном ДТП придется обращаться не в свою страховую компанию, а в фирму виновника.

В таких столкновениях, как правило, принимает участие минимум три автомобиля. Это значит, что данный метод урегулирования ситуации неприменим. Такой порядок закреплен РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) и решениями Верховного Суда.

Если же страховщик виновника отказывает принимать документы, мотивируя, что нужно действовать по схеме прямого урегулирования ущерба и направляет в свою страховую, не стоит обращать на это внимание.

В случае отказа стоит составить досудебную претензию и направить ее в компанию.

Как правило, до суда дело не доходит.

Как оформить

Как и любое другое дорожное происшествие, бесконтактная авария должна быть оформлена в строгом соответствии с правилами.

В противном случае можно получить обоснованный отказ в выплате от страховой компании. В первую очередь, все автомобили должны остановиться. Это относится и к машине виновника, из-за маневра которого произошло столкновение двух других автомобилей.

На дороге следует выставить знаки аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения, а также не получить штраф от инспектора ГИБДД.

Оформление бесконтактного дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу невозможно:

  • чаще в таком ДТП участвует более двух автомобилей;
  • не всегда есть непосредственный контакт виновника и пострадавшего;
  • мнения водителей о степени вины часто не сходятся.

В случае бесконтактного происшествия, сразу необходимо вызвать сотрудников полиции. Если произошла авария с пострадавшими, необходимо вызвать скорую помощь и по возможности помочь жертвам ДТП до приезда медиков.

До приезда представителей правоохранительных органов можно произвести такие действия:

  • сделать фото и видеосъемку места ДТП, расположения ТС, качества дорожного полотна, степень нанесенных повреждений;
  • провести опрос свидетелей происшествия;
  • при необходимости проконсультироваться по телефону с автоюристом, или даже пригласить его на место происшествия;
  • попросить свидетелей дождаться приезда сотрудников полиции для сбора письменных показаний и приобщения их к материалам дела.

До завершения оформления происшествия ни в коем случае нельзя перемещать транспортные средстве. Бесконтактное ДТП и без того сложный случай, а изменение расположения автомобилей вводит сотрудников ГИБДД в заблуждение и не позволяет корректно установить виновника.

Инспектор полиции попытается детально воссоздать все обстоятельства столкновения. После этого он составит схему ДТП, в которой укажет расположение машин на момент происшествия.

Если виновный водитель скрылся с места происшествия, доказать это можно будет только с помощью записей с видеорегистратора, либо же благодаря свидетельским показаниям очевидцев.

В таком случае его может ждать даже лишение прав. Если же точных данных о том, чей автомобиль стал причиной столкновения, нет, найти виновного водителя будет невозможно, так как на той машине не будет никаких свидетельств об участии в ДТП.

Решение о том, кто виновник в бесконтактном ДТП, принимает суд либо инспектора ГИБДД. В редких случаях вина остается неустановленной. Тогда на получение компенсации от страховой компании рассчитывать смысла нет.

Возместить ущерб по ОСАГО могут только при наличии виновной стороны.

Если же есть действующий полис КАСКО, то для получения возмещения достаточно получить справку, подтверждающую участие в ДТП и обратиться за выплатами.

Необходимые документы

Независимо от того, было оформлено электронное ОСАГО или стандартное, пакет документов для страховой компании будет одинаковым.

Необходимо подготовить такие бумаги:

  • заявление о получении страхового возмещения;
  • извещение о ДТП;
  • документ, выданный ГИБДД и подтверждающий наличие бесконтактного ДТП;
  • копии постановления об административном правонарушении виновного лица;
  • копии паспорта, полиса страхования, водительского удостоверения, техосмотра и техпаспорта автомобиля;
  • расходные документы, возникшие в результате ДТП;
  • реквизиты для перечисления выплаты.

Помимо документов, важно сохранить автомобиль в том виде, в котором он был после аварии. Непредставление транспортного средства для оценки нанесенного ущерба грозит отказом в страховой выплате.

Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Даже при наличии всех необходимых документов бесконтактное ДТП является поводом для страховой компании отказать в компенсации. Поэтому к этому следует заранее подготовиться.

Страховщики могут мотивировать отказ выплачивать компенсацию тем, что никакого ДТП не было, а водитель, обратившийся за выплатой, самостоятельно врезался в объект.

В таком случае необходимо требовать проведения автотехнической экспертизы, по результатам которой станет ясно, что автомобиль пострадавшего просто не имел возможности избежать столкновения.

Иногда причинно-следственную связь между действиями виновника и ущербом, причиненным пострадавшему, приходится доказывать через суд. Если это удается, по решению суда страховую компанию могут обязать возместить нанесенный ущерб.

Из зала суда

Каждый день на дорогах происходят столкновения, в том числе и бесконтактные аварии, как с автомобилями, так и с мотоциклами.

Стоит рассмотреть несколько ситуаций, рассматриваемых в суде:

  1. Автомобиль врезался в столб из-за маневра другого водителя. Страховщик отказал в компенсации. Независимая техническая экспертиза подтвердила, что водитель не имел возможности иначе избежать столкновения. Суд обязал страховую компанию покрыть ущерб.
  2. Грузовой автомобиль зацепил ветку дерева, из-за чего повредилась машина, припаркованная внизу. Хотя компания отказалась признать случай страховым, суд обязал ее возместить убыток.

Очевидно, что даже при бесконтактном ДТП реально доказать свою невиновность и получить страховое возмещение. К сожалению, на практике, часто этого приходится добиваться через суд.

: Бесконтактное ДТП

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://bibiguru.ru/beskontaktnoe-dtp/

Бесконтактное ДТП: 3 полезных совета юриста для пострадавшего в аварии

Судебная практика дтп без столкновения
Узнайте о том, что такое ДТП, из статьи нашего юриста.

Если один водитель создал помеху или опасный манёвр для другого транспортного средства, а тот в свою очередь, уходя от столкновения, нанёс ущерб своему и другим автомобилям, а также строениям и сооружениям, такое ДТП называют бесконтактным.

При этом первый автомобиль, который спровоцировал аварийный случай, оказывается незадействованным в физическом контакте с пострадавшим имуществом. Чаще всего это случается из-за того, что манёвры первого автомобиля не обозначаются обязательными сигналами поворотников.

Как правило, поворот налево, перестроение, обгон, без обозначения планируемого манёвра сигналами поворотников, повороты из второго ряда, резкое торможение или внезапный объезд препятствий приводят к бесконтактным ДТП.

Также падение грузов и внезапное появление пешехода, спровоцирующего ущерб для движимого имущества, строений, сооружений причисляются к бесконтактному дорожному происшествию.

Что не будет являться дорожным происшествием?

Если в результате аварийной ситуации нет пострадавшего автотранспорта и пострадавших лиц, то это нельзя назвать дорожным происшествием. Даже если были приняты меры аварийной остановки, выезд с дороги, выезд на встречную полосу, для того что бы избежать физического контакта автомобилей.

Как оформить ДТП?

Бесконтактное ДТП оформляется как обычное ДТП с участием сотрудников ГИБДД.

После того, как был сделан звонок для вызова ГИБДД, в случае, если нет пострадавших, рекомендуется сделать фото- видеосъёмку места аварии, постараться найти свидетелей и договориться с ними о том, что вместе нужно дождаться наряд дорожной полиции.

Если у пострадавшего есть видео-регистратор, то дело может значительно упроститься. Если есть пострадавшие лица, необходимо сообщить о них информацию в службу спасения и оказать первую медицинскую помощь.

Автомобили должны оставаться на месте аварии до прибытия полиции, иначе воссоздать картину происшествия будет очень трудно. Аварийный знак должен быть выставлен согласно ПДД, во избежание штрафа. Оформление по Европротоколу невозможно по причине того, что одним из условий упрощённого метода фиксации ДТП является непосредственный физический контакт двух транспортных средств.

В протоколе необходимо указать на истинную причину ДТП. Нужно подробно описать действия водителя первого автомобиля, которые привели к столкновению второго и третьего автомобилей. Настаивайте на изложении материалов протокола согласно вашим и свидетельским показаниям, проверяйте все записи, которые делают сотрудники ГИБДД.

Узнайте о том, куда звонить в случае ДТП, в статье нашего специалиста.

Кто виноват?

Довольно часто настоящий виновник даже не останавливается и проезжает мимо аварийной ситуации, считая, что если его ТС не пострадало, то это не его дело. Таким образом, на месте ДТП остаются только пострадавшие в результате столкновения автомобили. Доказать, что авария случилась по вине третьего лица, могут свидетели и записи видеорегистратора.

Установлением виновного занимается только ГИБДД или суд. Если ситуация однозначна и не вызывает затруднений выявить виновного, то на месте аварии выносятся постановления с указанием нарушителя правил дорожного движения. Такого понятия как виновник бесконтактного ДТП не существует.

Для того, чтобы вину не возложили на водителя того автомобиля, который оказал физическое воздействие на третий, необходимо правильно трактовать пункт 10.1. ПДД.

Этот пункт говорит о том, что в случае возникновения опасного момента на дороге, необходимо замедлить движение, вплоть до полной остановки, а не с помощью маневрирования пытаться избежать столкновения.

Если указать в протоколе, что из-за действий водителя, создавших помеху, водитель пытался сманеврировать, уходя от столкновения, но не сумел это сделать, то, вероятнее всего, именно на него и будет возложена вина, согласно п.10.1.

Нужно указывать для записи в протокол, что возникла такая опасная ситуация, что торможение уже не могло помочь избежать столкновения или даже могло бы дать более тяжёлые последствия для участников ДТП.

Спорным также является вопрос страховых выплат при обоюдной вине, ознакомиться с подробной информацией по этому вопросу и получить рекомендации юриста можно на нашем сайте.

Как взыскать страховое возмещение?

Самым спорным вопросом в бесконтактном ДТП является получение страховых выплат тому пострадавшему автомобилю, который сам столкнулся со следующим, то есть второму участнику ДТП.

Получит он возмещение ущерба или нет, зависит от того, как оформлен протокол дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случаев именно ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи действий всех участников ДТП.

Если виновником признан первый водитель, создавший аварийную ситуацию, то можно пострадавшим рассчитывать на выплаты по ОСАГО.

Куда обращаться?

Бесконтактная дорожная авария – это достаточно сложный случай, который всё же регулируется нормами ОСАГО. Прямое возмещение ущерба через страховщика потерпевшего невозможно.

Так как участниками ДТП стали три автомобиля или более, а для получения прямого возмещения, по регламенту страховых компаний, должно произойти столкновение двух транспортных средств. Поэтому необходимо обращаться к страховщику виновника.

Это официальная позиция РСА, закреплённая судебной практикой Верховного Суда РФ.

Что доказать?

Страховая компания виновника бесконтактной дорожной аварии, чаще всего, заявляет об отказе в выплатах пострадавшим, аргументируя тем, что пострадавший сам произвёл столкновение, а их клиент не оказал прямого физического воздействия на остальных участников ДТП. Возмещение ущерба и компенсацию можно получить лишь по результатам независимой экспертизы, которая покажет, что у пострадавшего не было технической возможности избежать столкновения.

 Судебная практика

Если страховая компания отказала в выплатах пострадавшей стороне, а при этом у неё есть доказательная база виновности их клиента, остаётся единственный выход – обращаться в суд.

Автолюбители хотят знать о результатах судебной практики и поэтому ищут в поисковиках: «Бесконтактное ДТП, судебная практика, решение суда, прецеденты?» Судебная практика показывает, что результаты разбирательств могут быть разные.

Может быть признана вина обеих сторон, может быть отказ в выплатах, а также суд может удовлетворить иск потерпевших.

Для того, чтобы суд принял решение об ответственности виновного лица за причинённый вред, необходимо установить и доказать взаимосвязь между причинённым вредом и его противоправными действиями. Только в этом случае суд может вынести решение о том, что у страховой компании виновника возникает обязанность возместить ущерб.

Рассчитывать на положительный исход дела в суде, можно только используя помощь квалифицированного юриста. Надеяться на свои силы очень опрометчиво, так как мало иметь фото- видеоматериалы и свидетельские показания, необходимо правильно их представить в ходе судебного разбирательства.

 Ответственность за оставление места ДТП

Лишение прав грозит любому участнику ДТП, который покинул место аварии, согласно действующим правилам дорожного движения. Участник бесконтактного ДТП, из-за действия которого возникла аварийная ситуация, обязан выполнить требования закона и будет нести ответственность за оставление места аварии.

Даже в том случае, если его имуществу не нанесён вред, нет повреждений и пострадавших, он должен остановиться и дождаться приезда дежурного экипажа Госавтоинспекции.

Если возник соблазн скрыться, то стоит помнить, что практически в каждой второй машине есть регистратор и в крупных городах практически каждый километр нашпигован камерами наблюдения.

Как избежать ответственности?

Уйти от ответственности можно только при доказательстве того, что вы действовали неумышленно, не знали или не поняли, что произошло ДТП. Без адвоката вряд ли это получится. Суд крайне негативно относится к таким заявлениям, и прислушивается к свидетельским показаниям и материалам дела, которые, как правило, противоречат им.

Заключение

Особенность бесконтактного ДТП в том, что достаточно трудно доказать вину того водителя, машина которого не пострадала, но из-за которого произошло столкновение других транспортных средств. Особенно если виновник скрылся с места аварии.

В непростой ситуации оказывается именно водитель того автомобиля, который уходил от опасности и произвёл физический контакт с другими машинами или сооружениями. Ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи происходящих неприятных событий.

Только наличие видеосъёмки и показания свидетелей может помочь в воссоздании картины произошедшего и получении выплаты по ОСАГО. Без квалифицированной юридической помощи доказать и представить нужную информацию практически невозможно.

Как правило, страховая компания будет заявлять об отказе в выплатах и придётся обращаться в суд.

Пожалуйста, оцените статью! (4 5,00 из 5)
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://AutoiZakon.ru/dtp/beskontaktnoe-dtp

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.