Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Как урегулируются коллективные трудовые споры?

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

В некоторых компаниях случаются ситуации, когда большая часть сотрудников недовольна работодателем. В редких случаях руководство принимает во внимание конструктивные предложения сотрудников. Но что делать тем работникам, руководство которых непреклонно?

Конечно, разрушать годами формировавшиеся рабочие отношения не хочется ни сотрудникам, ни работодателю. Поэтому приходится искать пути разрешения коллективных трудовых споров.

В данной статье речь пойдёт о том, что такое трудовой спор, причины его возникновения, пути решения, а также другие моменты, которые будут рассмотрены подробно.

Что такое коллективный трудовой спор?

Коллективные трудовые споры согласно статье 398 Трудового кодекса РФ – это конфликт между сотрудниками и работодателями. Причинами коллективного трудового спора являются:

  • Изменение трудовых условий, в которые входит и заработная плата;
  • Заключение и изменение условий правового акта, который регулирует социально-трудовые отношения в компании;
  • Когда работодатель отказывается принимать во внимание мнение профсоюза компании (выборный представительный орган сотрудников) при установке внутренних нормативных актов.

Также существует такое понятие как «индивидуальные трудовые споры», о котором более подробно можно прочитать в этой статье.

Требования сотрудников

Перед тем, как недовольство сотрудников перерастает в коллективный спор, работники проводят собрание или конференцию, на которых составляется список требований в письменной форме и затем отправляется работодателю.

При этом работодатель обязан предоставить сотрудникам условия для проведения собрания и конференции. Кроме этого, он не должен создавать препятствия для их проведения.

Отличие собрания от конференции в следующем:

  • Собрание проводится для того, чтобы предварительно узнать мнение сотрудников, а также для предоставления им информации по конкретным вопросам;
  • Конференция собирается, если необходимо ание по определённым вопросам. Представители для участия в конференции выбираются на собраниях сотрудников.

Собрание считается состоявшимся и обретает правовую силу, если в нём участвовало больше половины сотрудников компании. Конференция наделяется правовой силой, если в ней принимали участие не меньше 2/3 выбранных на собрании представителей.

Коллективный трудовой спор не возникает, если требования сотрудников удовлетворяются. В противном же случае неурегулированный вопрос перерастает в трудовой спор.

О примирительной комиссии

Для разрешения коллективных трудовых споров создаётся примирительная комиссия. Каждая из сторон: сотрудники и работодатель, выдвигают одинаковое количество представителей, из которых и формируется примирительная комиссия.

Время создания комиссии –до 3 рабочих дней с даты начала конфликта. Датой начала конфликта может считаться один из следующих моментов:

  • День, когда работодатель объявил сотрудникам о том, что он отклоняет их требования;
  • Когда в течение 3 рабочих дней работодатель не объявляет сотрудникам о своём решении.

Примирительные процедуры

Порядок решения коллективного трудового спора представляет собой:

  1. Примирительная комиссия разбирает трудовой спор для того, чтобы его урегулировать;
  2. Спор разбирается при участии посредника;
  3. Разбор спора в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж – орган по изучению коллективного трудового спора. Время действия этого органа ограничено.

Разбирательство спора примирительной комиссией

Первый этап примирительных процедур обязателен. Ни одна из сторон не имеет права избегать участия в нём. За уклонение от участия предусмотрено административное взыскание в размере от 1 000 до 3 000 рублей в соответствии со статьёй 5.32 КоАП РФ.

Рассмотрение спора комиссией происходитв течение 5 рабочих дней с того момента, как вышел приказ об её основании. В некоторых случаях требуется увеличить срок рассмотрения. Для этого нужно согласие обеих сторон и составление соответствующего протокола.

Разбирательство спора при участии посредника

После того, как члены комиссии не смогли принять решение, которое бы удовлетворило обе стороны, они составляют протокол разногласий. В течение 3 дней после этого приглашают посредника.

Посредник может быть избран посредством договорённости обеих сторон или может быть рекомендован Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.

Работодатель должен предоставлять посреднику запрашиваемые им документы и информацию, которая относится к коллективному трудовому спору.

Второй этап длится в течение 7 рабочих дней с момента назначения посредника. Окончание разбирательства может быть следующим:

  • Письменное вынесение общего решения;
  • Оформление протокола разногласий.

Разбирательство спора в трудовом арбитраже

Орган по изучению коллективного трудового спора основывается работниками и работодателем, а также Службой по урегулированию споров. Срок основания – три рабочих дня с того момента, как примирительная комиссия или посредник закончили разбор трудового спора.

Для создания арбитража нужны следующие основания:

  • Если одна из сторон спора уклоняется от создания и участия в примирительной комиссии;
  • Если стороны не пришли к договорённости о кандидатуре посредника в течение 3 рабочих дней;
  • Если в компании законодательством РФ запрещены забастовки;
  • Если ни примирительная комиссия, ни посредник конфликт не урегулировали.

В арбитраже занимаются разработкой рекомендаций для разрешения общих споров. Эти рекомендации оформляются в письменной форме и предоставляются сотрудникам и работодателю.

В целях наделения рекомендаций обязательной силой, Служба по урегулированию споров заключает договор с сотрудниками и работодателем.

Контролировать соблюдение пунктов заключённого договора между сторонами должны сотрудники и работодатель.

Если работодатель будет выступать против создания арбитража или будет отказываться выполнять разработанные им рекомендации (если был заключён договор об обязательном принятии), сотрудники вправе провести забастовку.

Права сотрудников на время урегулирования коллективных трудовых споров

Существует две группы сотрудников, для которых предусмотрены определённые права в период разрешения коллективного трудового спора:

  • Сотрудники, обладающие рядом полномочий по разрешению коллективного трудового спора: члены комиссии, посредники, арбитры. Они не должны выполнять свои непосредственные должностные обязанности. При этом их средняя заработная плата сохраняется 3 месяца в течение одного года;
  • Сотрудники, которые принимают участие в урегулировании коллективного трудового спора и являются членами профсоюзов. Их нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, перевести на другое место работы или уволить без согласия уполномоченного лица.

Разрешить вопросы, связанные с трудовым законодательством, может квалифицированный юрист по трудовому праву.

О забастовках на предприятии

Согласно статье 398 Трудового кодекса РФ, забастовкой является временный отказ сотрудников выполнять свои должностные обязанности для разрешения коллективного трудового спора.

Забастовку сотрудники вправе устроить в том случае, когда:

  • Ни один из этапов примирения не привёл к урегулированию конфликта;
  • Если работодатель не желает принимать участие в примирительных процедурах;
  • Если работодателем не выполняются условия достигнутого соглашения.

Забастовкой считаются такие мероприятия как: собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.

Прежде чем начать забастовку, за 10 дней до её начала сотрудники должны письменно уведомить об этом работодателя.

В уведомлении о проведении забастовки указывается:

  • Разногласия сторон, послужившие поводом для того, чтобы начать забастовку;
  • День и время начала, длительность и участники;
  • Название органа, который руководит забастовкой, его состав. Орган выбирается на собрании или конференции сотрудников;
  • План минимальных работ, выполнение которых необходимо для нормального функционирования компании на время забастовки.

О работе службы по урегулированию коллективных трудовых споров

Предприятиям на помощь в решении коллективного трудового спора приходит государственный орган по урегулированию подобных конфликтов. В его задачи входит следующее:

  • Регистрация трудовых споров;
  • Проверка полномочий представителей сторон спора;
  • Ведение списка посредников и арбитров;
  • Подготовка посредников и арбитров к разрешению коллективных трудовых споров;
  • Определение оснований для возникновения коллективного трудового спора;
  • Разработка рекомендаций по урегулированию конфликта;
  • Финансирование примирительных процедур.

Источник: https://trudinsp.ru/kak-ureguliruyutsya-kollektivnye-trudovye-spory.html

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Каждая из сторонколлективного трудового спора в любоймомент после начала коллективноготрудового спора вправе обратиться вСлужбу по урегулированию коллективныхтрудовых споров для уведомительнойрегистрации спора.

Служба по урегулированиюколлективных трудовых споров представляетсобой систему государственных органов(подразделений), формируемых в составефедерального органа исполнительнойвласти по труду, соответствующих органовисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местногосамоуправления, предназначенная длясодействия в разрешении коллективныхтрудовых споров путем организациипримирительных процедур и участия вних.

Служба поурегулированию коллективных трудовыхспоров:

  • осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
  • проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
  • формирует список трудовых арбитров;
  • проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
  • выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
  • оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;
  • организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;
  • организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службыпо урегулированию коллективных трудовыхспоров пользуются правом беспрепятственногопри предъявлении удостоверенияустановленного образца посещенияорганизации (филиала, представительства,иного обособленного структурногоподразделения) в целях урегулированияколлективных трудовых споров, выявленияи устранения причин, порождающих этиспоры.

Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

Трудовымзаконодательством установленыопределенные гарантии для представителейработников, членов примирительнойкомиссии и трудовых арбитров в связи сучастием в разрешении коллективноготрудового спора.

Представителиработников не могут быть в периодразрешения коллективного трудовогоспора подвергнуты дисциплинарномувзысканию, переведены на другую работуили уволены по инициативе работодателябез предварительного согласияуполномочившего их на представительствооргана. Члены примирительной комиссии,трудовые арбитры на время участия вразрешении коллективного трудовогоспора освобождаются от основной работыс сохранением среднего заработка насрок не более трех месяцев в течениеодного года.

4. Забастовка

Проведениезабастовки работниками и их представителямидопускается в следующих случаях: 4

  • уклонения работодателя от создания трудового арбитража;
  • отказа от выполнения рекомендаций трудового арбитража;
  • если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;
  • если работодатель уклоняется от примирительных процедур;
  • если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Забастовкапредставляет собой временный добровольныйотказ работников от исполнения трудовыхобязанностей (полностью или частично)в целях разрешения коллективноготрудового спора. Участие в забастовкеявляется добровольным.

Никто не можетбыть принужден к участию или отказу отучастия в забастовке. Лица, принуждающиеработников к участию или отказу отучастия в забастовке, несут дисциплинарную,административную, уголовную ответственность.

Представители работодателя не вправеорганизовывать забастовку и приниматьв ней участие.

Запрещаетсяувольнение работников по инициативеработодателя в связи с их участием взабастовке. Решение об объявлениизабастовки принимается собранием(конференцией) работников организации(филиала, представительства, иногообособленного структурного подразделения)по предложению представительного органаработников, ранее уполномоченногоработниками на разрешение коллективноготрудового спора.

Собрание (конференция)работников считается правомочным, еслина нем присутствует не менее двух третейот общего числа работников (делегатовконференции).

Работодатель обязанпредоставить помещение и создатьнеобходимые условия для проведениясобрания (конференции) работников и неимеет права препятствовать его (ее)проведению.

Решение считается принятым,если за него проало не менееполовины работников, присутствующихна собрании (конференции).

При невозможностипроведения собрания (созыва конференции)работников представительный органработников имеет право утвердить своерешение, собрав подписи более половиныработников в поддержку проведениязабастовки.

О начале предстоящейзабастовки работодатель должен бытьпредупрежден в письменной форме непозднее чем за десять календарных дней.Работодатель предупреждает о предстоящейзабастовке Службу по урегулированиюколлективных трудовых споров.

Забастовкувозглавляет представительный органработников.

Орган, возглавляющийзабастовку, имеет право:

  • созывать собрания (конференции) работников;
  • получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников;
  • привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

Орган, возглавляющийзабастовку, имеет право приостановитьзабастовку. Для возобновления забастовкине требуется повторного рассмотренияспора примирительной комиссией или втрудовом арбитраже. Работодатель иСлужба по урегулированию коллективныхтрудовых споров должны быть предупрежденыо возобновлении забастовки не позднеечем за три рабочих дня.

В период проведениязабастовки стороны коллективноготрудового спора обязаны продолжитьразрешение этого спора путем проведенияпримирительных процедур.

Работодатель,органы исполнительной власти, органыместного самоуправления и орган,возглавляющий забастовку, обязаныпринять зависящие от них меры пообеспечению в период забастовкиобщественного порядка, сохранностиимущества организации (филиала,представительства, иного обособленногоструктурного подразделения) и работников,а также работы машин и оборудования,остановка которых представляетнепосредственную угрозу жизни и здоровьюлюдей.

Забастовка будетпризнаваться незаконной при наличииколлективного трудового спора в томслучае, если она была объявлена безучета сроков, процедур и требований,предусмотренных ТК РФ.

Решение о признаниизабастовки незаконной принимаетсяверховными судами республик, краевыми,областными судами, судами городовфедерального значения, судами автономнойобласти и автономных округов по заявлениюработодателя или прокурора.

Решение судадоводится до сведения работников черезорган, возглавляющий забастовку, которыйобязан немедленно проинформироватьучастников забастовки о решении суда.Решение суда о признании забастовкинезаконной, вступившее в законную силу,подлежит немедленному исполнению.

Работники обязаныпрекратить забастовку и приступить кработе не позднее следующего дня послевручения копии указанного решения судаоргану, возглавляющему забастовку.

Работники, приступившие к проведениюзабастовки или не прекратившие ее наследующий день после доведения дооргана, возглавляющего забастовку,вступившего в законную силу решениясуда о признании забастовки незаконнойлибо об отсрочке или о приостановкезабастовки, могут быть подвергнутыдисциплинарному взысканию за нарушениетрудовой дисциплины.

Представительныйорган работников, объявивший и непрекративший забастовку после признанияее незаконной, обязан возместить убытки,причиненные работодателю незаконнойзабастовкой, за счет своих средств вразмере, определенном судом.

Невыполнениеработодателем или его представителемобязательств по соглашению, достигнутомув результате примирительнойпроцедуры, —влечет наложениеадминистративного штрафа в размере отдвадцати до сорока минимальных размеровоплаты труда.

Увольнениеработников в связи с коллективнымтрудовым спором и объявлением забастовки —влечет наложение административногоштрафа в размере от сорока до пятидесятиминимальных размеров оплаты труда.

Источник: https://studfile.net/preview/1478212/page:7/

О службе по урегулированию коллективных трудовых споров (с изменениями на 21 марта 1998 года) (утратило силу на основании постановления правительства российской федерации от 01.02.2005 n 49), постановление правительства рф от 15 апреля 1996 года №468

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

(с изменениями на 21 марта 1998 года)____________________________________________________________________Утратило силу на основании

постановления Правительства Российской Федерации
от 1 февраля 2005 года N 49

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 332.
____________________________________________________________________

В целях реализации Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4557) и совершенствования порядка регулирования социально-трудовых отношений Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Абзац утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 332..

Установить, что Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и социального развития Российской Федерации образуют службу по урегулированию трудовых споров (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 332.

В систему службы по урегулированию коллективных трудовых споров также могут входить по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующие подразделения этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

2. Утвердить прилагаемое Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием Министерства труда Российской Федерации рассмотреть вопрос о возложении функций по урегулированию коллективных трудовых споров на органы исполнительной власти по труду соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. Министерству труда Российской Федерации:

по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в месячный срок представить предложения об уточнении предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров, а также об условиях оплаты труда работников указанных территориальных органов;

по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по обеспечению деятельности территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.

5. Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства труда Российской Федерации внести предложения об уточнении годового фонда оплаты труда работников центрального аппарата и установлении его размера для работников территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации                                  В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 1996 года N 468

Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров

(с изменениями на 21 марта 1998 года)

1. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее именуется — служба) является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года N 332.

2. Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

4. Служба в соответствии с возложенными на нее задачами:

организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности для разрешения возникших коллективных трудовых споров;

осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае, если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника;

участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий;

утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом;

выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах Российской Федерации и принимаемых мерах по их разрешению;

организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.

5. Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.

6. Работники службы пользуются правом беспрепятственного (при предъявлении удостоверения установленного образца) посещения организаций в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

7. Работники службы обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении своих должностных полномочий при участии в примирительных процедурах в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра.

Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена в юридическом

бюро «КОДЕКС»

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9018536

Коллективные трудовые споры: порядок их рассмотрения и разрешения

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

  1. Что это такое?
  2. Порядок разрешения спора
  3. Момент начала конфликта

Трудовое законодательство Российской Федерации полностью регулирует взаимоотношения между работодателем и его подчиненными, которых он взял на работу. Первая категория людей старается дать максимально комфортные условия для ведения работ, но не всегда это получается.

В таком случае вторая сторона (работники) начинает отстаивать свое мнение. Если устные замечания не приводят к удовлетворительным результатам, проводится рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже и их разрешение.

В представленной статье будут рассмотрены главные особенности рассмотрения и решения коллективных споров.

Что это такое?

Само понятие и виды коллективных трудовых споров включают в себя разногласия, вызванные неудовлетворительной заработной платой, невыплатой денег за выполненную работу, плохими условиями труда, незаконным массовым увольнением и так далее.

Статья 398. Основные понятия.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Причин, по которым может начаться спор, очень много. Чтобы упорядочить их, закон предусматривает несколько классификаций.

Исходя из уровня:

  • На локальном уровне;
  • На территориальном уровне;
  • На региональном уровне;
  • На межрегиональном уровне;
  • На федеральном уровне.

Важно отметить, что забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора не может использоваться на всех уровнях, за исключением локального. В такой ситуации отстаивание интересов может вестись на уровне организации.

Существует и классификация, различающая предмет спора:

  • Об изменении или установлении новых условий труда, которые не удовлетворяют работников;
  • Об изменении, заключении или выполнении соглашений и коллективных договоров;
  • Об отказе работодателей принимать во внимание мнение представителя работников в процессе принятия локальных нормативных требований.

Последняя категория — в зависимости от способа урегулирования трудового спора. Они могут разделяться всего на два вида — споры, урегулирование которых возможно без применения забастовки, а также с применением забастовки.

Порядок разрешения спора

Трудовой кодекс гласит о том, что существует свой порядок урегулирования конфликта.

Что касается количества времени на примирение, коллективные трудовые споры и порядок их разрешения могут иметь свои сложности.

Соответственно, все может решиться либо за несколько дней, либо длиться несколько месяцев. В любом случае, трудовое законодательство предлагает несколько этапов решения проблемы:

  • Примирительная комиссия. Это локальная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, которая заставляет каждую сторону находиться в этой комиссии. За попытку уклониться от установленных требований предусматривается ответственность административного характера. Если по каким-либо причинам спор не смогли урегулировать благодаря примирительной комиссии, нужно перейти к следующему этапу;

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

  • Рассмотрение с помощью посредника. Сам по себе, порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника предусматривает следующее: таковым лицом может быть представитель, которого выбирают обе стороны процесса, либо его назначает Служба по урегулированию трудовых коллективных споров. Данный этап также обычно не приводит к заметным результатам (хотя есть и свои исключения). Нужно перейти к третьему этапу;
  • Трудовой арбитраж. Законодательство гласит, что трудовые арбитражи — это органы рассматривающие коллективные трудовые споры, выбранные каждой стороной трудового договора. Важно обратить внимание — создать трудовой арбитраж можно не позднее 3-х рабочих дней после того, как посредник или примирительная комиссия закончит рассмотрение спора.

Бывает и так, что работодатель принимает решение исключить возможность создания трудового арбитража, либо не выполняет рекомендации, установленные данным органом. В таком случае работники получают полное право организовать забастовку.

Примиряющая комиссия иногда может прийти к общему выводу, который удовлетворяет каждую сторону. В таком случае создается специальный протокол.

Для каждой стороны он обязательно имеет свою юридическую силу. Порядок исполнения и сроки выполнения обязательств указываются в подписанном протоколе.

Как только решение по урегулированию конфликта будет принято, примиряющая комиссия автоматически прекратит свою деятельность.

Что касается забастовки, она может применяться исключительно в качестве крайнего средства решения коллективного спора. Обычно такие действия выполняются тогда, когда работодатель наотрез отказался сотрудничать со своими работниками, либо он выполняет возложенные на него обязательства.

Как гласит общая характеристика коллективных трудовых споров, забастовка как механизм урегулирования конфликта может начаться исключительно после принятия решения о ее объявлении.

Трудовое законодательство обязывает специалистов предварительно предупредить своего работодателя о проведении такого мероприятия. Сроки предупреждения могут зависеть от конкретных обстоятельств.

Так, к примеру, если предприятие не работает, нужно сообщить работодателю не позднее 7-ми дней до момента проведения, а при принятии решения на производстве, работающем непрерывно, срок увеличивается до 15 дней.

Момент начала конфликта

Многие люди также спрашивают — каким днем начала коллективного трудового спора считается день? Решение о начале конфликта может быть принято только после того, как работодатель отклонил часть требований, либо отказался от них вовсе, сообщив о своем решении в письменном виде. А что, если работники не получили никакого ответа?

Статья 386 ТК РФ установлен трехмесячный срок обращения в комиссию по трудовым спорам со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен комиссией по трудовым спорам в соответствии со ст.

387 ТК РФ комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальным трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления работником. Не рассмотрение спора в указанный срок является, согласно ст. 390 ТК РФ, основанием для переноса рассмотрения спора в суд. Ст.

390 ТК РФ установлен также десятидневный срок обжалования сторонами решения комиссии по трудовым спорам, который исчисляется со дня вручения копии решения.

Аналогичные сроки предусмотрены и для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Согласно ст.

392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

В соответствии с ч. 3 ст. 108 ГПК РФ, процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Создается специальная комиссия, которая решает, в каком порядке рассматривается коллективный трудовой спор. Этапы проведения разбирательств указаны выше.

Выводы

Чтобы максимально эффективно урегулировать коллективный трудовой спор, необходимо максимально давить на работодателя. Не будет лишней помощь специалиста, имеющего многолетний опыт решения подобных конфликтов. Обратившись в нашу компанию, вы гарантированно получите квалифицированную помощь.

Источник: https://WorkDispute.ru/inspekciya/kollektivnye-spory.php

Порядок разрешения коллективных трудовых споров (стр. 2 из 7)

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Служба по урегулирования коллективных трудовых споров — это государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и частая в них.

Систему Службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными задачами службы являются содействие в урегулировании коллективных трудовых споров; организация примирительных процедур и участие в них; осуществление мер по предупреждению и разрешению коллек­тивных трудовых споров.

В соответствии с изложенными задачами Служба:

· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

· формирует списки посредников и трудовых арбитров, определяет порядок приглашения посредника или назначения его службой, организует их подготовку и повы­шение квалификации;

· участвует в формировании трудового арбитража, в определении его регламента и полномочий, утверждает состав трудового арбитража; организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

· выявляет причины и условия возникновения кол­лективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

· подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) и принимаемых мерах по их разрешению.

Помимо вышеперечисленных задач, Служба выполняет массу функций, основная цель которых — исследование причин, порождающих коллективные трудовые споры, изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта организации работ по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров при проведении примирительных процедур, издание информационного бюллетеня и др.

Работники службы имеют соответствующие удостоверения установленного образца и пользуются правом беспрепятственного посещения организаций, их структурных подразделений в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры и конфликты[4].

Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба действует на основании Федерального закона «О разрешении коллективных тру­довых споров» и Положения «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»[5].

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения работникам или их представителям решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или не сообщение работодателем своего решения в отношении выдвинутых требований в течение трех рабочих дней с момента получения требований; требования и решение по ним должны быть оформлены письменно.

Требования работников и их представителей должны быть оформлены в соответствии с Федеральным законом «О коллективных трудовых спорах», а именно: эти требования должны быть сформулированы и выдвинуты на общем собрании (конференции) работников большинством ; на этом же собрании избираются полномочные представители для участия в разрешении коллективного трудового спора в случае полного или частичного отклонения выдвинутых требований. И выдвижение требований, и избрание представителей должно быть отражено в протоколе общего собрания (конференции) работников. Требования и протокол оформляются в трех экземплярах, один из которых направляется работодателю, еще один экземпляр может быть направлен в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (к нему прилагается также и подтверждение направления требований работодателю).

С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия

При возникновении коллективного трудового спора участвующие в нем стороны обязаны приступить к примирительным процедурам, уклоняться от которых не вправе ни одна из сторон.

Последствия уклонения работодателя от участия в примирительных процедурах оговорены в ст.10 Закона. Они предусматривают передачу трудового спора на рассмотрение трудового арбитража, если работодатель уклоняется от создания примирительной комиссии.

В случае уклонения от создания трудового арбитража работники могут приступить к проведению забастовки.

Кроме того, Закон предусматривает ответственность представителей работодателя, уклоняющихся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, отказывающих в предоставлении помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующих его проведению, в виде дисциплинарного взыскания или штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.

Сторонами в течение трех рабочих дней с момента возникновения коллективного трудового спора создают примирительную комиссию, на разрешение которой и передается возникший спор. Создание комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников (трудового коллектива, коллектива подразделения).

На работодателя возлагается обязанность обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии. В состав примирительной комиссии входят представители работников и работодателя на равноправной основе. Для работы примирительной комиссии по разрешению возникшего трудового спора закон отводит не более пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

Итоги работы примирительной комиссии могут быть следующими:

· достижение соглашения по спорному вопросу и принятие по соглашению сторон решения, которое должно быть оформлено протоколом; это решение имеет обязательную для сторон силу и исполняется в установленном этим решением порядке и сроки;

· стороны не пришли к соглашению, но договорились о продолжении примирительных процедур с участием посредника или в трудовом арбитраже;

· стороны не достигли соглашения как по существу спора, так и по вопросу использования примирительных процедур; в этом случае они приступают к формированию трудового арбитража.

На любой стадии разрешения коллективного трудового спора, в том числе и в процессе работы примирительной комиссии, стороны могут прийти к соглашению по всему объему спорных вопросов либо их части. Это соглашение должно быть письменно оформлено сторонами, только в этом случае оно будет иметь обязательную для них силу.

Закон предусматривает ответственность за невыполнение соглашения в виде дисциплинарного взыскания или штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого на представителей работодателя, виновных в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры[6].

Дела о наложении штрафов за уклонение от участия в примирительной процедуре, неисполнение обязательств по соглашению, а также за незаконную забастовку рассматриваются в порядке, установлен­ном законодательством об административных правонарушениях[7].

Участие посредника

Может возникнуть и такая ситуация: процедура рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии по существу вопрос не решила, но стороны заинтересованы в продолжении примирительных процедур и намерены прибегнуть к услугам посредника.

В этом случае они приглашают его независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Посредник может быть назначен Службой в случае, если стороны не пришли к соглашению относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней.

О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней.

Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора, разногласий, возникших между ними по поводу установления, изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами,

Посредник имеет право:

· запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;

· в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздель­ные заседания представителей сторон;

· предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

Источник: https://mirznanii.com/a/245800-2/poryadok-razresheniya-kollektivnykh-trudovykh-sporov-2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.