Закон зависимости эффективности общения от объема коммуникативных усилий пример
5 законов общения, о которых мы забыли
Мы часто говорим о том, что в современной школе не хватает предметов, которые позволяли бы детям изучать себя, людей вокруг, учили бы общаться правильно.
В прошлом были попытки преподавать логику, риторику, психологию семейный отношений, но все эти предметы не стали обязательными в перечне наук из общеобразовательной программы.
В лучшем случае они преподаются в рамках элективных (дополнительных) программ.
Несколько лет я вела в школе предмет, который назывался «Культура общения».
Старшеклассникам нравился этот предмет, потому что на занятиях была возможность узнать много интересного о человеке, его поведении, о приёмах, принципах и законах общения. Эти законы сформулированы доктором филологических наук, профессором И. А.
Стерниным в рамках науки об эффективном общении, которая родилась на стыке психологии, филологии, психолингвистики. Наука достаточно молодая, но очень интересная.
А ещё нужная. Когда знаешь, что существуют законы общения, не зависящие ни от тебя, ни от твоего собеседника, жить легче, потому что становятся понятными многие эпизоды поведения не только других людей, но и свои поступки.
Чтобы описать все ЗАКОНЫ общения, одной статьи, думаю, будет недостаточно, здесь расскажу о пяти из них. Почему? На этот вопрос ответит пятый закон.
1. Закон зеркального развития общения.
Суть такова: «Собеседник в процессе общения имитирует стиль общения своего собеседника».
Вы обращали внимание, что когда один из собеседников, например, повышает голос, то другому трудно удержаться от того, чтобы не сделать то же самое? Это действие закона отзеркаливания. Мы невольно можем изменять громкость речи, эмоциональность, темп речи, даже частоту дыхания, если это делает наш собеседник.
Мы поддаёмся его манере речи.
Зная, что данный закон существует, можно ему сопротивляться: если на вас орут, вместо увеличения громкости своей речи, говорите тише, собеседник постепенно отзеркалит вашу речь; если вы чувствуете, что эмоции накаляются, постарайтесь вести себя спокойно, это «погасит» излишнюю эмоциональность беседы.
2. Закон притяжения критики
Всё просто: «Чем больше вы выделяетесь, тем больше о вас злословят и тем больше людей подвергают критике ваши действия».
Думаю, каждый испытывал на себе действие этого закона. Не стоит расстраиваться, если о вас плохо говорят или подвергают сомнению верность ваших мыслей и действий. Помните о словах Д. Карнеги: «Не ругают только пень от срубленного дерева. Ты же не можешь быть пнём»!
3. Закон искажения информации при её передаче («закон испорченного телефона»)
«Любая информация, передаваемая в группе общения, искажается при передаче».
Очень полезен данный закон людям, которые живут по принципу «слышу звон…», и тем, кто общается с такими людьми. Чтобы быть уверенным в информации на 100%, обращайтесь к первоисточнику.
У меня быть очень показательный случай в практике. Все помнят легенду об Икаре. Разговариваем с учеником о том, какой аргумент мог бы подойти как доказательство тезиса по проблеме подвига. Мне отвечают: «Икар». На мой вопрос: «А ты читал?» звучит: «Нет. Но всем известно, что он герой». Посоветовала прочитать полный перевод.
Короче говоря, не верьте на слово ни соседу, ни другу, ни СМИ.
4. Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера («закон толпы»)
«Чем больше человек вас слушают, тем ниже средний интеллект аудитории».
Данное явление связано с тем, что в толпе человек начинает хуже мыслить логически, так как начинает доминировать правое эмоциональное полушарие. Он менее внимателен к словам собеседника, ему трудно сосредоточиться на каком-то действии. Паника и ажиотаж – следствия именно этого закона.
Есть люди, которые не любят большие скопления людей и стараются избегать их. Они чувствуют себя неуютно в толпе именно потому, что им неприятно ощущение подавления индивидуальности.
5. Закон прогрессирующего нетерпения слушателей
Чем дольше говорит человек, тем большее невнимание и нетерпение проявляют его слушатели. Если совсем просто, то выглядит это так:
Длительность выступления – Слушатели воспринимают как
Первые 10 минут – 10 минут
Вторые 10 минут – 20 минут
Третьи 10 минут – 30 минут
Общее время – 30 минут – 60 минут
Нужно об этом помнить, если вы хотите, чтобы ваша речь была эффективной! «Или как можно короче, или как можно приятнее» (Плутарх)
Есть и другие законы:
— закон зависимости эффективности общения от объёма коммуникативных усилий
— закон самосохранения в общении
— закон ритма общения
— закон речевого самовоздействия
— закон доверия простым словам
— закон ускоренного распространения негативной информации
— закон детального обсуждения мелочей и др.
Если было интересно, ставьте лайки и пишите комментарии, подписывайтесь на канал!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae35ec98c8be3337340755b/5d57fc5d80879d00ad73e2b8
Закон зеркального общения примеры
Коммуникативные законы – это наиболее общие нежёсткие тенденции, характерные для всех видов общения. Русский языковед И.А. Стернин выделяет следующие законы общения:
1. Закон зеркального развития общения.
Он заключается в том, что собеседники бессознательно имитируют стиль друг друга. Например, если человек начинает говорить шёпотом, то и его партнёр переходит на шёпот. Этот закон можно использовать для нейтрализации конфликтных ситуаций.
2. Закон зависимости эффективного общения от коммуникативных усилий.
Закон заключается в том, чем больше усилий затрачивает коммуникант, тем эффективнее его общение. Коротко высказанные просьбы и распоряжения исполняются с меньшим желанием, потому что воспринимаются как невежливые и агрессивные.
3. Закон прогрессивного нарастания нетерпения слушателей.
Он заключается в том, что чем дольше говорит человек, тем невнимательнее и нетерпеливее его слушатели. Эффективное общение длится 10 минут.
4. Закон снижения уровня интеллекта аудитории в зависимости от её численности.
Чем больше людей слушает говорящего, тем ниже средний уровень интеллекта аудитории. В толпе человек становится менее критичным, более доверчивым, более эмоциональным, хуже мыслит логически, легче поддаётся влиянию окружения.
5. Закон коммуникативного самосохранения.
Человек в общении стремится сохранить достигнутое равновесие. Говорящий сдерживает своё желание высказывать новые идеи из-за угрозы их критики или отрицания. Новая идея, высказанная в групповом общении, сначала поддаётся сомнению и даже отклоняется. Лишь постепенно она может быть принята.
6. Закон ритма общения.
Соотношение говорения и молчания в речи каждого человека составляет в норме 1: 23. Человек в 23 раза меньше говорит, чем молчит.Если не придерживаться данного соотношения, то возникает психическое раздражение, ухудшается состояние здоровья. Люди определённых профессий (учителя, актёры, продавцы) много говорят и нуждаются в большем отпуске.
Женщины говорят больше мужчин, представители южных народов говорят больше северных. Украинцы и русские также говорят много.
7. Закон речевого самовлияния.
Словесное воплощение идеи формирует её у говорящего и позволяет больше в неё поверить. Вспомним анекдот об учительнице, которая 20 раз объясняла ученику задачу, уже сама её поняла, а он всё ещё нет. На этом законе основана аутогенная тренировка.
8. Закон доверия к понятным высказываниям.
Чем проще говорящий высказывается, тем легче ему доверяют и больше понимают. Для понимания нужно обращаться к вечным истинам.
9. Закон притягивания критики. Чем больше человек выделяется, тем больше его критикуют.
Всё, что привлекает внимание, становится предметом обсуждения. Люди больше обращают внимание на недостатки. Но не следует слишком бояться критики. Если вы достигнете успеха, то насмешки превратятся в поздравления.
10. Закон самовозникновения информации.
При дефиците информации она порождается в виде слухов.
11. Закон модификации нестандартного коммуникативного поведения.
Если собеседник нарушает коммуникативные нормы, другой заставляет его изменить своё поведение.
12. Закон ускоренного распространения негативной информации.
К негативным факторам люди проявляют повышенное внимание, позитивные факторы воспринимаются как норма.
13. Закон искажения информации.
Чем больше людей передаёт информацию, тем больше она искажается. Причина искажения – в субъективной интерпретации, личностном отношении , неумении слушать.
14. Закон эмоционального заражения.
Личности с одинаковым эмоциональным состоянием стремятся объединиться. Сравните: друзья по несчастью.
15. Закон речевого усиления эмоций.
Эмоциональные выкрики (и проговаривание) усиливают переживаемую эмоцию в полтора-два раза. Это используется в рекламе, медитации, религии.16. Закон речевого поглощения эмоций.
В случае последовательного, вдумчивого рассказа про эмоцию она исчезает (сравните: поплакаться кому-то на жизнь).
При этом происходит переключение работы полушарий мозга, начинает доминировать работа левого, «логического» полушария, а правое, «эмоциональное» тормозит свою работу. Кстати, об эмоции можно и не рассказывать, просто наблюдать её в себе.
Ненаправленная инвектива также растворяет гнев, особенно у подростков и мужчин, которые по своей природе в этом нуждаются (например, занятия бегом, упражнения в тренажёрном зале).
17. Закон эмоционального угнетения логики.
У человека в эмоциональном состоянии логика отключается, так как доминирует работа правого полушария мозга, а работа левого – заторможена. Такого человека не переубедишь. Нужно его успокоить, демонстрировать согласие и таким образом снижать уровень его возбуждения, Только после этого можно с ним обсуждать ситуацию.
Законы коммуникации в общении студентов
Дата публикации: 04.04.2016 2016-04-04
Статья просмотрена: 695 раз
Библиографическое описание:
Источник: https://dobroedeloufa.ru/osobennosti/zakon-zerkalnogo-obshhenija-primery/
Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий
Этот закон можно сформулировать так: чем больше коммуникативных усилий затрачено, тем выше эффективность общения.
О понятии эффективности общения мы будем говорить подробно позже. Пока же отметим, что подход к эффективности общения принципиально отличается от подхода к проблеме эффективности, например, в сфере производства.
В промышленности эффективно такое производство, при котором единица продукции произведена с минимальными затратами. В общении — наоборот: нельзя повысить эффективность, снижая затраты. Гораздо легче накричать на собеседника или силой заставить его что-либо сделать.
Однако такое общение в конечном итоге будет неэффективным — на вас обидятся, затаят злобу, сделают, но плохо, пообещают и подведут и т.д.
Обратите внимание на то, что короткие просьбы и распоряжения всегда выполняются менее охотно, поскольку воспринимаются как более грубые и агрессивные. Вежливость предполагает более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т.д.
Таким образом, эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.
Данный закон формулируется так: чем больше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.
Как бы ни был интересен оратор или рассказчик, как бы ни были расположены к нему слушатели или собеседники — чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем с большим нетерпением ожидают окончания выступления или речи.
По данным исследователей, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длинней первой, а последние десять минут — втрое длинней первых десяти.Таким образом ,вывод напрашивается сам собой: речь должна быть короткой, не выходить за пределы 10 минут.
Сформулировать закон можно следующим образом: новая, непривычная идея, сообщенная собеседнику, в первый момент им отвергается.
Почему так происходит? Информация, которую получает человек, сначала обрабатывается правым полушарием мозга, которое отвечает за образное мышление и эмоции.
Это полушарие и отбрасывает, новую и непривычную идею, поскольку она нарушает уже сложившиеся у человека представления, нарушаете уже сложившееся психическое состояние.
Первый порыв всегда эмоционален, первая реакция — тоже, и поэтому доверять им в серьезных случаях нельзя.
Для того, чтобы правильно, объективно оценить слова собеседника, принять по ним верное решение, необходимо его слова осмыслить, а это должно сделать левое полушарие мозга, отвечающее за логическое мышление. Для осмысления нужно время, нужна спокойная обстановка, для принятия правильного решения нужна дополнительная информация или совет знающего человека.
Вывод напрашивается сам собой: никакую идею нельзя отвергать сразу — в ней может быть рациональное зерно. Необходимо побороть искушение сразу говорить «нет» собеседнику, если идея для вас нова или непривычна.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в силу действия этого закона нельзя без подготовки выпаливать новые идеи, нежно собеседника к ним подготовить.Как гласит китайская поговорка, «парикмахер, прежде чем брить, намыливает».
Page 3
Данный закон отражает соотношение говорения и молчания в человеческом общении: соотношение говорения и молчания в речи каждого человека — величина постоянная.
Это значит, что каждому человеку необходимо в день определенное время для говорения и определенное время для молчания.
Любопытно, что норма соотношения говорения и молчания в общении — величина индивидуальная для каждого из нас.
Данный закон общения действует в человеческой жизни очень четко. Человеку необходимо соблюдать сложившийся, привычный для него ритм общения — иначе он начинает ощущать психическое беспокойство, возникает стресс, ухудшается настроение, общее состояние здоровья. При это в равной мере для человека важно соблюдать как норму говорения, так и норму молчания.
Люди плохо чувствуют себя в коммунальных и перенаселенных квартирах, вообще в больших городах люди вынуждены принудительно много общаться, нарушая свой личный внутренний ритм общения.
Если человек «переговорил», ему необходимо восстановить ритм — помолчать, выключиться из общения. Это связано с потребностью в психологической защите.
В своей профессиональной деятельности переговаривают учителя, вузовские преподаватели, журналисты, врачи, юристы, экскурсоводы, служащие, ведущие прием граждан, продавцы, руководители и некоторые другие категории граждан.
Эти люди нуждаются в систематическом отдыхе от общения, что нередко принимает форму домашней молчаливости в течении какого-то времени даже по отношению к близким людям. Выезды на природу, на дачу — все это способствует снятию стресса, вызванного избыточным общением.
Page 4
Закон можно сформулировать следующим образом: при связном рассказе о переживаемой эмоции она «поглощается» речью и исчезает.
Выраженное в связно рассказе эмоциональное переживание, например, горе, будучи рассказанным и выслушанным, исчезает вместе со словами, которые были использованы для рассказа.
Слова как бы впитывают, поглощают как губки выражаемую ими информацию, забирая ее у человека.Данное явление известно в формулировке «поплакаться в жилетку» — если твою жалобу выслушали, посочувствовали, твое огорчение, расстройство, переживание значительно ослабляется, а часто и совсем проходит.
Еще одной формой реализации данного закона является ни на кого не направленная эмоциональная речь, в том числе брань, ругательства, никому не адресованные: — Проклятье! — Черт возьми! — вплоть до самых крепких выражений.
Подчеркнем, что в таком употреблении ругательства выполняют функцию выпуска пара: безадресно выругался — и полегчало.
Важно иметь в виду, что в подобных случаях ругательства должны употребляться безадресно и никто их не должен слышать, чтобы не оскорблять общественную нравственность.
Вопросы и задания для самоконтроля:
- 1. Общение какого типа встречается чаще: деловое или неофициальное? Зависит ли объем того и другого от пола, возраста, профессии людей, их социального положения? Приведите примеры.
- 2. Какие из приведенных ниже примеров относятся к нормативным правилам общения?
- — здороваться со знакомыми людьми;
- — улыбаться собеседнику;
- — не перебивать собеседника;
- — благодарить за помощь;
- — чаще улыбаться;
- — не повышать голос на собеседника.
- 3. Если вас по телефону Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг,
Наберите быстро номер Из любых случайных цифр И тому, кто снимет трубку,
Сообщите — «сам дурак».
(Г. Остер «Вредные советы»)
Какой коммуникативный закон обыгран в данном отрывке?
Как нужно поступить в таком случае? Что требует этикет телефонного разговора?
4. Воспользультейсь законом отзеркаливания и вежливо, развернуто от- зеркальте:
Образец: — Рад был с вами познакомиться.
Спасибо, мне тоже было очень приятно. Надеюсь еще увидимся!
- — Сегодня я с таким трудом добрался до работы!
- — Мой младший брат совсем отбился от рук.
- — Как все стало дорого!
- — Приятного аппетита!
- — Хорошего вам отпуска!
- — Вы так меня выручили!
- 5. Какие указания и распоряжения кажутся вам наиболее эффективными? Обоснуйте свое мнение.
- — Убери посуду!
- — Мне кажется, пора сделать уборку.
- — Сдайте мне отчет!
- — Прошу вас, предоставить мне отчет в первой половине дня.
- — Ждите!
- — Будьте добры, подождите несколько минут.
- 6. Объясните что значит — «собеседника нужно подготовить к восприятию новой идеи»? Какой коммуникативный закон выдвигает такое требование?
- 7. У японцев есть слово «саби», что означает «уединенное молчание на природе» — они выезжают из города и в одиночестве созерцают природу, слушают ее естественные звуки и молчат.
Какой коммуникативный закон вызвал к жизни это слово в японском языке?
- 8. Нарушение какого коммуникативного закона вызывает у человека реакцию: «Оставьте меня в покое»?
- 9. Как можно объяснить смысл русских поговорок: Не выругавшись, дело не сделаешь; Не обругавшись, и замка в клети не откроешь. Действие какого коммуникативного закона они иллюстрируют? Призывают ли эти пословицы сквернословить публично?
- 10. Бывали ли у вас случаи, когда очень хотелось рассказать окружающим, о произошедшем с вами? Почему это происходит? Объясните механизм данного явления?
Источник: https://studref.com/449995/pedagogika/zakon_zavisimosti_rezultata_obscheniya_obema_kommunikativnyh_usiliy
Эффективная коммуникация
Эффективная коммуникация – это нечто большее, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящих за словами. Помимо способности четко передать сообщение, нужно уметь слушать так, чтобы уяснить полный смысл того, что говорится, и заставить другого человека почувствовать, что его слушают и понимают.
Но легче сказать, чем сделать. У каждого из нас есть уникальное мировоззрение, на которое многое повлияло: воспитание, личный опыт и окружающая среда. Кроме того, мы передаем сообщение, зная о своих мотивах и желаниях, в то время как получатели не имеют такой роскоши. Это приводит к неэффективной коммуникации.
Неэффективная коммуникация – это пререкания с окружающими, деление собеседников на победителей и побежденных. Разногласия и конфликты являются ярчайшими индикаторами того, что мы имеем дело именно с ней.
Цель же эффективной коммуникации – наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные. Как этого достичь? Стопроцентной гарантии никто не даст, однако если соблюдать определенные правила, применять некоторые техники и приемы, можно прокачать свое умение находить подход к людям и доносить свои мысли ясно и быстро.
Начнем с правил.
10 правил эффективной коммуникации
Чтобы после диалога у обоих осталось приятное чувство взаимопонимания, придерживайтесь следующих правил.
1
Активное слушание включает в себя задание вопросов, а также сосредоточенное усилие, которое требуется, чтобы понять ответы вашего партнера – и в то же время отказаться от их оценки.
Когда вы регулярно и умело слушаете других, то поддерживаете связь с их реальностью. Быстро узнаете о достижениях и проблемах собеседника и о том, как он справляется со взлетами и падениями.
Кроме того, вы показываете, что то, что важно для него, важно и для вас.
В результате ваше мнение имеет больший вес, ведь основано на реальности – реальности собеседника.
2
Когда другие рассказывают вам свою историю, постарайтесь понять их мыслительный процесс и увидеть мир с их точки зрения Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека. Конечно, это не просто. Но сознательное усилие уже лучше, чем обдумывание своего ответа, пока говорит собеседник.
3
Жить в негативе – это верный способ «отвернуть» от себя собеседника.
Он не станет слушать вас с полным придыханием, потому что ваше появление в его жизни будет связано с жалобами, стенаниями и пессимизмом. Поэтому сосредоточьтесь на положительном.
Находите общую точку зрения, даже если вы не согласны. Старайтесь радовать собеседника своим настроением, даже если ситуация к этому не располагает.
4
Когда хвалите собеседника, не нужно льстить или слагать оды в честь его поверхностных качеств. Будьте искренними.Во время критики или обратной связи не зацикливайтесь на одном негативе, помните, что вы, прежде всего, хотите помочь. Если нужно, извинитесь.
5
Люди пока еще не научились читать мысли. Поэтому не просто рассказывайте другим, как их цените или что вас беспокоит. Подскажите им, как можно исправить ситуацию.
Если вам не нравится что-то в собеседнике, скажите конкретно о том, что именно, и предложите выход.
6
Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Признавать людей и показывать уважение можно совершенно простыми и несложными способами:
- кивнуть головой;
- улыбнуться;
- просто поприветствовать.
Избегайте сарказма и резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции. Говорите с другими так, как вы хотите, чтобы они говорили с вами.
7
Пауза в нашем случае – это просто остановиться и подумать, прежде чем начать говорить. При помощи автоматизма ничему новому научиться нельзя, а вы наверняка читаете эту статью для того, чтобы узнать что-то новое и привить себе полезный навык.
8
Как вы себя чувствуете, когда появляется мысль-ощущение: «Он(она) от меня что-то скрывает?». Честность вовсе не означает, что вы должны делиться всем и со всеми.
Честность – это умение придерживаться прозрачности во время диалога. Если говорите на какую-то тему, не стоит вилять.9
Многие люди не могут удержаться и не начать атаковать любое мнение, которое им было высказано – и часто жалеют об этом.
Помните, что люди эмоционально привязаны к своим убеждениям. Если вы безжалостно раскрываете каждый изъян в рассуждениях партнера, то даже если вы правы, он будет чувствовать себя ущемленным.
Это не значит, что вы должны соглашаться с неправильным мнением. Речь, скорее, идет о том, чтобы научиться выбирать, в каких битвах стоит принимать участие.
10
Общение должно напоминать равномерно бегущий поток, а не хождение по раскаленным углям или океанский шторм.
Что мешает эффективному общению?
Все, что мешает нам понять собеседника или донести свою мысль, в сфере коммуникаций называется барьером.
Их несколько десятков, мы же выделим основные. Некоторые целиком и полностью зависят от вас, остальные – лишь частично. Если вам удастся избежать их, эффективность коммуникации возрастет:
- Стресс и неконтролируемые эмоции: когда вы подвергаетесь стрессу или эмоционально перегружены, то, скорее всего, неправильно «читаете» других людей, отправляете путаные или отбрасывающие невербальные сигналы и начинаете вести себя не по обстановке.
- Отсутствие фокуса: вы не можете эффективно общаться, если работаете в многозадачном режиме. Если вы проверяете свой телефон, планируете что собираетесь сказать дальше или мечтаете, то почти наверняка пропустите невербальные сигналы в диалоге, а то и большую часть сказанного. Избегайте отвлечений; сосредоточьтесь.
- Неподходящий язык тела: невербальная коммуникация должна укреплять то, что говорится, а не противоречить сказанному. Если вы говорите одно, а ваш язык тела говорит другое, слушатель, скорее всего, почувствует лицемерие.
- Отрицательный язык тела: если вы не согласны с тем, что говорится, то зачастую используете отрицательный язык тела, чтобы откликнуться на сообщение собеседника, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать пальцами руки. Избегайте отрицательных сигналов и помните: вы не обязаны соглашаться, а также быть неискренним.
- Неподобающая физическая среда: шумные кафе или бары чрезвычайно препятствуют пониманию. Если вы хотите провести диалог с пользой, выбирайте более спокойные места.
- Антипатия к чужим мыслям: мы, люди, часто предубеждены. Это стоит понимать, чтобы анализировать то, как и почему слова собеседника определенным образом влияют на наши мысли и эмоции.
Как видим, многие из этих барьеров мы можем убрать. Проблема в том, что для этого нужно сознательное желание и длительная работа над собой. Но если вы хотите добиться в жизни успеха, без развития умения эффективно общаться не обойтись.
Технологии эффективной коммуникации
Условно технологии эффективной коммуникации можно разделить на две группы:
- Технологии убеждения (рациональная сфера): здесь используются логика и аргументация. Предполагается, что собеседник, да и вы сами, обладает высоким уровнем логического и критического мышления. Пройдите эти курсы для того, чтобы стать более убедительным.
- Технологии внушения: основаны на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека вербальными средствами. Так как они зачастую манипулятивны, в этой статье мы их рассматривать не будем.
Есть четыре основных приема аргументирования:
- Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, которые должны рассматриваться.
- Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увязав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы.
- Прием прямого подхода предполагает непосредственный переход к делу без какого-либо вступления или преамбулы.
- Прием снятия напряженности требует установления эмоционального контакта с собеседником. В этом может помочь, к примеру, удачно и вовремя сказанная шутка.
Некоторых приемов и навыков эффективной коммуникации мы уже коснулись в статье, потому что они неразрывно связаны с правилами, барьерами и технологиями. Давайте их резюмируем и добавим те, о которых еще не сказали.
Старайтесь общаться со всеми людьми одинаково: не стоит вести себя покровительственно с тем, кто ниже по должности, моложе или что-то еще. Этот человек, в первую очередь, ваш партнер по общению.
Не жалуйтесь. Это можно делать только в исключительных случаях. Помните, что «люди забывают, что вы им говорили, но никогда не забывают о том, что вы заставили их чувствовать».
Поощряйте и мотивируйте собеседника. Мало того, что ему будет приятно с вами иметь дело, так этот прием еще и улучшит ваше настроение. Помните, что общение – процесс двусторонний и обе стороны заряжают друг друга позитивом или негативом.
Проявляйте эмпатию. Это слово так прочно вошло в наш лексикон, что мы уже не придаем ему особого значения. Но знать и практиковать – это две совершенно разные вещи. Поэтому постарайтесь в следующий раз выслушать ответы собеседника и рассматривать их с точки его зрения, а не с точки зрения своей предвзятости и убеждений.
Упражняйтесь. Да, можно искать собеседников и практиковаться на «поле боя», а можно для начала договориться с друзьями или родственниками и потренироваться друг с другом. Для этого есть несколько полезных упражнений:
- Найдите тему. Заранее решите, сколько времени ей посвятите.
- Пусть собеседник расскажет историю из своей жизни. Внимательно наблюдайте за ним. Затем перескажите эту историю, копируя также жесты и мимику.
- Посмотрите с другом диалог из фильма без звука. Попытайтесь понять, о чем там идет речь, как себя чувствуют герои и чем все может закончиться.
Книги
Эффективная коммуникация – слишком обширная тема, чтобы ее можно было раскрыть в одной статье. Детальнее о ее условиях и приемах вы можете прочесть в следующих книгах:
- «Основы теории коммуникации» О. Л. Гнатюк.
- «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.
- «Хочу говорить красиво! Техники речи» Наталья Ром.
- «Эффективная коммуникация. Приемы и навыки» Улла Дик.
- «Язык коммуникации» Мариан Бугайски.
- «Теория и практика межкультурной коммуникации» Е. Н. Белая.
Желаем вам удачи!
Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/