Собеседование на должность директора школы

Как правильно пройти собеседование на руководящую должность? О чем не знают кандидаты

Собеседование на должность директора школы

Валерий Параничев

21:15 | 04.02.2016

Добрый вам день, дорогой друг!

Есть вещи, о которых большинство соискателей даже не подозревают. Сегодня ваш покорный слуга сядет по другую сторону “баррикад”. На свое привычное место, напротив соискателя. Так будет проще ответить на вопрос “Как правильно пройти собеседование на руководящую должность?”.

Вернее рассказать об одном инструменте, который применяют опытные компетентные рекрутеры. Иногда вам встретятся и такие 🙂

Этот метод — считывание метапрограмм кандидата.

Метапрограммы

Это ментальные модели, фильтры, через которые человек пропускает информацию, делает выводы. Они определяют его мышление и поведение.

Всем известен пример со стаканом, в котором воды наполовину. Один человек считает, что он наполовину полный, другой — наполовину пустой. У них разные полюса метапрограмм.

Смысл в том, что для руководителей есть определенные предпочтения в профиле метапрограмм. Моя задача, как рекрутера — определить этот профиль и сравнить с оптимальным для должности, на которую претендует кандидат.

Я делаю так: предлагаю собеседнику рассказать о себе и фиксирую метапрограммы по построению его фраз.

Потом задаю вопросы и также наблюдаю за его речью. После беседы делаю выводы.

Теперь подробнее о метапрограммах. Их много, но мы рассмотрим 4 наиболее важных.

Сильно углубляться в эту тему вам не обязательно. Просто понять смысл и соотношения полюсов метапрограммы, чтобы стараться следить за своей речью.

1. Тип мотивации: стремление/избегание

Для человека основными стимулами являются или достижения или избежание проблем.

“Люди — достигаторы” большее внимание уделяют своим целям. Они встречают проблемы с открытым забралом, считая их неизбежным спутником и даже помощником в работе.

Те, кто склонен к избеганию, основные усилия направляют на то, чтобы избежать проблем и наказания.

Вопрос может быть задан такой: «Опишите идеальное для вас место работы». Или похожий.

Первый тип скажет: работа с интересными, сложными задачами, перспективой профессионального роста.

Второй: работа с понятными показателями, критериями поощрения и наказания, в неконфликтном коллективе.

Первый использует в свое речи “лидерские глаголы”. Я организую, я делегирую, я мотивирую.

Второй предпочитает осторожные формулировки, такие фразы как “Мне пришлось сделать…” , “Я вынужден был…”.

Для большинства руководящих позиций предпочтительнее профиль, ориентированный на достижения.

Соотношение полюсов этой метапрограммы 8 к 2. То есть в 8 случаях из 10 я хотел бы фиксировать поведение, характерное для человека “достижения”.

Это не значит, что руководителю с превалирующей мотивацией избегания, — пора зачехлить карьеру. Такие люди неплохо могут себя проявить на должностях, связанным с контролем, аудитом. Они обычно внимательны к деталям.

2. Тип референции: внутренний/внешний

Показывает, на  свое или чужое мнение больше ориентируется человек при принятии решения,. Что для него важнее.

Люди с внутренней референцией обычно самостоятельно решают, как поступить, опираясь на свой опыт и интуицию. “Я принял решение поступить так: …”

Руководители с преобладающей внутренней референцией хороши на позициях ТОП-менеджеров, руководителей проектов, креативных направлений работы.

При преобладающей внешней референции, руководитель в большей степени опирается на мнения коллег, руководства, какие-то статистические данные. “ На основании анализа я предложил… исполнительный директор меня поддержал”.

Люди с преобладанием  внешней референции больше подходят для работы с клиентами, а также для должностей, требующих высокой исполнительской дисциплины.

Автор этих строк, в процессе рассказа соискателя, обычно задавал примерно такой вопрос: “Какие были варианты решения и почему вы выбрали именно этот?”.

Ответы: “ Опыт подсказал”, “Я просто так вижу…” записываются во внутреннюю референцию.

Ответы, содержащие ссылку на какие-то нормы, данные, мнения, — во внешнюю референцию.

Для большинства позиций в моем “толмуде” предпочтительное соотношение полюсов внутренняя/внешняя референция 6 к 4.

Ваша задача определить какой тип референции предпочтителен для должности на которую вы претендуете и от этого строить свои примеры и фразы.

3. Фокус в работе: процесс/результат

Задается вопрос вроде этого: “Что Вам больше всего нравится в  работе …?”      

Человек, ориентированный на процесс, в основном и описывает сам процесс. В его речи львиную долю занимают глаголы несовершенной формы — организовывал, анализировал. Или существительные: обеспечение, привлечение и т.д.

Человек «результата» использует глаголы совершенной формы: построил, организовал, совершил. Еще их называют “лидерскими” глаголами.

Тяготение к процессу не является недостатком, но для руководителя важна в первую очередь результативная работа. Мы говорили об этом в статье Как на собеседовании ответить на вопрос: Каким должен быть руководитель

Поэтому предпочтительное соотношение полюсов процесс/результат, для большинства позиций — 3 к 7.

4. Уровень активности: активность/рефлексивность (пассивность)

Здесь, думаю, понятно без подробных комментариев.

Вопрос может быть  такой: Опишите Ваш первый день на работе?

Активный  в своей речи использует первое лицо в активном залоге. “Делаю, предлагаю, начинаю”.

Люди рефлексивные предпочитают множественное число: “Делаем, предлагаем”. Использует обороты типа “Надо сделать” “Нам скажут”, безличные формы типа “Будет сделано”.

Для руководителя предпочтительное соотношение полюсов активность/ рефлексивность — 8 к 2.

Рекомендации

Многое зависит от позиции, на которую вы претендуете. Исходя из этого подбирайте примеры и то, как вы будете отвечать на вопросы.  

И все же. Руководитель должен обладать лидерскими качествами. Вы никогда не ошибетесь, если будете выстраивать свой имидж руководителя на лидерской основе.

В метапрограммах, о которых мы сегодня говорим, лидерские полюса — стремление, внутренняя референция, результат, активность. Из этого и исходите.

  1. В рассказе о своем профессиональном опыте, делайте больший акцент на достижения, нежели на решение текущих проблем. Подбирайте соответствующие примеры.
  2. В своей речи старайтесь меньше использовать осторожные фразы: “Мне кажется”, “Как бы”, “Вероятно”. Они вступают в противоречие с имиджем лидера.
  3. Старайтесь меньше использовать частицу “не”. Она нашим подсознанием не воспринимается. Например “несложно” многие слышат как “сложно”.
  4. Исключите из своей речи слова с выраженным негативным смыслом: Ужас, беда, кошмар и т.п. Они создают ненужное напряжение.
  5. Используйте больше “лидерских глаголов”.

Например

ПредложилПоддержал
ПостроилНаписал
СтруктурировалРазработал
ОрганизовалВнедрил

Сразу может не получиться, ибо сознательно контролировать свою речь очень трудно. Но тренируясь и практикуя, вы со временем научитесь выстраивать свою речь нужным образом. И транслировать имидж руководителя-лидера не только, чтобы проходить собеседование, но и в повседневной работе.

Внимание к построению своей речи важно не только для собеседования. Постепенно будут меняться и ваши внутренние установки в сторону лидерского поведения.

В развитие этой темы также рекомендую статью «Как правильно говорить на собеседовании?».

Источник: http://narazvilkah.ru/kak-proiti-sobesedovanie-na-rukovoditelia/

Как молодому учителю устроиться на работу

Собеседование на должность директора школы

Даже опытные учителя, переехав в другой регион, далеко не всегда могут устроиться на хорошую работу. Несколько советов тем молодым учителям, которые хотят устроиться на работу в хорошую школу, где, откровенно говоря, вас не очень ждут. И всё-таки, давайте попробуем.

Опыт, сын ошибок трудных

Прежде всего, мой первый совет: все-таки, постарайтесь хотя бы несколько лет поработать в той школе, куда вас взяли от безысходности. Да, эта школа может находиться в глубинке. Находится в ветхом здании, и с детьми у вас не ладится.

Но первые годы работы в школе бесценны.

Вы приобретёте бесценный опыт работы. Никакие методические рекомендации и ваши успешные вузовские знания не помогут, пока вы не окунётесь в школьную повседневность. Вы набъёте себе много шишек. Но за битого… вы знаете, что дальше.

Я очень благодарен судьбе, что не сразу оказался в своей родной школе. Сначала поработал в других. Приобрёл опыт. Завоевал авторитет. И меня пригласили в ту школу, о которой я мечтал. И мои бывшие учителя относились ко мне не как бывшему ученику.  А как к коллеге.

Собеседование

Итак, вы ходите устроиться в хорошую школу. Теперь пришло время узнать небольшие секреты собеседования с руководителями школы или управления образования. Чтобы сделать его успешным для себя, безусловно, нужно подготовиться к собеседованию.

К этому волнительному событию необходимо хорошо подготовиться, вы должны произвести хорошее первое впечатление. И здесь очень важно, как вы себя будете презентовать, а главное, как отвечать на вопросы.

Изучите заранее школу

Ещё до собеседования узнайте побольше об этой школе. Загляните на её сайт и соберите всю необходимую информацию. Вам нужно будет подготовиться, если работодатель спросит вас: «Что вы думаете о нашей системе обучения?» или «Наша школа является ресурсным центром. Что вы знаете об этом ?»

Каждая школа имеет свою программу развития, которую она реализует, и вы должны быть подготовлены к работе в условиях, предлагаемых школой. Это может быть гимназия, лицей с особыми предметными приоритетами, особым подбором детей и т.п.

Если в какой-то момент собеседования директор школы спросит вас, есть ли у вас какие-либо вопросы, было бы неплохо задать конкретный вопрос о системе работы школы, показать свою компетентность.

Совершенствование вашего портфолио

Сейчас многие специалисты ходят устраиваться на работу со своим портфолио. Разумеется, это лучшее осязаемое доказательство ваших достижений. Портфолио демонстрирует приобретённые вами опыт, достижения. Ещё учась в педагогическом вузе вы должны создавать такой портфолио. Это победа в предметном конкурсе, межвузовской олимпиаде и т.п.

И, конечно же, будет здорово, если вы представите коллекцию ваших лучших примеров с прежних мест работы. Представление своего профессионального портфолио — это способ представить себя за рамками обычного собеседования и продемонстрировать, чего вы достигли и во время учёбы, и в первые годы своей работы.

И всё  же, чтобы наилучшим образом использовать свой портфолио во время собеседования, воспользуйтесь следующими советами.

Как лучше всего использовать портфолио в собеседовании?

Ознакомьтесь детально с ним. Знайте его с закрытыми глазами. Если работодатель задает вам вопрос, вы должны быстро перейти на ту страницу, которая послужит наилучшим материальным подтверждением вашего ответа.

Не злоупотребляйте портфолио! Используйте его экономно. Если вам задают вопрос, и вы считаете, что портфолио дополнит ваш ответ, то можете им воспользоваться. Постарайтесь не вытаскивать его для каждого вопроса, который вам задают.

Постарайтесь уловить, насколько руководитель реагирует на ваш портфолио. Возможно, его устроит, прежде всего, устное собеседование, без отвлечения на вашу папку.

Вопросы и ответы

Основная часть вашего собеседования будет состоять из конкретных вопросов о вас и о вашей предыдущей работе. У каждого руководителя свой подход при собеседовании, и вы никогда не узнаете точных вопросов, которые он вам задаст. Но вы можете подготовиться, ознакомившись с наиболее часто задаваемыми вопросами и продумать, как вы будете реагировать на них.

Старайтесь отвечать лаконично. По существу.

Внешний вид

То, как вы одеваетесь на собеседование, так же важно, как и ваши верительные грамоты, и ответы, которые вы даете на интересующие вас вопросы. Первое впечатление, которое потенциальный работодатель получает от вас, является чрезвычайно важным.

Помню, как директор одной из школ Молдавии призналась, что после собеседования со мной, она закрылась в кабинете и заплакала: кого ей прислали из отдела образования?! Я заявился в джинсах, футболке, с копной длинных до плеч волос. Лишь через несколько недель впечатление обо мне у неё серьёзно изменилось.

В одой из статей я прочёл, что 55 процентов восприятия вами другого человека основаны на том, как он выглядит. «Успешное платье» должно быть вашим девизом, когда вы думаете о том, что одеть на собеседование.

Женское собеседование

Не яркого цвета брючный костюм или юбка Хорошо причёсанные волосы Скромный маникюр Консервативная обувь

Неяркий макияж

Мужское собеседование

Не яркого цвета костюм Консервативный галстук Обычная однотонная рубашка Консервативная обувь

Консервативная причёска

И всё-таки главное в собеседовании — это ВЫ.

Больше уверенности, но не самоуверенности.

Не путайте скромность с застенчивостью. Это тоже насторожит руководителя.

Больше позитива! Ваша улыбка если не обезоружит руководителя, то сделает его помягче.

Не жалуйтесь на прежних руководителей и прежнюю школу. Это негативно скажется на впечатлении работодателя о вас.

Удачи!

Подписаться на авторский канал Георгия Аствацатурова 

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-molodomu-ucitelu-ustroitsa-na-rabotu

Собеседование на руководящую должность: как пройти самое жёсткое стресс-интервью?

Собеседование на должность директора школы

Директор, заместитель, заведующий, президент компании, руководитель группы, начальник отдела, мастер участка, управляющий подразделением — подали резюме на одну из этих вакансий? Что ж, в таком случае будьте готовы к самым непредвиденным ситуациям.

Ведь собеседование на руководящую должность обычно отличается не только более сложными вопросами и длительностью, но и достаточно жёстким стилем, чтобы проверить кандидатов на стрессоустойчивость.

И это нужно иметь в виду, отправляясь на встречу с работодателем.

Что нужно работодателю

Итак, вы пришли на собеседование, с целью занять должность руководителя, полны надежд и решимости, готовы горы свернуть и показать себя во всей красе. Входите в кабинет, и тут работодатель, даже не здороваясь, не приглашая присесть и не глядя на вас, выдаёт:

— Так, у меня времени — не больше 5 минут! В двух словах о себе и зовите другого претендента!

Или:

— Почему у вас в резюме не указана причина увольнения? Почему рекомендация от бывшего работодателя такая короткая и неинформативная?

Большинство кандидатов в таких ситуациях теряются, смущаются и впадают в ступор.

Всё потому, что, согласно шаблонам собеседований, их ожидания были одни (с ними поздороваются, предложат присесть, начнут задавать вопросы в штатном режиме — по крайней мере, вежливо), а реальность оказывается другой.

На самом деле в последнее время всё больше работодателей практикуют такое жёсткое начало стресс-интервью для того, чтобы увидеть соискателя в проблемной ситуации.

Руководящая должность предполагает ежедневные стрессоры: стычки с подчинёнными, претензии по условиям труда и зарплате, «верхи» давят, «низы» вечно недовольны, неуживчивый характер сотрудников и многие другие напрягающие факторы. Поэтому работодатель хочет сразу увидеть, умеет ли кандидат с первой минуты погрузиться в проблему и адекватно отреагировать на неё. И только потом он будет выяснять все остальные составляющие профессиональной компетенции.

Что в идеале нужно работодателю от кандидатов на руководящую должность? На чём будет акцентировано внимание на собеседовании?

Профессионализм:

  • высшее образование — специальность, связанная с той сферой, в которой будет работать руководитель;
  • опыт работы на руководящей должности — хотя бы год;
  • хорошие рекомендации с прошлого места работы;
  • наличие сертификатов о прохождении всевозможных тренингов для управленцев / руководителей / менеджеров;
  • навыки ведения переговоров на разных уровнях;
  • владение необходимыми компьютерными программами для составления отчётной документации;
  • адекватная причина увольнения с прошлого места работы.

Для подтверждения профессионализма достаточно имеющихся документов, которые обязательно следует взять на собеседование: диплом об образовании, рекомендации с прошлого места работы, резюме, сертификаты о прохождении тренингов и мастер-классов.

Личные качества:

  • коммуникабельность, умение наладить контакт практически с любым человеком, установить нормальные межличностные отношения со всеми членами команды;
  • способность к самообразованию, самоанализу;
  • быстрая адаптация к новым условиям труда;
  • высокий уровень стрессоустойчивости: адекватные поведенческие реакции на критику, конфликты и прочие проблемные ситуации;
  • лидерские качества: умение вызывать уважение у подчинённых, быть авторитетом;
  • пунктуальность, ответственность, дисциплинированность;
  • целеустремлённость;
  • широкий кругозор и высокий интеллектуальный уровень, креативность мышления;
  • инициативность, самостоятельность при принятии решений.

О личных качествах кандидатов работодатель будет судить по нескольким источникам. Во-первых, по итогам собеседования (как вы реагируете и отвечаете на поставленные вопросы). Во-вторых, полагаясь на личную интуицию. В-третьих, по результатам психологических тестирований. Их может быть несколько. Чаще всего даются опросники на стрессоустойчивость, наличие лидерских качеств и уровень IQ.

Если вы удовлетворяете всем этим требованиям, вряд ли у работодателя будут веские причины не взять вас на работу на руководящую должность по итогам собеседования.

Подготовка

Качественная, тщательная подготовка — 50% успеха. Наверняка на вакансию будет большой конкурс и у вас будут достойные конкуренты. Поэтому создайте себе платформу для уверенности в своих силах ещё до встречи с работодателем, независимо от того, сколько времени у вас осталось — 1 день или 1 неделя. Начинайте настраиваться и собираться прямо сейчас:

  1. Подготовьте всю необходимую документацию в двух экземплярах — оригинал и копию (что именно нужно — см. выше).
  2. Пройдите психологические тестирования на стрессоустойчивость, айкью и наличие лидерских качеств. Так вы будете знать примерные вопросы и какие ответы могут поднять ваш рейтинг.
  3. Не игнорируйте аутотренинги. Самое время заняться аффирмациями. Найдите в себе наиболее уязвимое место (например, вспыльчивость) и работайте над ним.
  4. Будьте уверены в своих силах. Сомнения и самокопание снижают шансы на успех.
  5. Максимально успокойтесь. Нельзя идти на соискательство руководящей должности с расшатанными нервами.
  6. Просмотрите возможные вопросы, которые может задать работодатель. Запомните примерные ответы, которые продемонстрируют ваши управленческие и организаторские способности.
  7. Подготовьтесь к максимальному натиску: жёсткому стилю собеседования, стресс-интервью, проблемным ситуациям.

Отдельно стоит поработать со своим внешним видом. Будущий руководитель не может явиться на собеседование в джинсах и кроссовках, какими бы дорогими они не были. Деловой костюм — обязателен. Ухоженные волосы и ногти. Вычищенная до блеска обувь.

Лёгкий шлейф брендового парфюма. Мужчинам можно порекомендовать галстук и наручные часы. Женщинам — сдержанный макияж, каблук и минимальный набор украшений (серьги, цепочка, пара колец без массивных камней).

Вы должны выглядеть так, чтобы окружающим сразу стало понятно — это руководитель.

Теперь вы знаете, как подготовиться к собеседованию на пост руководителя. Помните — это ваша подушка безопасности, которая обеспечит вам немалую долю процента успеха в предстоящем мероприятии.

Виды собеседований

При подготовке к собеседованию на руководящую должность просмотрите, в каком стиле оно может проводиться. Если вы по первым вопросам угадаете, какое именно интервью вас ждёт, это позволит выбрать максимально правильную стратегию поведения.

Биографическое

Обычно проводится как I этап общего собеседования. Но может быть и отдельным в исключительных случаях: если кандидатов, кроме вас, больше нет; или если работодатель по резюме решил, что вы его устраиваете. Задаются шаблонные вопросы об образовании, опыте работы, привычках, семейном положении, образе жизни, хобби. Как себя вести: отвечать чётко и искренне, быть самим собой.

Поведенческое

Чаще всего это II этап собеседования. Проводится как отдельная форма, если все необходимые биографические сведения работодатель почерпнул уже из предоставленных документов.

Задаются вопросы о предыдущем месте работы, отношениях с подчинёнными и руководством, стилях и методах взаимодействия с командой, профессиональных неудачах, случавшихся конфликтах.

Как себя вести: представить себя в выгодном свете, об ошибках говорить не обязательно, акцентировать внимание на достижениях и успехах.

Ситуационное (кейс-интервью)

Может проводиться как очередной этап общего собеседования или отдельной формой. Часто организуется как групповое. Создаётся проблемная ситуация, связанная с руководящей должностью, которую надо быстро и оперативно решить с минимальными потерями.

Например: «Ваши подчинённые с целью забастовки не вышли на работу» или «Конец месяца, и вы понимаете, что ваше подразделение не выполняет месячный план». Задача кейс-интервью — проверить наличие аналитического мышления, умения брать ответственность на себя, профессиональной компетенции. Как себя вести: инициативно и творчески, сделать всё, чтобы успешно разрешить ситуацию.

Панельное (карусель)

Похоже на кейс-интервью, но более масштабное. Проводится в группе. Причём в неё могут входить как соискатели на руководящую должность, так и работники самой компании. В последнем случае на собеседование приглашается несколько начальников отдела и подчинённых.

Кандидату предлагается выполнить какое-то конкретное задание. Например, оптимизировать производительность на своём участке.

Нужно составить план, согласовать его с другими сотрудниками, грамотно распределить обязанности и при этом отвечать на шквал вопросов со стороны всех присутствующих. Как себя вести: использовать опыт работы руководителем, принимать быстрые решения.

На таком собеседовании не страшно допустить ошибки при составлении плана, а вот неумение работать в команде и налаживать межличностные контакты помешают получить должность.

Стрессовое (стресс-интервью)

Это самая жёсткая форма собеседования. Работодатель будет делать всё, чтобы вывести вас из себя: задавать вопросы в быстром темпе, не дослушивать ответы, перебивать, грубо разговаривать, повышать тон, постоянно отвлекаться на телефон или подпись документов.

Ну и, конечно, масса неприятных вопросов: «Вас уволили, потому что вы брали взятки?», «Почему вы толстый?» «Вы не замужем, потому что у вас отвратительный характер?», «Очки вам не идут — почему вы не носите линзы?».

Как себя вести: максимально спокойно, отвечать уверенно и без хамства, в некоторых случаях — парировать, что это ваша частная жизнь и она никак не влияет на ваши высокие профессиональные качества.

Как себя вести

Несколько советов, как пройти собеседование на руководящую должность успешно:

  1. Уверенность в себе и спокойствие должны отражаться на вашем лице. Это тот случай, когда постоянно улыбаться не нужно. Покажите, что вы строгий и серьёзный, но при этом доброжелательный руководитель.
  2. Даже если нервничаете, не показывайте этого.
  3. Отвечайте на вопросы по существу, чётко и уверенно проговаривая каждое слово.
  4. Не упускайте возможность и самому задавать вопросы.
  5. Защищайте своё достоинство. Какими бы стрессовыми ни были вопросы, никто не имеет права вас унижать. Тем более, что руководящая должность априори предполагает уважение.
  6. Не удивляйтесь стресс-вопросам и специально созданным проблемным ситуациям.
  7. Ко всему, что происходит на собеседовании, подходите с позиции именно руководителя, как будто вы уже получили эту должность.
  8. Отстаивайте свои убеждения, если считаете это уместным. Можете даже высказывать несогласие по некоторым вопросам, но без апломба.
  9. По окончании собеседования обязательно уточните сроки и форму ответа.

Многие спрашивают, как пройти собеседование на руководящую должность, если опыта работы отсутствует? Действительно, сделать это без соответствующих документов непросто. Однако, если работодатель увидит вас лидерские качества, умение работать в команде, огонь в глазах и честолюбие — он может отдать предпочтение новичку, чтобы обучить его всему с нуля и подстроить под свои требования.

Как успешно пройти собеседование на руководящую должность

Собеседование на должность директора школы

Собеседованием называют крайне важное мероприятие, причем не только для потенциального работника, но и для начальника фирмы. Первый желает устроиться на работу, второй хочет получить высококвалифицированного сотрудника.

О том, каким образом пройти собеседование на руководящую должность – далее в нашей статье (на что обратить внимание, и какие вопросы Вам будет задавать рекрутер).

Также мы расскажем Вам о том, какие ответы стоит давать на поставленные перед Вами вопросы и чего не следует делать ни в коем случае.

Сперва скажем несколько слов об этапе подготовки накануне собеседования – что можно сделать для себя заранее (еще находясь в своем доме)?

Подготовительный этап перед собеседованием

Само собой, любой человек до похода на собеседование стремится быть к нему максимально готовым. Это правильное решение, поскольку только таким образом можно впечатлить потенциального начальника, продемонстрировать ему свои лучшие качества, которые так нужны фирме.

Поэтому и начинать готовиться к этому мероприятию следует заранее – а не «лихорадочно» и невнятно соображать, что сказать, уже в самом кабинете работодателя.

На самом деле, это самая распространенная ошибка среди соискателей – не самое серьезное отношение к прохождению того или иного собеседования.

Если учреждение проводит собеседования на должность руководителя, отбор проводится по самым строгим критериям. Выберут лишь самых выдающихся из всех возможных кандидатов. Работа на любой должности предполагает наличие соответствующих знаний и умений.

Но тот, кто хочет стать руководителем, должен иметь и другие достоинства – просто иметь знания – недостаточно. Потенциальный руководитель должен показать свои личностные качества, солидный рабочий стаж и достижения в данной сфере.

Он должен отличаться (в лучшую сторону) от соискателя, претендующего на рядовую должность (допустим, консультанта).

Что интересует рекрутера

При проведении такого собеседования рекрутер постарается тщательно изучить кандидата с каждой доступной стороны. Претенденту придется отвечать на огромное количество вопросов – из самых разных сфер. Больше всего в таких случаях изучают такие качества кандидата, как:

  •  интеллектуальный уровень;
  •  качества, присущие лидеру (есть ли они у данного претендента);
  •  новаторское мышление (сможет ли он предложить какие-то новые идеи, которые поспособствуют развитию компании);
  •  умение оказывать влияние на окружающих;
  •  взгляды и идеи;
  •  коммерческая смекалка;
  •  стратегическое видение;
  •  привлечение ресурсов со стороны;
  •  результативность;
  •  умение договариваться с третьей стороной;
  •  умение привлекать внимание и руководить во взаимоотношениях;
  •  солидный рабочий стаж.

Тот, кто желает стать руководителем, обязан провести предварительную подготовку. Он должен заранее подготовить ответы на все вероятные вопросы. Не нужно говорить в теоретическом аспекте – очень важно показать наличие практики, поделиться своим собственным опытом.

Вопросы от кандидата

Нередко проведение собеседования осуществляется по такой схеме: сперва потенциальный начальник говорит про саму должность, перечисляет обязанности, вероятные перспективы и карьерный рост. Далее следует уточнение деталей и подробностей. Лишь после этого свои вопросы на собеседовании вправе задать рекрутеру непосредственно сам кандидат.

Небольшое, но важное уточнение: соискатель не просто имеет право, он обязан задать такие вопросы! Если ему нечего спросить у своего потенциального начальника, значит, у него нет никакого интереса к будущей работе и должности. Не нужно готовить огромный перечень этих вопросов – можно ограничиться и двумя-тремя.

Не стоит забывать о том, что главная цель проведения собеседования – выявить как можно больше подробностей о каждом кандидате. Другими словами, речь идет об их «прощупывании», проверке способностей и умений. Поинтересоваться всеми другими волнующими Вас вопросами можно лишь тогда, когда Вам уже предложат заключить трудовое соглашение.

Порой в самом начале собеседования работодатель просит кандидата, чтобы он сообщил о том, какова его жизненная позиция, задачи и планы на будущее. Другими словами, чего бы он хотел достичь в своей карьере. На такие вопросы необходимо предоставлять четкие и исчерпывающие ответы, так что лучше подготовиться к ним заблаговременно – еще находясь у себя дома.

Само собой, любого соискателя волнует следующий вопрос: как успешно пройти собеседование на руководящую должность?

О чем чаще всего спрашивает менеджер

На какие вопросы должен отвечать тот, кто хочет устроиться на руководящую должность?

Собеседование включает в себя не просто стандартные для каждого случая вопросы (рассказ про себя, фирму, про свои достоинства и недостатки и так далее). Еще на нем задают вопросы, относящиеся непосредственно к будущим обязанностям. Они звучат следующим образом:

  1.  Какие лидерские качества у Вас есть?
  2.  Скажите, какие профессиональные ошибки Вы совершали в прошлом? Какие выводы были сделаны?
  3.  Можете ли Вы влиять на сотрудников?

Еще рекрутер нередко предлагает кандидату придумать определенный случай и спросит, как соискатель будет решать сложившуюся ситуацию.

Поскольку главная цель проведения собеседования – поиск руководителя, могут задать и такой вопрос: «Какие (по Вашему мнению) качества присущи отличному руководителю?» Вы должны будете их перечислить.

Стоит не забывать о следующем важном моменте: грамотное управление рабочим персоналом предполагает наличие у руководителя таких качеств:

  1.  Он должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека.
  2.  Должен быть смелым.
  3.  Иметь мировоззрение.
  4.  Владеть коммуникативными навыками.
  5.  Должен уметь проводить самоанализ.
  6.  Должен без проблем создавать сплоченный коллектив (который будет слушать его без лишних возражений).
  7.  Должен уметь оказать поддержку любому своему подчиненному.

Все вышеперечисленные качества отличного руководителя и выделяют при ответе на поставленный менеджером вопрос. Само собой, отвечая на вопросы менеджера либо работодателя, вовсе не нужно впадать в демагогию.

То есть, не стоит начинать длительные объяснения и пояснения – ни к чему хорошему для Вас это точно не приведет – собеседник просто-напросто от Вас устанет и посчитает за болтуна (и постарается как можно быстрее от Вас «избавиться» под любым благозвучным предлогом).

При этом «сухие» обстоятельства Вашего опыта тоже произведут не самое лучшее впечатление, поскольку для руководителя крайне важна грамотная и красивая речь – с соблюдением «золотой» середины.

Если Вы рассказываете про свой собственный опыт, обязательно поясните, каким образом разрешили возникшую проблему, решением каких задач занимались в свое время и чего сумели достичь.

Здесь необходимо помнить о таком важном моменте: следите за тем, чтобы Ваш рассказ был последовательным (поэтапным). При этом не стоит регулярно вставлять слово «Я».

Руководитель может посчитать, что Вы – выскочка, эгоист, что не прибавит Вам шансов получить желаемую должность.

Вопросы к кандидату на собеседовании

Вопросы и ответы: каким образом давать грамотные ответы

Итак, Вам предстоит собеседование, поскольку у Вас есть желание трудоустроиться на руководящую должность.

Вы заходите в кабинет и видите менеджера (либо прямого работодателя), пригласившего Вас ранее на прохождение собеседования.

Теперь все зависит исключительно от Вас – каким образом, Вы себя проявите, так и построите свою дальнейшую карьеру. Каким же образом выстроить грамотный диалог? Как давать ответы на вопросы менеджера?

На что необходимо обратить внимание? На следующие особенности.

Особенность первая: выслушивайте вопросы своего собеседника внимательно и сосредоточенно. Не нужно ни на что отвлекаться и думать о чем-то постороннем. Это совершенно лишнее.

Прослушали вопрос до конца? Отлично, теперь оперативно проведите мысленный анализ: какой ответ хотелось бы получить от Вас работодателю? Если же Вам что-то не совсем ясно (не до конца понятен заданный Вам вопрос), лучше извинитесь и попросите задать его снова.

Это гораздо лучше, нежели невнятный либо неправильный ответ на поставленный вопрос.

Особенность вторая: не забывайте о том, что ответы на поставленные перед Вами вопросы необходимо сперва грамотно выстраивать – и лишь после этого оглашать вслух. И ни в коем случае нельзя делать наоборот. Отвечать нужно с началом, серединой и, естественно, окончанием. Сперва в краткой форме распишите ситуацию, случившуюся проблему.

После этого кратко расскажите про задачи, которые Вы обозначили для того, чтобы решить возникшую проблему. Середина ответа может быть такой: можно поделиться рассказом о проблемах, которые возникли в конкретном случае. Далее сообщите о том, каким конкретно образом Вы выходили из сложившейся ситуации.

Завершая свой ответ, подведите итоги: поговорите о показателях, с помощью которых Вы измеряли собственные достижения.

Попробуйте представить менеджеру доказательства того, что для Вас самое главное в работе – это достижение поставленной цели и результат!

Какими качествами необходимо обладать, чтобы Вас приняли на работу

Какие качества должны быть у потенциального кандидата на руководящую должность? Естественно, любой начальник прописывает для себя конкретные критерии, согласно которым и будут отбираться соискатели на вакантное рабочее место. При этом есть перечень тех качеств, которыми в обязательном порядке должен обладать кандидат, проходящий любое собеседование (вне зависимости от уровня желаемой должности).

Кандидат должен:

  1.  Не сомневаться в себе и своих силах.
  2.  Выглядеть опрятно и аккуратно внешне.
  3.  Обладать рекомендательными письмами – допустим, с предыдущего места работы от довольного работодателя.
  4.  Вести себя культурно.
  5.  Кроме того, соискатель должен отличаться коммуникабельностью – быть в меру общительным и не зажатым, иначе руководителем ему никогда не стать. Это качество крайне важно, поскольку человек, работающий на такой должности, должен уметь находить общий язык с разными людьми – в том числе и с собственными подчиненными.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные качества считаются стандартными для любого кандидата на руководящую должность. Но есть и те, которые должны быть присущи непосредственно самому руководителю. Он должен:

  1.  Уметь управлять, работать с доверенным ему коллективом.
  2.  Уметь работать с командой.
  3.  Предлагать свои инициативы для достижения желаемого результата.
  4.  Уметь решать сразу несколько дел, а не только одно.
  5.  Быть не только ответственным и серьезным, но и с хорошим чувством юмора.

Другими словами, он должен уметь посмеяться там, где это уместно – и сосредоточиться там, где речь идет о серьезной работе.

Подведение итогов

Подводя итоги, хотим отметить следующее: обязательно прочитайте и выучите все вышеперечисленные критерии до того, как пойти на собеседование на вакансию своей мечты. Что нужно делать, если Вам кажется, что у Вас совсем нет всех вышеобозначенных качеств? Неужели стоит отказаться и не идти на руководящую должность? Совсем нет.

Порой мы проявляем свои лучшие качества уже после того, как приступим к своим должностным обязанностям. Просто не забывайте все эти характеристики и старайтесь им соответствовать! Вы обязательно справитесь!

В нашей статье мы рассказали Вам о том, каким образом устроиться на руководящую должность (как пройти собеседование) – на какие моменты обратить внимание, чтобы работодатель сделал выбор именно в Вашу пользу! Мы рассказали о том, какие вопросы задаются на собеседованиях чаще всего и дали рекомендации, каким образом на них лучше всего отвечать. Надеемся, что представленная информация принесла Вам пользу!

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://biztolk.ru/raznoe/kak-uspeshno-projti-sobesedovanie-na-rukovodyashhuyu-dolzhnost.html

Аттестация директоров школ: как проходит и к чему готовиться

Собеседование на должность директора школы

Директор школы должен обладать множеством навыков, умений и знаний. Ему необходимо уметь общаться с детьми, их родителями, педагогами разных возрастов и квалификации, представителями администрации региона.

Хороший руководитель знает правовые аспекты работы школы и способен оперативно разрешить конфликтные ситуации. Чтобы определить, насколько человек отвечает всем необходимым требованиям, проводится аттестация.

Расскажем, в каких ситуациях необходима проверка, как она проходит и как к ней подготовиться. 

Когда и для чего проводится аттестация директоров 

Директор школы должен постоянно развиваться.

Ему важно разбираться в современных технологиях, следить за изменениями законодательства (причем не только в сфере образования), хорошо понимать финансовые и экономические аспекты деятельности учебного учреждения.

Поэтому аттестация – обязательная процедура, которая способствует профессиональному развитию руководителя и поддерживает его авторитет, повышает уровень теоретической подготовки.

Существует три ситуации, в которых проводится проверка:

  1. Период трудоустройства – проходят все претендующие на должность соискатели.
  2. Оценка на соответствие должности – проводится в первый год работы.
  3. Квалификационная проверка – не менее одного раза в пять лет.

Прежде чем руководитель образовательного учреждения займет свой пост, ему необходимо доказать, что он соответствует всем предъявляемым к должности требованиям.

Существуют профстандарты и квалификационные справочники, в которых подробно описано, какими навыками и умениями должен обладать будущий директор, какие у него должны быть образование и опыт.

На этом этапе можно оценить знания кандидата и проверить, соответствует ли он предъявляемым к должности требованиям.

В первый год работы новоиспеченному директору придется подтвердить свою квалификацию и пройти еще одну аттестацию – на соответствие занимаемой должности.

В дальнейшем руководителей проверяют не реже одного раза в пять лет. Это стимулирует профессиональный рост руководителей и повышает эффективность их работы.

Некоторые руководители освобождены от аттестации:

  • беременные и находящиеся в декретном отпуске женщины (после выхода на работу проверку можно проводить только через год);
  • назначенные правительством или президентом;
  • проработавшие меньше года.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  1. Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  2. Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  3. Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  4. Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  5. Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  6. Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  7. Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности. 

Институт новых технологий в образовании предлагает педагогам обучение по программам в соответствии ФГОС в любое удобное время. Получите диплом за 3 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости! Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 

Какие документы нужны для аттестации директора

Поскольку каждый учредитель сам устанавливает порядок прохождения проверки, необходимый перечень документов может различаться. Как правило, для проверки представляют:

  • заявление о согласии на проведение проверки и рассмотрение представленных сведений;
  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • отчет о выполненной за год программе и выписку из решения о рассмотрении отчета;

Отчет о выполненной в течение года работе чаще всего должен сопровождаться отзывом. Его подписывает, а иногда и формирует курирующий школу заместитель начальника местного управления образования.

В отзыв включают общие сведения о руководителе (в том числе о его личностных качествах) и школе, о допущенных в ходе работы ошибках и их причинах.

Также в отзыв добавляют всестороннюю оценку профессиональной деятельности работника.

Для оценки сотрудника могут понадобиться и дополнительные документы, и главное, чтобы они были представлены вовремя и в полном объеме. В противном случае аттестация может не состояться. В большинстве регионов допускается прием документов в электронной форме.

Кандидат на должность должен также представить документ об образовании, трудовую книжку (или другой документ об опыте работы), документ о повышении квалификации. При наличии нужно добавить к этому списку результат прошлой аттестации, отзыв с предыдущего места работы и любые другие важные, по мнению соискателя, материалы.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах.

Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

По предварительным данным, уже в 2020 году в России может быть внедрен новый вариант системы повышения квалификации педагогов и аттестации директоров школ. Это станет очередным этапом национального проекта «Образование». Сейчас идет общественное обсуждение вопроса, и планируется создать единую модель с учетом успешного опыта регионов. 

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  1. Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  2. Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного ания.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование — трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение — с этической точки зрения вопрос как минимум спорный. 

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования. 

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» заботится не только об учителях, но и об учениках. Желающие могут воспользоваться универсальными электронными уроками по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, тренажёрами по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, уроками по иностранным языкам,  которые помогут вспомнить пройденные темы, закрепить и освежить изученное. Не ограничивайте себя в возможностях – станьте лидером!

Продолжается набор в ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» по 19 специальностям и 5 профессиям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Диплом государственного образца.

© Источник: activityedu.ru

Источник: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/attestatsiya-direktorov-shkol-kak-prokhodit-i-k-chemu-gotovitsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.