Сколько нко в россии 2020
Президентские гранты на НКО в 2020 году: условия получения
Несмотря на то, что большинство компаний, открываемых сегодня, создаются для осуществления коммерческой деятельности и извлечения прибыли, по-прежнему функционируют предприятия, чья работа не направлена на получение дохода.
Речь идёт о некоммерческих организациях (НКО), занимающихся благотворительностью, удовлетворением социальных нужд населения, повышением культурного уровня граждан и тому подобными занятиями. Поскольку деятельность таких организаций является полезной и социально значимой, государство стремится поддерживать как открывающиеся, так и давно функционирующие НКО.
Одной из мер поддержки некоммерческих предприятий является выдача Президентских грантов. Разберёмся, кто и на каких условиях может получить Президентские гранты на НКО в 2020 году.
Сферы деятельности некоммерческих организаций
Какое бы направление деятельности не было выбрано некоммерческим предприятием, главное – работать без цели получения доходов.
На законодательном уровне утверждён перечень сфер деятельности, доступный для некоммерческих предприятий:
- проведение патриотических мероприятий с населением;
- занятие научной деятельностью, спортивными соревнованиями, культурой, просвещением;
- предоставление бесплатных юридических консультаций гражданам;
- охрана и защита окружающей среды;
- оказание поддержки беженцам и вынужденным переселенцам;
- социальная защита граждан;
- работа с населением, направленная на подготовку к возможным несчастным случаям, авариям и катастрофам техногенного и экологического характера.
Как открыть некоммерческую организацию
Прежде чем заниматься открытием НКО, необходимо чётко определиться с целью её учреждения, со сферой деятельности.
Несмотря на то, что доходов у организации не будет, необходимо зарегистрировать юридическое лицо (в какой-либо организационно-правовой форме некоммерческого предприятия) и получить свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе.
Как и коммерческие фирмы, НКО будет сдавать отчётность о своей деятельности, о количестве денежных вливаний извне и так далее.
Учитывая, что государство, несмотря на экономический кризис, занимается финансированием полезной для общества деятельности некоммерческих предприятий, имеет смысл заниматься социально значимыми вопросами, помогать населению и повышать социальный уровень развития. Порой подобная деятельность оказывается не менее оправданной, чем промышленное производство.
Источники финансирования деятельности НКО
Как и любая другая компания, некоммерческая фирма будет нуждаться в финансировании – нужно оплачивать реализацию проектов, платить зарплаты, оплачивать коммунальные услуги и т.д. Инвесторов искать бесполезно – их в данном случае цели не найдут отклика, поскольку прибыли НКО не приносят.
Денежные средства на обеспечение функционирования предприятия поступают из следующих источников:
- добровольные взносы и пожертвования населения;
- вклады самих участников организации в виде денежных средств, недвижимости, ценных вещей, активов;
- осуществление предпринимательской деятельности, которая способствовала бы достижению основных целей организации;
- дивиденды по ценным бумагам и вкладам;
- государственные гранты.
Оказывает ли государство помощь НКО
Правительство каждый год планирует затраты на поддержку НКО, распределяя бюджетные средства. В предыдущем году было выделено более 600 млн. рублей, которые распределялись между субъектами РФ с целью оказания финансовой помощи некоммерческим фирмам, осуществляющим наиболее полезную для региона деятельность.
В 2017 году на финансирование работы НКО, победивших в конкурсном отборе на предоставление грантов Президента РФ, было выделено 4,5 млрд. рублей во втором и 2,5 млрд. рублей в первом конкурсе – финансирование по итогам первого конкурса получили 970 проектов.
Как получить Президентские гранты на НКО в 2020 году
Прежде чем претендовать на получение гранта от государства, нужно подать заявку на участие в конкурсном отборе и доказать наличие конкретных целей, на осуществление которых будут направлены средства.
Заявки подаются на официальном портале грантов и на сайте общественной палаты.
Если координационный комитет подтвердит, что деятельность НКО соответствует предъявленным требованиям участия в конкурсе, у организации появится шанс на выделение со стороны гос. бюджета средств на её развитие.
Подать заявку на участие нужно в строго определённые сроки. К примеру, в 2017 году приём заявок на второй по счёту конкурс был завершён, а итоги будут подведены 24 ноября. Победители первого конкурса были объявлены уже в июле, ими стали 970 организаций, получивших в общей сложности 2,5 млрд. рублей.
В каком размере предоставляются президентские гранты на нко в 2020 году
Величина выданного гранта не ограничена и зависит от целей, масштабов и актуальности представленного на рассмотрение комиссии проекта НКО. На различные типы проектов выделяются разные суммы денег:
- до 0,5 млн. рублей на проекты для НКО, функционирующих в маленьком регионе или в течение короткого периода времени;
- от 0,5 млн. до 3 млн. рублей для НКО, реализующих региональные проекты;
- от 3 млн. рублей для НКО, чьи проекты распространяются на территорию нескольких регионов или федеральных округов;
- более 10 млн. рублей для НКО, реализующих проекты федерального масштаба и высокой степени значимости.
По каким критериям оцениваются некоммерческие организации
Заявка, поданная некоммерческим предприятием, рассматривается специальной комиссией, члены которой обращают особое внимание на следующие пункты:
- присутствие инноваций и уникальность проекта;
- логически структурированный план с указанием плана реализации проекта и ожидаемых результатов;
- адекватность и реалистичность условий реализации проекта;
- уровень профессионализма организаторов НКО;
- расходы на реализацию проектов НКО, эффективность проведённых работ;
- наличие источника финансирования, не относящегося к государственным мерам поддержки;
- масштаб проекта;
- информационная открытость предприятия;
- осуществление помощи других НКО;
- наличие успешного опыта в реализации других проектов в прошлом;
- регионы, на территории которых осуществляется деятельность организации.
После проведения оценки каждого из указанных выше моментов комиссия начисляет определённое количество баллов, и чем их больше, тем выше шансы на получение гранта. Затем проводится ание в открытой форме, и объявляются победители.
Их предупреждают о том, что грант нельзя расходовать на поддержку политических партий, организацию забастовок и митингов, а также на уплату налогов и совершение вкладов с целью извлечения прибыли. Средства вообще нельзя направлять на получение доходов.
Бюджетные средства распределяются в следующем порядке:
- выдача Президентских грантов победителям конкурсного отбора;
- гранты некоммерческим предприятиям от общественной палаты;
- целевое финансирование организаций, не участвовавших в конкурсе;
- финансирование социальных заказов.
Какие НКО могут принять участие в конкурсе на получение гранта
Даже если НКО уже получила государственный грант на реализацию проекта и находится в стадии его реализации, ей может быть подана новая заявка на участие в конкурсе, которая будет рассмотрена в общем порядке.
Некоммерческие организации, открытые не муниципальными или государственными структурами, для того, чтобы принять участие в конкурсе, должны отвечать приведённым ниже требованиям:
- НКО должно было пройти регистрацию в установленном законом порядке не позднее, чем за 12 месяцев до завершения срока подачи заявок. Если она претендует на грант до 0,5 млн. рублей, регистрация могла быть за полгода до конца приёма заявок. Если НКО является “ресурсным центром” и занимается предоставлением консультаций и информации обратившимся гражданам, регистрация её должна пройти как минимум за год до конца приёма заявлений (не важно, на какую сумму денег НКО претендует).
- Устав НКО содержит положения об основной цели деятельности организации, которая соответствовала бы требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.
- Работа НКО не приостановлена на законных основаниях, не начато производство по делу о банкротстве, НКО не находится в стадии ликвидации.
- У НКО нет просроченных обязанностей по уплате налогов и прочих платежей в бюджет страны или региона, или же имеется судебное решение, в соответствии с которым долг организации признан погашенным.
Источник: https://kompensacii.ru/prezidentskie-granty-na-nko/
Сколько нко в россии 2020
26 Янв
Общенациональный союз некоммерческих организаций информирует о результатах исследования, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ–ВШЭ По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ–ВШЭ, уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, но значительно ниже, чем в странах Западной Европы. Однако множество организаций существует лишь на бумаге, таких больше половины. Они искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи, отмечает директор Центра Ирина Мерсиянова.
Результаты эмпирических исследований гражданского общества, которые ведет в последние годы Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ(научный руководитель Центра — первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон), позволяют уточнить границы некоммерческого сектора как составной части гражданского общества, выявить число российских реально действующих НКО.
Центр осуществляет прикладные научно-исследовательские проекты, реализуемые по методологии и в партнерстве со Всемирным альянсом за гражданское участие (CIVICUS) — влиятельной независимой организацией, занимающейся исследованием гражданского общества, а также в партнерстве с Центром исследований гражданского общества Университета им.
Джонса Хопкинса (США). Численность организаций некоммерческого сектора экономики По данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций (исключая органы государственной и муниципальной власти) в России на 1 января минувшего года составляла 669,9 тыс.
человек. Законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО.
Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов. Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) — 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО.
По данным Росстата, общая численность НКО (исключая органы государственной и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2008 г.по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %. Опережающими темпами росло число ТСЖ (почти на 20 тыс.
, прирост за год составил 77%), садоводческих и дачных товариществ (более чем на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более чем 1,5 тыс.
, прирост за год составил 6,5%), потребительских кооперативов (почти на 2 тыс., прирост за год составил 2,2%).
В 2020 году увеличилось количество принятых решений о государственной регистрации некоммерческих организаций
Деятельность отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее — Управление) организована в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказами, распоряжениями Управления, регламентирующими данную сферу деятельности.
По состоянию на 31.12.
2018 в ведомственном реестре Управления содержатся сведения о 578 зарегистрированных некоммерческих организациях (Магаданская область — 393, Чукотский автономный округ — 185), из них: общественных объединений — 284 (Магаданская область — 207, Чукотский автономный округ — 77); религиозных организаций — 54 (Магаданская область — 43, Чукотский автономный округ — 11); некоммерческих организаций — 212 (Магаданская область — 120, Чукотский автономный округ — 92); региональных отделений политических партий — 28 (Магаданская область — 23, Чукотский автономный округ — 5). Наблюдается рост количества зарегистрированных некоммерческих организаций, сведения о которых содержатся в АИС УНРО. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество зарегистрированных некоммерческих организаций выросло на 5,9 %.
При этом в Чукотском автономном округе количество зарегистрированных организаций, сведения о которых содержатся в АИС УНРО, за первое 2020 года к уровню аналогичного периода прошлого года увеличилось на 11,9 %.
В 2020 году разрешено 204 заявления по различным видам государственной регистрации, в том числе: — общественных объединений — 73; — некоммерческих организаций — 98; — казачьих обществ — 4; — религиозных организаций — 17; — региональных отделений политических партий — 12.
В 2020 году по заявлениям возвращено 44 пакета документов (Магаданская область -19 , Чукотский автономный округ — 25).
Снижение показателя возврата документов к аналогичному периоду прошлого года составило 77,3 %.
Из общего количества возвращенных заявлений: — общественные объединения — 20 (Магаданская область — 7, Чукотский автономный округ — 13); — некоммерческие организации — 19 (Магаданская область — 7, Чукотский автономный округ — 12); — религиозная организация — 1 (Магаданская область); — региональные отделения политических партий — 3 (Магаданская область); — казачьи общества — 1 (Магаданская область). В отчетном периоде принято 56 решений о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании: — общественных организаций — 20 (Магаданская область — 8, Чукотский автономный округ — 12); — некоммерческих организаций — 33 (Магаданская область — 16, Чукотский автономный округ — 17); — казачьих обществ — 1 (Магаданская область); — региональных отделений политических партий — 2 (Магаданская область).
к уровню аналогичного периода прошлого на 10,7 %.
Проекты
Статус проекта: Победитель конкурса
- Грантовое направление Развитие институтов гражданского общества
- Конкурс Первый конкурс 2020
- заявки 65,00
- Номер заявки 19-1-027873
Источник: https://indsn.ru/skolko-nko-v-rossii-2019-96694/
Сколько действующих банков в России располагают лицензией ЦБ РФ в 2020 году
В минувшем году темпы чистки отечественного банковского сектора значительно замедлились. Правда, все равно численность его участников заметно сократилось. Ведь коммерческие структуры покидали его не только в принудительном порядке, но и по собственной инициативе.
В частности, за счет аннулирования лицензий и реорганизации в форме присоединения. Соответственно, мы в очередной раз решили рассчитать – сколько банков в России осталось на сегодняшний день 2020 года с правом осуществлять профильную деятельность.
Плюс, оценить темпы сокращения численности участников рынка.
Сколько работает банков в России на сегодняшний день 2020 года
На сегодняшний день 2020 года в России числится 396 действующих банков.
Чтобы рассчитать численность действующих банков в России на любой день 2020 года, в том числе и сегодняшний, достаточно использовать официальный сайт ЦБ РФ – статистические сведения и новостные публикации.
Важно учитывать – актуализация информации о количестве кредитных организаций регулятором обновляется раз в месяц.
Поэтому придется учитывать крайние меры и закрытие по собственной инициативе профильные коммерческие структуры за прошедший до сегодняшнего дня период после изменения официальной информации.
Для выполнения всего расчета будут приниматься во внимание следующие имеющиеся данные:
- На 1 января 2020 года в России насчитывается 402 активных банка. Это крайняя на сегодняшний день публикация Центробанка. Более актуальные сведения будут представлены позже.
- За прошедшую часть января 2020 года принудительно с рынка было выведено три банка — Нэклис-Банк, ПФС-БАНК, НВКбанк и АПАБАНК.
- Сокращение сектора за период, указанный в предшествующем пункте, наблюдается за счет реорганизации. Во-первых, Крайинвестбанк присоединен к РНКБ Банку. Во-вторых, Банк Русь — к Банку Оренбург. Аннулирование лицензий не было.
Соответственно, вычитая шесть кредитных организаций из численности действующих профильных коммерческих структур, указанных в последней доступной публикации ЦБ РФ, получается, что в России на сегодня осталось 396 банков, располагающих правом на ведение бизнеса.
Нюансы
В первую очередь стоит выделить сокращение банковского сектора России за счет реорганизации. После ее завершения отдельных публикаций на сайте ЦБ РФ нет. Они есть только на ресурсах самих кредитных организаций.
Учитывая их огромное количество, мониторить постоянно все новости физически почти невозможно.
Поэтому корректировка численности действующих банков именно по пункту реорганизации, а не отзыва лицензии или аннулирования, о чем есть сведения на портале регулятора, выполняется с определенной периодичностью, но не ежедневно.Отечественный рынок банковских услуг включает в себя и небанковские кредитные организации (НКО). В анализе они не учитываются. Ведь хоть и входят в профильный сектор, но все же располагают ограниченными правами в ведении бизнеса. Да и в большинстве случаев, если требуется узнать численность кредитных организаций, то речь как раз идет именно о банках, а не НКО.
Динамика сокращения банковского сектора России в 2019 году, прогноз на 2020 год
Минувший год ознаменовался наименьшим сокращением банковского сектора России. Если рассматривать его в разрезе периода – с момента начала массовой чистки рынка (с 2013 года).
Всего принудительно выведено с рынка 24 кредитные организации. Самый активны месяц – ноябрь. На него пришлось порядка 20% всех отозванных в 2019 году лицензий.
Ни одной крайней меры не было применено сразу в трех месяцах – феврале, августе и октябре.
В то же время общая численность закрытых банков в 2019 году в России составила 38 кредитных организаций. Три из них покинули рынок через аннулирование лицензии. Соответственно, 11 были реорганизованы — присоединились к другим банкам.
То есть более 36% покинувших банковский сектор коммерческих структур выполнили это по собственной воле.
Подобный высокий показатель говорит о переходу к естественному процессу изменения отечественного рынка, и завершении его принудительной чистки.
Если рассматривать детальней банки, у которых были отозваны лицензии, то крупных среди них не было. Только три входили во вторую сотню рейтинга по объему собственных активов на момент применения к ним крайней меры. Еще семь – в третью сотню.
Соответственно, более половины (14) являлись мелкими представителями рынка. Чаще всего принудительно закрывались банки в Москве и МО – 6 профильных коммерческих структур.По две – в Санкт-Петербурге, Иваново, Нижнем Новгороде, а также Ярославле и области.
Прогноз на 2020 год относительно сокращения численности банков в России
Значительных отличий в 2020 году от минувшего ожидать не приходится. Вероятнее всего, так же будет соблюдена политика регулятора применения крайней меры только в экстренных случаях. Да и сами участники рынка поняли, что «заигрывать» с ЦБ РФ бессмысленно.
Поэтому крупные игроки перешли к стратегии самостоятельного решения проблем. Например, за счет той же реорганизации, когда аффилированные кредитные организации, ради спасения и расширения бизнеса, присоединяются к более крупной.
Поэтому можно ожидать, что в 2020 году численность отозванных лицензий не превысит 25 штук, а общее уменьшение сектора ограничится 35-40 профильными коммерческими структурами.
Источник: https://bancrf.ru/analitika/skolko-bankov-v-rossii-na-segodnya-2020.php
«Фонды выстроятся в очередь за особым статусом» | Милосердие.ru
Директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ) Елена Тополева-Солдунова. Алексей Никольский / РИА Новости
Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ, член экспертного совета при правительстве РФ, рассказала Милосердие.RU, как повлияет на жизнь благотворительных фондов Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 года. Документ был утвержден правительством в ноябре 2019 года.
Пожертвование плюс налоговый вычет
— Что самое важное в Концепции, с вашей точки зрения?
— То, что документ определяет основные направления содействия развитию благотворительности на ближайшие пять лет. Прежняя концепция почти полностью реализована. За последние годы очень много всего произошло в этой сфере – прогресс невероятный. Настало время проанализировать, что получилось, а что еще предстоит сделать.
Вот это и обсуждали нескольких месяцев эксперты, представители органов власти и благотворительных организаций. Результатом обсуждения стала принятая концепция. Важно, что государство осознает — многое тут зависит от него, что благотворительность необходимо поддерживать, создавать благоприятную среду.
Поэтому документ называется «Концепция содействия развитию….», а не просто «развития».
— Как будет работать налоговое стимулирование благотворительной деятельности? Что нового появится благодаря Концепции, и как НКО смогут воспользоваться этими правилами?
— Физические лица, по закону, могут получать налоговые вычеты за участие в благотворительности. Условно говоря, пожертвовав сумму НКО, человек может обратиться в налоговые органы и получить вычет по НДФЛ.
В Концепции предлагается дать гражданину возможность выбрать, получить этот вычет самому, или перевести его в НКО, добавив к своему пожертвованию. Такой порядок существует в Великобритании, он называется Gift Aid.
Суть в том, чтобы предоставить НКО право по поручению гражданина самим обращаться в налоговые органы за этими деньгами. Ведь далеко не все граждане, совершившие пожертвования, тратят время на получение вычета. Но можно ожидать, что организации не преминут воспользоваться таким правом.
К нко, которая работает на деньги граждан, — особый спрос
— Как изменятся требования к отчетности НКО?
— Для благотворительных организаций, которые захотят получить специальный статус, появится особая отчетность. Понятно, что к ней будут предъявляться более высокие требования, чем к нынешним отчетам в министерство юстиции. Ведь со статусом будут связаны и налоговые льготы.
Порядок раскрытия информации о деятельности таких организаций еще предстоит разработать. Вообще, степень прозрачности НКО должна зависеть от разных факторов: чем организация занимается, какие у нее доноры, получает ли она государственную поддержку.
Требования не могут быть одинаковыми для всех. Например, в США масса различных налоговых статусов для НКО, и чем больше у организации привилегий, тем больше требований предъявляется к ее отчетности.
Условно говоря, если НКО существует на средства частного фонда, то она не обязательно должна соответствовать высоким стандартам прозрачности. А если это фандрайзинговая организация, то с нее совершенно другой спрос.
Она несет ответственность перед жертвователями – частными лицами, которые должны понимать, на что расходуются их средства.К НКО, которые получают бюджетное финансирование, тоже должны быть повышенные требования, потому что государственные средства – это тоже деньги граждан.
Маленькая сельская организация, которая работает на волонтерских началах, вообще не привлекает средства, наверное, может по-прежнему не иметь ни сайта, ни отчета, и ее не надо к этому принуждать. Но мы знаем, что все больше НКО добровольно готовят подробные публичные отчеты, и требования сообщества этих документов постоянно повышаются.
За оценку эффективности платят доноры
Директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ) Елена Тополева-Солдунова. Станислав Красильников/ТАСС
— В концепции упоминается, что регулярная отчетность должна давать представление об эффективности работы НКО. Что государство считает показателями эффективности работы благотворительной организации?
— По плану, методические материалы по оценке эффективности программ НКО должны быть подготовлены к декабрю 2020 года. Но опыт уже есть. Фонд президентских грантов много внимания уделяет оценке эффективности использования распределяемых им средств. Среди его критериев – тиражируемость опыта НКО, количество благополучателей, а главное – соответствие планов и результатов.
Создать универсальную методику оценки деятельности НКО довольно сложно. Во-первых, результаты одних проектов можно оценить по итогам одного года, а других – лишь через десять лет.
Условно говоря, чтобы снизить уровень суицидов в регионе, одного года мало. Во-вторых, не всегда можно понять, действительно ли социальные изменения произошли благодаря программе конкретной НКО, или под воздействием множества факторов.
В-третьих, оценка эффективности некоторых программ стоит дороже, чем их реализация.
— Но в Концепции говорится, что регулярная отчетность самой организации должна включать оценку эффективности ее работы. Кто будет за это платить?
— Доноры становятся все более просвещенными, они зачастую разрешают включать оценку эффективности программы в ее бюджет. Это требование времени. Но понятно, что, если на реализацию программы требуется 500 тысяч рублей, а оценка ее эффективности будет стоить столько же, вряд ли кто-то из доноров одобрит такие условия.
— Кто будет разрабатывать методики оценки социального эффекта?
— За последние годы появился целый ряд организаций, которые занимаются этим профессионально. Есть даже Ассоциация специалистов по оценке программ и политик. Думаю, ее члены должны быть обязательно к этому привлечены. АНО «Эволюция и филантропия» имеет большой опыт оценки программ НКО. Пока экспертные организации, которые будут готовить методические материалы для оценки, не назначены.
Кадры для НКО и передача наследства на благие цели
— В благотворительной организации теперь нельзя будет работать без соответствующего диплома?
— Нет, такого я в Концепции не прочитала. Сейчас идет спор о том, нужны ли отдельные программы бакалавриата и магистратуры для подготовки менеджеров НКО.
Многие преподаватели и эксперты считают, что менеджеры везде работают по одним правилам – и в бизнесе, и в благотворительных фондах, и в госучреждениях.
Специфику работы НКО можно преподавать и в рамках программ дополнительного образования, которые уже есть во многих вузах. Например, в РАНХиГС, ВШЭ, Северо-Кавказском университете и других.
— Какие меры будут приниматься, чтобы граждане охотнее завещали свое имущество благотворительным организациям?
— Наверное, они тоже будут связаны с налогообложением. Но я бы сначала проанализировала, почему у нас люди не передают часть наследства на благотворительность, выяснила бы, какие барьеры этому препятствуют, а потом бы их устранила. Я не помню, чтобы ранее эту тему основательно обсуждали.
Упоминать название НКО в телепередачах – не реклама
Директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ) Елена Тополева-Солдунова. Илья Питалев / РИА Новости
— В Концепции предусмотрены меры для привлечения внимания СМИ к деятельности благотворительных организаций. Телеканалы теперь начнут упоминать названия НКО в своих программах? Социальная реклама станет бесплатной?
— В отношении СМИ не может быть жестких рекомендаций. С каждым случаем, когда телеканал не упомянул название НКО в сюжете, ей же и посвященном, нужно разбираться отдельно. Причины обычно надуманные. Например, представители СМИ говорят: «Нам скажут, что это реклама». Но ФАС уже сто раз разъясняла, что простое упоминание НКО не относится к рекламе. Все дело в культуре журналистов.
По поводу социальной рекламы в Концепции упоминается другая важная вещь. Механизм ее распространения должен стать более прозрачным.
НКО очень часто не понимают, на каких условиях они могут размещать свою социальную рекламу в СМИ, и какие процедуры для этого нужно выполнять. Они обращаются, допустим, к телеканалу, а им либо отказывают, либо просят заплатить по коммерческим расценкам, либо вообще игнорируют.
Каждое СМИ решает вопросы, связанные с социальной рекламой, по-своему. Где-то она размещается бесплатно, где-то, например, на ВГТРК, только за деньги, а где-то условия варьируются, в зависимости от обстоятельств. Это нормально, главное, чтобы правила были прозрачны.
Перечень требований по особому статусу появится в июле
— В концепции предлагается установить особый статус для благотворительных организаций. Особый статус даст право на дополнительные налоговые льготы, имущественную поддержку, включение в систему обязательного страхования вкладов в коммерческих банках РФ. Кто из НКО получит этот статус?
— Мы пока не знаем. Упоминаются требования «к уровню прозрачности их деятельности и квалификации сотрудников».
По идее, если благотворительные организации действительно смогут все это получить, то за особым статусом выстроится очередь. Потому что в Концепции перечислены очень чувствительные вещи.
Например, доходы от размещения средств такой НКО на депозитах в коммерческих банках РФ не будут облагаться налогом на прибыль.
А включение в систему обязательного страхования вкладов означает, что деньги не будут потеряны, даже если банк обанкротится.Перечень требований к организациям, претендующим на специальный статус, появится, вероятно, к июлю 2020 года. Тут хотелось бы предостеречь от ошибок, которые были сделаны при введении статуса НКО — исполнителя общественно полезных услуг. Статус ввели, получить его непросто, но в реальности он не дает почти никаких преимуществ.
Бизнес и льготы по налогу на прибыль
— Как планируется поощрять организации, которые жертвуют на благотворительность?
— В большинстве стран мира есть налоговые вычеты для юрлиц, поддерживающих благотворительные организации финансово. В России в 90-е годы тоже были такие льготы, но их убрали из налогового кодекса, потому что некоторые коммерческие компании прибегали к мошенничеству, чтобы снизить себе налогообложение.
С тех пор прошло много времени, бизнес стал более ответственным и подотчетным. Но юридические лица, по российскому законодательству, получают налоговый вычет только в том случае, если делают пожертвования в бюджетные организации, работающие в сфере культуры.
Получается, прецедент есть, и хорошо бы распространить это правило еще на какие-то категории НКО. В промежуточных редакциях Концепции были такие предложения, но, к сожалению, в окончательный вариант они не вошли.
В ряде субъектов Российской Федерации, например, в Самарской области, региональные законы позволяют юрлицам получать льготы по налогу на прибыль в случае пожертвований в благотворительные и другие НКО.
Концепция предлагает провести оценку эффективности использования субъектами таких льгот. Это очень важно. Когда мы увидим, насколько эффективно используются льготы, которые уже есть, можно будет рекомендовать или не рекомендовать другим регионам вводить их у себя.
Речь о том, чтобы изучить, сколько юрлиц за определенный период времени воспользовались налоговыми льготами, на какие цели и в какие сферы они перечисляли пожертвования, и какие социальные изменения в результате произошли. Отчет об итогах оценки должен быть подготовлен к ноябрю 2020 года.
Союзники в министерстве
Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
— Как государство поможет формированию целевых капиталов?
— Ключевая вещь — отнесение пожертвований в целевой капитал к благотворительной деятельности. Соответствующий проект федерального закона планируется подготовить уже к февралю 2020 года.
Кроме того, предусмотрено расширение перечня возможных целей для формирования эндаумента. Пока что многие НКО, работающие в сфере благотворительности, особенно инфраструктурные, не могут создать целевой капитал. Просвещение граждан, например, не является допустимой целью для этого, и Агентство социальной информации не может сформировать целевой капитал.
— Когда НКО начнут жить «по новым правилам»? Не пора ли уже начинать к этим правилам готовиться?
— План реализации Концепции разработан пока только на 2019-2020 годы. Уже в феврале в правительстве рассчитывают заслушать предложения по поводу отнесения пожертвований в целевой капитал к благотворительной деятельности, предоставления физическим лицам возможности перечислять налоговый вычет в пользу НКО, по развитию системы подготовки кадров для благотворительных организаций.
Но предложения по установлению особого статуса для благотворительных организаций Минэкономразвития, Минфин и Банк России должны подготовить только к июлю. Думаю, сначала будет обсуждаться «наполнение» этого статуса, порядок его получения и требования к организациям, которые смогут на него претендовать.
Пока что речь идет только о проектах, а не о реальных законах. Даже когда особый статус будет введен, не обязательно сразу же бежать за ним.
— Как могут повлиять на реализацию Концепции изменения в правительстве?
— Концепцию разрабатывали в Министерстве экономического развития. Там сейчас поменялся министр, и очень хотелось бы, чтобы новый глава ведомства понимал важность роли министерства как регулятора и координатора в сфере НКО и благотворительности.
Благотворительность – не очевидное направление деятельности министерства. Эльвира Набиуллина, например, очень хорошо понимала и продвигала эту тему, будучи министром экономического развития. Очень надеюсь, что новый министр тоже будет нашим союзником.Источник: https://www.miloserdie.ru/article/fondy-vystroyatsya-v-ochered-za-osobym-statusom/
Как новые законодательные нормы повлияют на работу НКО в 2020 году
В 2019 году масштабных структурных изменений в законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций, не случилось.
Корректировки носили в основном технический характер, совершенствовали уже существующий механизм правового регулирования. И всё же есть некоторые важные для НКО нововведения.
«Филантроп» объясняет, как это изменит работу некоммерческих организаций в 2020 году.
1. Правила отчётности об иностранном финансировании
Приказом № 279 от 06.12.2019 Минюст России перенёс на 2021 год срок предоставления сведений (пункты 1.4 и 3.3 в форме ОН0002 и пункты 1, 2, 3, 4 в форме ОН0003) от некоммерческих организаций и общественных объединений о доходах от российских юридических лиц, получающих иностранное финансирование.
Напомним, что приказ Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 обязал общественные объединения и НКО отчитываться о доходах, полученных не только напрямую от иностранного государства/организации/гражданина, но и от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных источников, а также от лиц, уполномоченных иностранным государством/организацией/гражданином.
Однако методические рекомендации по заполнению форм и предоставлению отчётности в Минюст РФ и его территориальные органы для НКО так и не были разработаны. Вероятно, в этой связи сроки предоставления указанных сведений отодвинуты ещё на год.
2. Новые правила бухгалтерской отчётности
Ещё в ноябре 2018 года были внесены изменения (№ 444-ФЗ) в Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», касающиеся создания государственного информационного ресурса финансовой отчётности.
Новая редакция закона предписывает организациям — в том числе некоммерческим — предоставлять один экземпляр годовой бухгалтерской отчётности только в налоговый орган и исключительно в виде электронного документа. Срок остался прежним — до 31 марта следующего за отчётным года.
Если отчётность требует обязательного аудита, аудиторское заключение нужно предоставить также в электронном виде — до 31 марта либо, если оно сделано позднее, в течение 10 дней после его готовности, но не позднее 31 декабря.
Начиная с отчётности за 2019 год, организации не обязаны предоставлять экземпляр финансового отчёта и аудиторского заключения по ней в территориальные структуры Росстата.
Как устроено социальное предпринимательство: ответы юриста на главные вопросы
3. Электронные трудовые книжки вместо бумажных
16 декабря 2019 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Он вступает в силу с 1 января 2020 года и устанавливает новый порядок учёта сведений о трудовой деятельности работника. Это касается и некоммерческих организаций.
С 2020 года все работодатели обязаны регулярно предоставлять в Пенсионный фонд (ПФ) детальные сведения о трудовой деятельности своих сотрудников.
Вся информация, которая раньше фиксировалась в трудовых книжках, теперь будет храниться в электронной информационной системе ПФ. Благодаря этому работник в любой момент сможет получить (на бумажном носителе или в электронной форме) сведения о своей трудовой деятельности, обратившись к последнему работодателю, в Пенсионный фонд, МФЦ или на портал госуслуг.
В 2020 году организация должна оповещать ПФ о текущих кадровых изменениях (приём, увольнение, перевод сотрудников и т. п.) по специально разработанной форме СЗВ-ТД не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным, а с 1 января 2021 года — не позднее рабочего дня, следующего за днём издания документа, на основании которого происходит назначение/перевод/увольнение сотрудника.
В связи с новыми правилами работодатель обязан до 30 июня 2020 года в письменной форме уведомить каждого сотрудника об изменениях в трудовом законодательстве. До 31 декабря 2020 года работник должен сделать выбор — продолжать работодателю дополнительно вести его трудовую книжку или нет. Тем, кто впервые устроится на работу после 31 декабря 2020 года, трудовые книжки оформлять не будут.
4. Регулирование сбора пожертвований в ящики
В октябре 2019 года успешно прошёл первое чтение в Госдуме законопроект № 441707-7, дополняющий Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)». В новой статье 16.1 закреплено понятие «ящик для сбора пожертвований», а также определён порядок использования этого объекта — как стационарного, так и переносного.
В числе важных положений законопроекта: обязательное наличие у НКО информации о программе, в рамках которой проводится сбор пожертвований с использованием ящика, и необходимость публикации отчёта об использовании собранных средств; участие независимого лица при извлечении пожертвований из ящика и т. д. Кроме того, требования к ящикам и порядок извлечения пожертвований будут дополнительно регламентированы Правительством РФ.
На проработке находится вопрос о наделении исключительным правом использования ящиков для сбора пожертвований благотворительных организаций — в первоначальном варианте право предоставлено всем некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.
Законопроект ещё ожидают два чтения в Госдуме, одобрение Совета Федерации и президента РФ, но его вступление в силу запланировано на 1 января 2020 года.Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор
5. Чиновники и депутаты смогут участвовать в управлении НКО
5 декабря 2019 года Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции» (проект № 719227-7).
Действующее антикоррупционное законодательство запрещает чиновникам участвовать в управлении некоммерческими организациями, за исключением политических партий, участия в съездах / общих собраниях общественных организаций, кооперативов и т. п.
Если поправки будут окончательно приняты (сейчас закон находится на рассмотрении в Совете Федерации), члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, депутаты органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственных и муниципальных служащих, смогут участвовать в управлении любой некоммерческой организацией при соблюдении двух условий: на безвозмездной основе и с разрешения представителя нанимателя (для государственных и муниципальных служащих) либо уведомления (для всех остальных). Для участия в управлении политической партией, в съезде или общем собрании иной общественной организации, кооперативах и т. п. уведомлять и получать разрешения не потребуется.
Путеводитель по платформам онлайн-пожертвований для НКО: 8 полезных фактов
6. Использование инвестиционных платформ некоммерческими организациями
С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 02.08.
2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — «Федеральный закон»), который, на первый взгляд, не оказывает значимого влияния на деятельность некоммерческих организаций, ведь речь идёт об инвестициях как денежных средствах для получения прибыли, что не является главной целью деятельности для указанного типа организаций.
Однако среди некоммерческих организаций вступление в силу федерального закона вызвало много вопросов и беспокойства, что объясняется тем, что многие НКО осуществляют сбор средств на свою деятельность через различные платформы — так называемые краудфандинговые.
Ниже постараемся разобраться, каким образом вступление в силу вышеуказанного федерального закона влияет на деятельность НКО.
Статья 2 Федерального закона определяет инвестиции как денежные средства, используемые для получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Причём получение прибыли и полезного эффекта возможно путём приобретения ценных бумаг или цифровых прав или путём предоставления займа.
Получение прибыли, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», не является основной целью некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих.
Однако появляется такое понятие, как получение полезного эффекта, под определение которого в целом может подходить деятельность некоммерческих организаций, ведь НКО могут быть созданы для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных и иных общественных благ.
Инвестиционная платформа, согласно федеральному закону, представляет собой информационную систему в сети «Интернет», которая используется для заключения договоров инвестирования с помощью информационных средств и технологий. Отношения между участниками инвестиционной платформы заключаются договорами возмездного оказания услуг.
Однако надо понимать, что не все платформы, на которых проводится сбор средств, являются по сути инвестиционными платформами.Существуют онлайн-платформы, участники которых вступают в отношения иного юридического характера (обычно заключаются договоры пожертвования с НКО — участниками таких платформ, а организатором выступает также некоммерческая организация).
Федеральный закон предусматривает, что НКО как юридическое лицо может привлекать инвестиции, а вот для физических лиц перечень закрытый. Есть чёткое уточнение, что привлекать инвестиции могут только индивидуальные предприниматели.
Исходя из определения «инвестор» можно также говорить о том, что НКО могут выступать инвесторами. Это также не противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях,» так как к источникам формирования имущества НКО относят в том числе дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам.
Хотелось бы также отметить, что список источников формирования имущества НКО не содержит прямого указания на такой вид доходов, как доходы от инвестиций, однако этот список не закрытый, что позволяет говорить о том, что инвестиции могут выступать одним из видов источников формирования имущества НКО.
Отметим, что этот вид источников формирования относится к предпринимательской деятельности НКО, а согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах. Таким образом, только те НКО, в уставе которых прописана такая норма, могут выступать инвесторами.
Исходя из вышесказанного можно cделать вывод, что на деятельность НКО распространяется указанный Федеральный закон в определённых его частях, НКО могут выступать инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции.
Однако исходя из понятия «инвестиции» в Федеральном законе, можно сделать вывод, что инвестирование производится для получения в будущем какой-либо выгоды, поэтому не следует рассматривать инвестицию для НКО как аналог пожертвования, так как согласно Гражданскому кодексу РФ пожертвование как вид дарения не предусматривает встречного обязательства.
Благодарим за помощь в подготовке материала Ассоциацию «Юристы за гражданское общество»
Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2020/01/09/84656/