Правила эксплуатации гпм 2020
Грузоподъемные механизмы: правила эксплуатации
Рабочие процессы на средних и крупных производствах и строительных объектах нередко сопрягаются с применением грузоподъемных машин и установок. Операции перемещения груза также являются обязательными в логистических цепочках обслуживания небольших магазинов, гостиниц, предприятий общепита и т. д.
Каждый раз использование такой техники представляет определенную опасность и для обслуживаемых материалов, и для рабочего персонала.
Чтобы обезопасить грузоподъемные механизмы и минимизировать риски возникновения аварий, следует тщательно подходить к соблюдению правил их эксплуатации и технического обслуживания.
Что подразумевается под грузоподъемными механизмами?
Оборудование, которое используется для работы с грузами, в наше время представлено обширным ассортиментом. Непосредственно к механизмам можно отнести цепи, лебедочные установки, тали и крюки с приводами.
Это наименее требовательные к техническому обслуживанию устройства, но они же могут выполнять весьма ответственные задачи погрузки и разгрузки. К категории машин относят всевозможные виды кранов-манипуляторов, строительные подъемники, экскаваторы и т. д.
Складские грузоподъемные машины и механизмы тоже стоит отнести в отдельную категорию. Как правило, этот сегмент формируется на предприятиях штабелерами, вилочными погрузчиками, маневренными подъемниками и различными силовыми самоходными установками.Каждый из отмеченных видов грузоподъемной техники имеет свои способности в плане рабочих функций и возможности эксплуатации в тех или иных условиях.
Правила подготовки оборудования к работе
Подготовительные процессы могут отличаться в зависимости от условий применения оборудования и его характеристик. Чаще всего подготовка предусматривает контрольный осмотр на предмет наличия неисправностей. Ревизии подвергаются и поверхности корпуса, и внутренняя начинка.
Особого внимания заслуживает силовая установка, которая используется на тех же кранах и штабелерах. При необходимости ответственный сотрудник обновляет моторное масло или трансмиссионную жидкость.
Кроме этого, грузоподъемные механизмы тщательно проверяются в части силовых органов, с помощью которых и осуществляются рабочие действия.
На этом этапе оценивается надежность крепления функциональных компонентов или навесного оборудования, целостность деталей, а также состояние приводного подключения. В некоторых случаях производится и настройка управляющей электроники механизма.
Требования к обслуживающему персоналу
Опять же, многое в требованиях такого рода зависит от специфики конкретного объекта, но есть и общие или по крайней мере распространенные правила для допуска сотрудников к грузоподъемным работам.
Это должны быть совершеннолетние лица, прошедшие медицинское освидетельствование и специальную подготовку для работы в данной сфере.
В частности, члены обслуживающей команды должны знать источники опасностей и средства обеспечения защиты, уметь обнаруживать неисправности и дефекты оборудования, производить общие наладочные и ремонтные операции.
Также в перечень обязанностей входит умение монтировать грузоподъемные механизмы и настраивать их на работу с объектами определенных параметров. В частности, это относится к установке талей, лебедок и навесного оборудования. Требования к операторам грузоподъемных машин уже относятся к специализированным и предполагают свою специфику в зависимости от вида техники.
Правила эксплуатации грузоподъемных механизмов
Функция каждой единицы грузоподъемной техники реализуется в определенных рамках, обусловленных общими и местными техническими требованиями. В частности, предприятие может составлять собственные технологические карты, проекты работ и инструкции, по которым персонал выполняет свои задачи.
Например, к базовым правилам эксплуатации оборудования относится использование системы сигналов между разными участниками процесса. Обмен знаками помогает безопасно и эффективно использовать грузоподъемные механизмы.
Правила, в частности, предписывают заранее утверждать порядки взаимного обмена сигналами между крановщиками и стропальщиками. Также инструкции предусматривают перемещение и установку груза на предварительно намеченное место.Отклонение в направлении может нарушить координацию на других участках площадки и спровоцировать непредвиденные риски. Результаты выполнения рабочих действий с нарушениями фиксируются в специальном журнале учета.
Правила технического обслуживания
Работа с большой массой неизбежно приводит к износу любого оборудования.
Главной задачей ответственных за техническое содержание сотрудников является предотвращение поломок механических элементов, так как риск их возникновения в процессе выполнения рабочих действий может обернуться трагедией.
Соответственно, обслуживание предусматривает регулярный осмотр силовой структуры на предмет наличия износа, чрезмерной деформации, трещин и других дефектов. Вместе с этим есть и вполне штатные обязательные мероприятия, не связанные с неисправностями.
В этой части обслуживание грузоподъемных механизмов может предусматривать замену технических жидкостей, ременных компонентов, обновление крепежных приспособлений и т. д. Для выполнения ремонтных работ составляется специальный проект с рекомендациями по технике его проведения.
Что запрещается при эксплуатации грузоподъемного механизма?
Соблюдение правил безопасности налагает на действия участников рабочего процесса немало ограничений. Например, запрещаются любые манипуляции с грузами, которые не были освобождены от фиксирующих или близлежащих материалов.
Также нельзя поднимать груз, если на его поверхности лежат другие материалы, не имеющие специального крепления. Бывает, что в ходе нарушенного движения крана или навесного манипулятора стропальщики стараются скорректировать объект с земли.
Этого тоже делать нельзя, и для подобных действий заранее предусматриваются страховочные цепи с канатами. Помимо этого, грузоподъемные механизмы нельзя использовать для подачи перемещаемых объектов в проемы окон, балконов и дверей.
К исключениям можно отнести только случаи, когда для приема предусмотрены специальные площадки.
Заключение
Все перечисленные правила, нормативы и рекомендации призваны обеспечить эффективную, производительную и, что самое главное, безопасную работу. На сегодняшний день эксплуатация грузоподъемных механизмов довольно тесно связана и с электронными системами автоматизации.
Вхождение новых сегментов управляющей инфраструктуры также требует наличия особых навыков от персонала.
С другой стороны, эти же системы с многофункциональными реле и модулями управления в некоторых случаях повышают надежность выполняемых операций за счет исключения риска ошибки со стороны оператора.
Источник: https://FB.ru/article/280160/gruzopodyemnyie-mehanizmyi-pravila-ekspluatatsii
Правила эксплуатации гпм 2020
В частности, это относится к установке талей, лебедок и навесного оборудования. Требования к операторам грузоподъемных машин уже относятся к специализированным и предполагают свою специфику в зависимости от вида техники.
Функция каждой единицы грузоподъемной техники реализуется в определенных рамках, обусловленных общими и местными техническими требованиями.
В частности, предприятие может составлять собственные технологические карты, проекты работ и инструкции, по которым персонал выполняет свои задачи.
Например, к базовым правилам эксплуатации оборудования относится использование системы сигналов между разными участниками процесса.
Обмен знаками помогает безопасно и эффективно использовать грузоподъемные механизмы. Правила, в частности, предписывают заранее утверждать порядки взаимного обмена сигналами между крановщиками и стропальщиками. Также инструкции предусматривают перемещение и установку груза на предварительно намеченное место.
Отклонение в направлении может нарушить координацию на других участках площадки и спровоцировать непредвиденные риски.
Результаты выполнения рабочих действий с нарушениями фиксируются в специальном журнале учета. Работа с большой массой неизбежно приводит к износу любого оборудования. Главной задачей ответственных за техническое содержание сотрудников является предотвращение поломок механических элементов, так как риск их возникновения в процессе выполнения рабочих действий может обернуться трагедией.
Соответственно, обслуживание предусматривает регулярный осмотр силовой структуры на предмет наличия износа, чрезмерной деформации, трещин и других дефектов.Вместе с этим есть и вполне штатные обязательные мероприятия, не связанные с неисправностями. В этой части обслуживание грузоподъемных механизмов может предусматривать замену технических жидкостей, ременных компонентов, обновление крепежных приспособлений и т. д. Для выполнения ремонтных работ составляется специальный проект с рекомендациями по технике его проведения.
Соблюдение правил безопасности налагает на действия участников рабочего процесса немало ограничений. Например, запрещаются любые манипуляции с грузами, которые не были освобождены от фиксирующих или близлежащих материалов.
Также нельзя поднимать груз, если на его поверхности лежат другие материалы, не имеющие специального крепления. Бывает, что в ходе нарушенного движения крана или навесного манипулятора стропальщики стараются скорректировать объект с земли.
Этого тоже делать нельзя, и для подобных действий заранее предусматриваются страховочные цепи с канатами. Помимо этого, грузоподъемные механизмы нельзя использовать для подачи перемещаемых объектов в проемы окон, балконов и дверей. К исключениям можно отнести только случаи, когда для приема предусмотрены специальные площадки.
Все перечисленные правила, нормативы и рекомендации призваны обеспечить эффективную, производительную и, что самое главное, безопасную работу. На сегодняшний день эксплуатация грузоподъемных механизмов довольно тесно связана и с электронными системами автоматизации.
Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года)
В настоящем документе использованы термины и определения, приведенные в , , утвержденном (официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru, 21 октября 2011 года; официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.tsouz.
ru, 5 декабря 2012 года) (далее — ) и , утвержденном (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 38, ст.4475; 2010, N 38, ст.4828; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 53, ст.7931; 2013, N 29, ст.3966) (далее — ), а также в приложении N 1 к настоящим ФНП.
3.
Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:а) грузоподъемные краны всех типов*;________________* относит краны стрелового типа к грузоподъемным машинам, а не к механизмам или сооружениям. Так же было в , утвержденных .
(Примеч. изд.
)б) мостовые краны-штабелеры;в) краны-трубоукладчики;г) краны-манипуляторы;д) строительные подъемники;е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;з) электрические тали;и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;б) применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные
Грузовые тележки кранов-штабелеров должны быть оборудованы обратными подхватами, препятствующими отрыву колес тележки при наезде нижней частью колонны или захватом на препятствие.
Для кранов-штабелеров грузоподъемностью более 2 т и кранов-штабелеров, управляемых из кабины, подхваты должны включать устройства, обеспечивающие постепенное нарастание нагрузки.
6.3. Механизм подъема кранов-штабелеров должен быть оборудован ограничителями грузоподъемности, слабины каната, а также двумя срабатывающими последовательно ограничителями высоты подъема. 6.4.
Ограничитель грузоподъемности: тип, марка ______________________________________________________________ заводской номер _________________________________________________________ максимальная перегрузка, при которой срабатывает ограничитель, % ____________ 3.8.3.Контакты безопасности Место установки Тип Назначение Обозначение на принципиальной электрической схеме 3.8.4.
Место для чертежа общего вида крана в рабочем положении с указанием основных размеров (указанных стрелками и буквами), грузовых и высотных*характеристик ___________ * Высотные характеристики — при необходимости.
Формат 210´297 (218´290) мм Стр. 2 Разрешение (лицензия) на изготовление № _________ от «_» __________ 200_ г. _________________________________ [наименование и адрес органа госгортехнадзора, _________________________________ выдавшего разрешение (лицензию) _________________________________ на изготовление крана] 1.
Общие сведения 1.1. Для подъемных и тяговых канатов следует применять канаты двойной свивки с сердечником из волокнистого материала. 5.24. Устройство для крепления несущего каната на опорах должно быть шарнирным, позволяющим регулировать натяжение каната.
При применении нескольких несущих канатов должно быть обеспечено равномерное натяжение канатов.
5.25. Инфо Концевые балки и грузовые тележки кранов мостового типа, у которых механизмом подъема является электрическая таль, перилами и ограждениями могут не оснащаться.
2.17.13. У портальных кранов должен быть обеспечен безопасный вход с лестницы портала на площадку, расположенную вокруг оголовка портала при любом положении поворотной части крана. Высота от настила этой площадки до нижних выступающих элементов поворотной части должна быть не менее 1800 мм. Вход с портала на поворотную часть крана должен быть возможен при любом положении поворотной части.
Источник: https://De-Jure-Sochi.ru/pravila-ehkspluatacii-gpm-2019-45918/
Эксплуатация грузоподъемного крана: о правилах устройства и эксплуатации
Грузоподъемные краны позволяют работать с большими и тяжелыми объектами. Неправильная эксплуатация может привести к печальным последствиям. Чтобы избежать этого, были разработаны правила безопасности ПБ 10-382-00.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов ПБ 10-382-00
Госгортехнадзор подготовил правила ПБ 10-382-00 ещё в 90-х гг. До сих пор они актуальны, хотя и были утверждены в последний день 99-го г., а в 2013 г. заменены. На смену пришел Федеральный закон № 533.
Башенный грузоподъемный кран используется в строительстве и для очень тяжелых предметов
В документе излагаются нормы, которым должны соответствовать все используемые краны. Также рассматриваются вопросы эксплуатации в разных условиях и при использовании отличающихся технических решений.
К сведению! Правила были разработаны в рамках проработки законодательно-нормативной базы. Они обязательны для всех организаций независимо от их формы собственности. То же относится и к индивидуальным предпринимателям.
Проектирование
В этой части правил рассматриваются:
- общие требования. Разработка проекта, грузоподъемность, подстройка под климатические условия;
- металлоконструкции кранов. Расчёт, конструктивные особенности использования, необходимые для работы материалы, предохранение от негативных процессов (защита от коррозии);
- механизмы кранов. Рассматриваются вопросы их проектирования, соблюдения госстандартов, применения конкретных механизмов в общей конструкции;
- электрооборудование кранов. Монтаж, подача электроснабжения, ремонтное электроснабжение;
- аппараты управления. Поднимаются вопросы исполнения установок, условные обозначения, блокировки.
Колёсный грузоподъемный кран применяют, когда необходима мобильность
Отдельно уделено внимание таким аспектам, как:
- тормоза кранов;
- ходовые колеса;
- грузозахватные части;
- канаты кранов;
- барабаны и блоки;
- цепи кранов;
- приборы и устройства безопасности;
- гидрооборудование кранов;
- противовес и балласт;
- кабина крана;
- ограждение машин;
- лестницы, площадки и галереи.
Изготовление, монтаж, ремонт и реконструкция
Правила по кранам регулируют множество направлений деятельности, необходимых для безопасной работы:
Мостовой кран используется в промышленности и складском хозяйстве
- изготовление кранов. Создаваться машины должны с учетом ПБ 10-382-00, государственных стандартов, технических условий и иной нормативной документации. Предприятия, где они производятся, обязаны знать необходимую технику и иметь квалифицированных специалистов, качественно выполняющих работу. Эта деятельность является лицензируемой, поэтому нужно получить разрешение на её осуществление;
- монтаж, ремонт и реконструкция. Также относятся к числу направлений, для которых необходимо получение разрешений. Сварка и наладка должны осуществляться согласно проектам и техническим условиям из сопроводительной информации предприятия-изготовителя.
Требования к организации грузоподъемных работ согласно ПБ 10-382-00
К задействованным кранам и их владельцам предъявляются следующие требования:
- исправность используемой техники;
- проведение испытаний по графику и своевременно согласно требованиям. Это же относится и к осмотру, ремонту, надзору, квалифицированному полному или частичному техническому обслуживанию;
- за кран отвечает ответственное лицо. Оно подбирается из инженерно-технических работников. Ответственное лицо следит за исправным состоянием и соблюдением правил использования грузоподъемных машин (ГПМ) согласно их функциональному предназначению.
Имеются требования и к порядку обучения задействованного персонала, а также проверке уровня знаний у специалистов и руководителей.
В документе регламентируется порядок разработки должностных инструкций, технологических карт, схем складирования и строповки грузов, соблюдаемых технических условий.
Отдельно рассматривается организация работы кранов иностранного производства на территории Российской Федерации. Особенное внимание уделено обязательной сертификации и паспортизации.
К сведению! В рамках кампании по послаблению государственного контроля предоставляется большая свобода действий. С одной стороны, нет норм, описывающих каждый шаг, с другой — предусматривается, что должны быть документы, позволяющие избежать неприятных последствий. Их должна отдельно разрабатывать каждая организация.Например, требования к кран-балкам, управляемым с пола, взаимодействие специалистов с ними должны регулироваться следующими внутренними документами:
- инструктаж рабочего места;
- распоряжение о стажировке (предусматривающее закрепление наставника, которым является начальник смены или имеющий существенный опыт работник);
- устная проверка знаний и навыков на практике;
- распоряжение о допуске работника к самостоятельному труду.
Изменения в требованиях к допуску персонала
Правила по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок
Правила работы с грузоподъемными механизмами были изменены не только в техническом плане, но и организационном. Сейчас действует приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г. Документом утверждены порядок обучения и подготовки по промышленной безопасности и допуск к осуществлению самостоятельной работы.
Самоходные гусеничные краны
Была отменена аттестация для работников рабочих профессий. Стропальщикам и крановщикам не требуется её прохождение. При подведении итогов обучения в училищах и колледжах больше не нужно привлекать представителей Ростехнадзора. Также не нужно согласовывать с ними программу обучения.
Подготовка сотрудников к работе осуществляется согласно производственным инструкциям. Они должны разрабатываться непосредственными руководителями и ответственными за безопасность эксплуатации лицами. На них же возложено и установление производственного контроля за опасными объектами.
О применении пб 10-382-00 сегодня
Действующие нормы потеряли свой статус обязательных после 2000-х. Их заменили на ФНП № 533. Но это не значит, что утеряна актуальность. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в 2018, 2019 гг., и можно быть уверенным, что и в 2020 г., всё ещё будут нужны как ориентир в работе. Они полезны хотя бы как документы, содержащие в себе образцы форм журналов.
Портовые краны используется для работы с грузами в портах и на суднах
Несмотря на то, что ПБ отменены юридически уже шесть лет, на практике к ним регулярно обращаются. Связано это с тем, что в документе детализированы процедуры проведения технического и полного обслуживания. В нем рассмотрено, как вести оперативную документацию, хорошо расписываются требования, что обязано быть в должностной инструкции руководителей и специалистов.
Обратите внимание! Работодатели опираются на ПБ при разработке производственных и должностных инструкций, положений о паспортизации ГПМ, ведении оперативной документации.
Универсальность и всеохватывающий подход позволяют минимизировать возможные негативные последствия, сопровождаемые работу.
В этом помогают планово-предупредительный ремонт, осуществление частичного и полного технического обслуживания и использование множества других полезных наработок.
В рамках проводимой дерегуляции предусматривалось, что должны вступить новые документы, дающие больше свободы действий. Благодаря тому, что ПБ являются грамотно проработанными, была потеряна только их юридическая сила. Новое мало чем дотягивает до их уровня. Поэтому, чтобы соответствовать выдвигаемым требованиям, ПБ 10-382-00 всё ещё используются сегодня как ориентир.
Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-gruzopodemnyh-kranov.html
Федеральные нормы и правила подъемные сооружения. грузоподъемные механизмы эксплуатируем в рамках за
По вопросу осуществления государственного контроля (надзора) за ОПО, составляющими которых является ПС:
В соответствии с подпунктом «ж», «з» пункта 23 ФНП по ПС, организация (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующая ОПО с ПС, то есть арендатор, должна:
- ж) разработать и утвердить распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа её аттестованных специалистов: специалист, ответственный за осуществление производственного контроля ПС, специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалист, ответственный за безопасное производство работ с применение ПС;
- з) устанавливать порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала в соответствии с инструкциями ОПО и контролировать его соблюдение.
В административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденном приказом Ростехнадзора от 04 сентября 2007 г.
№ 606, дано определение организации, эксплуатирующей ОПО – организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющим ее юридическую ответственность.
Действующим законодательством предусмотрена передача опасного производственного объекта в аренду с последующей регистрацией в государственном реестре ОПО арендатором, при этом у арендатора должны быть назначены ответственные специалисты, в соответствии с требованиями ФНП по ПС.
Грузоподъемные краны могут направляться для выполнения работ в другие организации при наличии у организации, выделивший кран для производства работ, вышеназванных специалистов и обслуживающего персонала, ответственность за безопасную эксплуатацию крана в этом случае несет организация, выделившая кран (арендодатель).
Документы:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Передача ГПМ другим организациям: кто отвечает за ОПО?
Одна организация выделяет другой для выполнения строительно-монтажных работ грузоподъемные краны. Между участниками процесса заключается соответствующий договор. Кто в этом случае несет ответственность за нарушение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО?
Ответ:
Действия ФНП охватывают в том числе аренду грузоподъемной техники и направление ее для работы в другие организации.
В ситуации, описанной выше, важно понимать, какой именно договор заключен между участниками процесса.
Так, согласно Приложению №1 ФНП по ПС:
«Эксплуатирующая организация – юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы, ИП, осуществляющие эксплуатацию ОПО, составляющими которых являются в том числе и ПС, подлежащие учету во ФСЭТАН, на праве собственности или аренды, или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность».
Таким образом, на арендатора кранов возлагается полная ответственность за соблюдение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО. В том числе – необходимость регистрировать на себя грузоподъемную технику в качестве ОПО в Ростехнадзоре.Кроме того, у арендатора должны быть:
2) разработаны и утверждены инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов (п.п. «ж» п. 23 ФНП по ПС):
- ответственный за осуществление производственного контроля ПС;
- ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
- ответственный за безопасное производство работ с применением ПС;
3) установлен порядок допуска к самостоятельной работе на ПС персонала и налажен контроль за его соблюдением (п.п. «з» п. 23 ФНП по ПС).
2. Если ГПМ переданы в краткосрочное пользование для выполнения конкретных видов работ (и это четко прописано в договоре) либо выделены и направлены на объекты «согласно заявкам сторонних организаций», то ответственность за соблюдение требований промышленной безопасности несет «направляющая сторона» (т.е. собственник ГПМ).
Здесь речь не идет о передаче права владения грузоподъемной техникой, даже если ГПМ в процессе выполнения работы управляет сотрудник «принимающей стороны». Эксплуатирующей организацией с точки зрения ФНП по ПС и ФЗ №116 по-прежнему остается собственник ГПМ (см. выше).
Согласно п. 125 ФНП по ПС эксплуатирующая организация (т.е. владелец ГПМ и ОПО, в состав которых они входят) должна:
- определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ».
Обратите внимание: специалисты «принимающей» организации, которые могут (или будут) работать с ГПМ должны быть обучены правилам эксплуатации ПС и аттестованы по промышленной безопасности.
Ростехнадзор разъясняет: Порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО
В ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» на опасных производственных объектах (ОПО) эксплуатируют подъемные сооружения (ПС), перечисленные в п.
148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНПпоПС), утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г.
№ 533, — не подлежащие учету в органах Ростехнадзора (мостовые краны до 10 т), — и с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, на которые требования ФНП по ПС не распространяются.
В соответствии с п. 264 ФНП по ПС не подлежащие учету в органах Ростехнадзора ПС экспертизе промышленной безопасности не подлежат. Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также пп.
6 и 32 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» обязывают проводить экспертизу промышленной безопасности в отношении технических устройств, эксплуатируемых на ОПО, после окончания нормативного срока эксплуатации с внесением заключений данной экспертизы в реестр территориальным органом Ростехнадзора.
Прошу разъяснить порядок продления срока безопасной эксплуатации ПС, нерегистрируемых в органах Ростехнадзора, а также ПС с ручным приводом грузоподъемностью до 20 т, эксплуатируемых на ОПО, в связи с отказом местного территориального органа Ростехнадзора во внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, выданных экспертной организацией.
Н.Н. Миненко, зам. руководителя отдела технического надзора ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»
На вопрос читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.
С 7 марта 2014 г. на территории Российской Федерации действуют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992.
В соответствии с требованиями п. 264 ФНП по ПС экспертизу промышленной безопасности проводят только для подъемных сооружений (ПС), которые подлежат учету. Подъемные сооружения, перечисленные в п. 148 ФНП по ПС и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.
Пунктом 3 ФНП по ПС определены ПС, на которые распространяются указанные федеральные нормы и правила.
При этом эксплуатацию ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляют в соответствии с требованиями действующего на территории Российской Федерации Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823, и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС.
Кроме того, по вопросам эксплуатации ПС, не подлежащих учету, применяют требования ФНП по ПС, если такие требования по эксплуатации ПС не установлены в ТР ТС 010/2011 и в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (например, требования по монтажу, наладке, обслуживанию, ремонту ПС и т.п.).Продление срока службы ПС, не подлежащего учету, осуществляют также в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации (техническое диагностирование, техническое освидетельствование и т.п.).
Одновременно Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора информирует, что объекты, на которых эксплуатируют ПС, не подлежащие учету в Ростехнадзоре, при отсутствии каких-либо других признаков опасности не подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (п. 146 ФНП по ПС) и, следовательно, не являются опасными производственными объектами.
Документы:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Регистрация ГПМ в Ростехнадзоре
Грузоподъемные механизмы (далее – ГПМ, ПС), перечисленные в п. 3 федеральных норм и правил «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», подлежат учету в органах Ростехнадзора. Исключения составляют ГПМ, указанные в п. 148 ФНП.
Регистрация ПС в Ростехнадзоре предполагает две последовательные процедуры (очередность лучше уточнить в вашем территориальном управлении ФСЭТАН):
1. Постановка на учет в качестве технических устройств.
2. Регистрация в качестве ОПО с присвоением класса опасности.
Согласно п. 146 ФНП по ПС, регистрации подлежат только те ОПО, на которых используются ГПМ, подлежащие учету в Ростехнадзора как технические устройства.
Какие ГПМ подлежат учету в Ростехнадзоре
Нужно ли вам регистрировать ГПМ? Ответ на этот вопрос можно найти самостоятельно. Следует изучить п. 3-4 и п. 148 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).
[2]Ниже в таблице дан перечень основных типов ГПМ и указана необходимость их регистрации в Ростехнадзоре.
Как зарегистрировать ГПМ в Ростехнадзоре
Постановка ГПМ на учет в качестве технического устройства
Перед постановкой ГПМ на учет как технического устройства принимается первичное решение о пуске его в работу. Данный процесс регламентирован п. 138-144 ФНП по ПС.
После пуска в работу владелец ГПМ (эксплуатирующая организация) готовит пакет документов для постановки на учет. В Ростехнадзор подаются:
1. Заявление (единой формы нет, нужно запросить в территориальном управлении ФСЭТАН). Может включать в себя:
- Реквизиты владельца ГПМ.
- Сведения из паспорта ГПМ (зав. №, г/п, тип, марка, изготовитель, дата изготовления и т.д.).
- Сведения об назначении 3-х ответственных специалистов (с реквизитами протоколов об аттестации по промышленной безопасности).
- Сведения о наличии ППК.
- Реквизиты полиса обязательного страхования ОПО и т.д.
2. Документ, подтверждающий право владения ГПМ (договор купли-продажи, аренды, лизинга и т.д.).
3. Оригинал паспорта ГПМ (по требованию Ростехнадзора).
4. Сертификат соответствия на ГПМ (по требованию Ростехнадзора).
5. Копии протоколов аттестации специалистов по промышленной безопасности (по требованию Ростехнадзора).
6. Копия полиса обязательного страхования ОПО (по требованию Ростехнадзора).
7. Юридические документы компании-заявителя (по требованию Ростехнадзора).
Специалист Ростехнадзора в течении 14 дней проверяет указанный выше пакет документов на комплектность, достоверность, правильность оформления и соответствие действующему законодательству в области промышленной безопасности.
[1]По итогам проверки принимается решения о постановке ГПМ на учет либо о возврате документов с замечаниями. При положительном решении ГПМ получает уникальный, состоящий только из цифр, регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО). Регистрационный номер не имеет срока действия. Он сопровождает ГПМ в течение всего периода его эксплуатации одной организацией.
Если владелец ГПМ меняется, то новая эксплуатирующая организация должна регистрировать его на себя, в том числе заново ставить на учет. При этом ГПМ присваивается новый регистрационный номер.
ГПМ подлежат снятию с учета в следующих случаях (п. 147 ФНП):
- при утилизации;
- при передаче другому владельцу;
- при переводе в разряд не подлежащих учету.
Обратите внимание: поставить ГПМ на учет (равно как и зарегистрировать его в качестве ОПО) может только юридическое лицо или ИП. Документы от физических лиц Ростехнадзор не принимает.
Регистрация ГПМ в качестве ОПО
Второй частью процедуры является регистрация ГПМ как опасного производственного объекта (ОПО) с присвоением IV класса опасности. О том, что для объектов с ГПМ нужна регистрация ОПО, говорят Приложения №1 и №2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ.
Организация, эксплуатирующая (именно эксплуатирующая) ГПМ, подает в Ростехнадзор пакет следующих документов:
удалено.
(кликните для воспроизведения). |
Источник: https://bibirev.ru/federalnye-normy-i-pravila-podemnye-sooruzheniya-gruzopodemnye-mehanizmy-ekspluatiruem-v-ramkah-za/