Неправомерные действия правообладателей земельных участков
Что такое земли общего пользования и что грозит за самовольный захват этих территорий?
Почему земли, владение которыми проходит в режиме общего пользования, возбуждают так много юридических, практических и фактических нюансов в сфере правовых отношений в границах Земельного Кодекса? Попробуем разобраться, какие территориальные зоны могут причисляться к категории ЗОП, какие существуют правила распоряжения ими для всех граждан и как избежать проблем и нарушений собственных прав в делах, касающихся ЗОП?
Что такое ЗОП?
По ассоциации, земли общего пользования (далее – ЗОП) – это те территории, которые принадлежат всем гражданам, как социальные пространства, это территории, которые не имеют частного собственника и не могут его иметь (разве что государство и является этим собственником).
Согласно тому, как эти земли определяют Земельный и Градостроительный Кодексы Российской Федерации, земли общего пользования – это участки и территории, которые используются в качестве путей сообщения (сюда входят дорожные участки, улицы, мостовые, пешеходные территории), в качестве зон отдыха (к примеру, парки, детские площадки, скверы и бульвары), а также зоны для промышленных нужд общественности (свалки, полигоны, территории для переработки мусора).
Согласно закону на ЗОП разрешено возводить капитальные постройки, а также некапитальное строительство. Но при этом строительство должно соответствовать целевому назначению зон ЗОП. Разберемся подробнее в нюансах, связанных с землями, предназначенными для общего пользования.
Земельный кодекс касательно общих территорий
Этот тип землепользования, как и любой существующий, упомянут в Земельном Кодексе Российской Федерации, так как именно он регулирует и регламентирует все вопросы, связанные с использованием земельных ресурсов нашей страны.
В статье №85 ЗК РФ упоминаются ЗОП.
Согласно этой статье земли общественного пользования могут входить в состав различных территориальных зон, но ни в каком случае не подлежат приватизации. Также по этой статье к ЗОП причисляются площади, улицы и проезды, автодороги и трассы, территории набережных, бульваров, водные объекты и пляжи.
Нарушения пользования ЗОП регулирует статья 7.1 глава 7 КоАП РФ. Под нарушением в ней подразумевается самовольный захват земель общего пользования. Об этом далее.
Самовольный захват ЗОП – чем грозит?
Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.
Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.
Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».
По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.
Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.
Этими органами государственной службы являются следующие:
- Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
- Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
- Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
Примеры самозахвата
Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.
Сосед захватил часть дороги, поставив гараж
Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.
Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.
Незаконная установка забора на ЗОП
На сайте Росреестра предоставлена информация о деятельности организации и их борьбе с правонарушениями.
На их сайте можно найти много примеров незаконного обращения с ЗОП.
Один из них заключался в том, что в Оренбургской области мужчина обнес свой земельный участок забором, захватив часть дороги, из-за чего движение по ней стало затруднительным.
Хозяин участка может либо выплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо получить право на расширение участка, чтобы избежать сноса забора.
Такой поступок является правонарушением, так как по ЗК РФ, огораживая свой земельный участок, владелец должен сделать отступ перед проезжей частью, в противном случае, дверь/калитка должна открываться в сторону участка, а не на дорогу. Выносить же забор за пределы ЗУ – противозаконно.
Незаконное строение
Если положение гаража на участке не регламентировано, то хозяйственные постройки некапитального типа и капитальные строения обложены правилами расположения их на участке, постройка дома вообще требует разрешения на строительство.
Именно поэтому строение вне участка, находящегося не в личной собственности, а на ЗОП является существенным правонарушением. Поэтому, когда сосед решил возвести посреди дороги сарай – это повод обратиться за проверкой.
Перегородили дорогу, нет доступа на земельный участок
Дорога и подступ к дому – общественная зона, преграждение пути по ней чем угодно – гаражом, забором, собачьей будкой или сараем – это незаконно.
Самозахват жилого помещения и участка общедолевой собственности
Перед тем, как рассмотреть такой пример, ознакомимся с понятием общедолевой собственности. Этот вопрос регулирует уже Жилищный Кодекс Российской Федерации, статьи 37 и 162.
По ЖК РФ, общедолевая собственность – это такие места общего пользования (имущество в том числе), которые принадлежат собственникам помещений многоквартирного дома, при условии что доля общедолевой собственности пропорциональна площади квартиры собственника, а также при условии, что выдел и отказ от этих долей запрещен по закону.
Что касается состава общедолевого имущества, то к нему можно отнести:
- помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном;
- территории крыш;
- ограждающие ненесущие и несущие конструкции многоквартирного;
- земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
Так вот, что касается примера, то в практике часто случается, когда один из жильцов производит захват общего имущества в многоквартирном доме.
Например, сосед самовольно захватил колясочную и, установив стену, включил ее в площадь своей квартиры. Это произошло без сбора подписей соседей, а также без получения на то разрешения. Такое случается часто, в большинстве случаев – безнаказанно.
Куда обращаться и жаловаться, при неправомерных действиях правообладателей земельных участков?
Что же делать в том случае, если были замечены, непосредственно коснулись или мешают жить совершенные неправомерное действия по отношению к ЗОП, и какие органы контролируют процесс правосудия относительно таких нарушений. Начнем с того, что саму ситуацию, согласно Земельному Кодексу РФ, должны держать под контролем следующие органы и лица:
- Госземконтроль (это уполномоченный государственный орган).
- ОМС или Земельный контроль муниципалитета (он должен быть уполномоченным ОМС).
- Органы, которые осуществляют территориальное общественное самоуправление, либо иные объединение/организации, носящие общественный характер, и Земельный контроль общественного направления (куда входят гражданские лица, заинтересованные в проблеме).
- Субъекты землепользования, к которым причисляются владельцы, собственники, пользователи, арендаторы (в период выполнения ими хозяйственной деятельности). Иными словами – Земельный контроль производственного направления.
По законодательству, основываясь на постановлении Правительства РФ №689 от 15 ноября 2006 «О земельном государственном контроле», чтобы обратиться в связи с нарушением пользования землями общего пользования, нужно лишь подать обращение, либо жалобу от юридического или физического лица в Управление Росреестра.
Это заявление/обращение будет являться основанием для начала проверки указанного участка, на котором произведены нарушения, касающиеся землепользования.
Как писать заявление, как предоставить доказательства?
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра, заявление можно подать несколькими разными способами:
- В офисах Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого необходимо узнать на сайте о расположении офисов и их приемных часах.
- Почтовым отправлением. Документ можно отправить в главный офис, либо в территориальное отделение, адреса которых также можно легко найти на сайте.
- В МногоФункциональных Центрах.
- Заказать выездное обслуживание. Услуга на безвозмездной основе пока что предоставляется лишь ветеранам войн и инвалидам 1 и 2 групп.
- В электронном виде через личный кабинет на сайте Росреестра.
Воспользовавшись одним из указанных способов, необходимо заполнить заявление по указанной форме, которую также взять на сайте Росреестра. Доказательствами считаются фото/видеоматериалы, которые необходимо приложить к заполненному заявлению.
Незаконный захват участка в СНТ
Заселение до получения надела в аренду, без права пользования им или вообще заселение на чужой/бесхозный участок – такие могут возникнуть проблемы в садовых товариществах.
Также в СНТ существуют пожарные водоемы или, например, общественные колодцы – обнесение их забором без возможности пользоваться ими у членов СНТ – это неправомерное действие, за которым следует юридическая ответственность.
Захламление общих территорий
Когда ЗОП используются в качестве свалки, это незаконно по нескольким причинам. Во-первых, такие свалки могут служить преградой для использования ЗОП по назначению.
А во-вторых, свалки – это достаточно вредные территории, и, если они находятся в местах, для них не предназначенных, это может обернуться вредом здоровью граждан и экологии.
В захламлении сложно искать виновное лицо, так как к нему могут быть причастны многие граждане.
Как оформить в собственность (приватизировать) участок ЗОП?
Для этого до того, как начать им распоряжаться, необходимо подать ходатайство на получение права расширения участка и приватизации ЗОП. Этот процесс имеет нюансы, так как получение разрешения зависит от того, какое имеет предназначение желаемая зона.
Незаконное выделение и регистрация земельного участка в СНТ
Все участки СНТ для регистрации их на владельца должны быть приватизированы, оформлены в управлении СНТ.
Этапы для получения участка проходят через государственные организации, но если случилось так, что это было сделано незаконно, соседи и члены садового товарищества могут смело оформлять коллективную жалобу или одиночные заявления в Управление Росреестра.
Для того, чтобы пользование ЗОП не причиняло неудобств гражданам, необходимо знать о правилах пользования ими и правах на эти территории, которые принадлежат самим гражданам.
Источник: https://georeestr.com/registratsiya-obektov/zemli-obshhego-polzovaniya.html
Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья акутальна на: Февраль 2020 г.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • общую характеристику и классификацию оснований прекращения прав на земельные участки;
- • порядок добровольного отказа от прав на землю;
- • основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- • случаи отчуждения земельных участков, которые не могут принадлежать лицу на праве собственности;
- • условия и порядок конфискации и реквизиции земельных участков;
- • условия и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки за ненадлежащее использование;
уметь
- • правильно определять вид юридического факта как основания прекращения прав на земельный участок;
- • грамотно применять нормы земельного, гражданского и других отраслей законодательства в случаях прекращения прав на земельный участок;
владеть навыками
• анализа и квалификации ситуаций, возникающих в сфере прекращения прав на земельный участок.
Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки
Прекращение прав на земельные участки представляет собой утрату правообладателем земельного участка всех принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению данным земельным участком вследствие наступления событий или совершения действий, предусмотренных законодательством.
Прекращение права собственности на земельный участок включает в себя передачу земельного участка и переход соответствующих правомочий другому лицу.
Прекращение иных прав на земельные участки влечет возврат земельного участка собственнику и утрату правомочий по владению и пользованию данным земельным участком.
Общие основания прекращения права собственности на имущество установлены в ст. 235 ГК РФ, а в отношении земельных участков конкретизированы ЗК РФ в ст. 44.
В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, а также в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством [1] .
Таким образом, право собственности на земельный участок может прекращаться либо на основании добровольного волеизъявления собственника, либо в силу принудительного изъятия земельного участка по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Необходимо при этом отметить, что Конституция РФ закрепляет принцип неприкосновенности собственности. Согласно ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Пункт 2 ст.
235 ГК РФ также устанавливает, что принудительное изъятие у собственника имущества возможно только по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
По критерию волеизъявления правообладателей земельных участков все основания прекращения нрава собственности и других прав на земельные участки можно подразделить на добровольные и принудительные (не связанные с волеизъявлением собственника).
К добровольным основаниям прекращения прав на земельные участки относятся следующие основания:
- – отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам путем совершения сделок отчуждения, предусмотренных ГК РФ, – купли-продажи, мены, дарения, ренты с учетом предусмотренных земельным законодательством особенностей и ограничений их оборотоспособности;
- – отказ собственника от права собственности на земельный участок. В ЗК РФ предусмотрен также и отказ от права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения.
Принудительные основания прекращения прав на земельные участки перечислены в п. 2 ст. 235 ГК РФ. Их можно подразделить на две группы:
- 1) не связанные с неправомерными действиями правообладателей земельных участков;
- 2) связанные с неправомерными действиями правообладателей земельных участков, которые, по существу, являются санкциями за совершенные земельные правонарушения.
Первая группа включает следующие основания из предусмотренных п. 2 ст. 235 ГК РФ:
- – обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ);
- – отчуждение земельных участков, которые в силу закона не могут принадлежать данному лицу;
- – изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- – реквизиция земельных участков.
Ко второй группе относятся следующие основания:
- – конфискация;
- – принудительное прекращение прав на земельный участок за ненадлежащее использование земельного участка.
Порядок прекращения прав на земельные участки но отдельным основаниям рассматриваются в следующих параграфах.
Основания прекращения права собственности на землю
Регулирование прекращения права собственности на земельный участок занимает особое место в земельном праве. Нормы о прекращении Права собственности на землю основаны на общих положениях о владении, пользовании, распоряжении, гарантиях и защите права собственности.
Правовые отношения в данном случае опираются на общие нормы конституционного и гражданского законодательства. Так, ст. 35 Конституции РФ установила, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей же 209 ГК РФ определено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом Интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Крутников А.С. Прекращение права собственности // Вестник ВАС РФ № 9, 1993, С. 107.Это важно знать: Раздел ипотечной квартиры с материнским капиталом
Земельным кодексом РФ определена правовая специфика прекращения права собственностиЗемельный кодекс рф. Глава 7. Прежде всего она связана с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и общественных нужд.
Право собственности на земельный участок прекращается на следующих основанияхземельный кодекс рф. Ст. 44 :
- — при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
- — при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
- — в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Земельный кодекс следует общим основаниям прекращения права собственности, предусмотренным ст.
235 ГК РФ, согласно которой право собственности прекращается при: а) отчуждении собственником своего имущества другим лицам; б) отказе собственника от права собственности; в) гибели или уничтожении имущества; г) при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Егоров Н.Д., Елисеев И.В. Гражданское право. — М.: «Проспект Велби». 2002. С. 23
Отчуждение собственником земельного участка осуществляется на основании сделки, когда собственник земельного участка осуществляет его продажу на основании договора купли-продажи (или продажи) или иных договоров.
Отчуждение земельного участка может наступить также в связи с исполнением и иных договоров, объектом которых являются земельные участки, например при обращении взыскания на земельный участок по договору ипотеки, в связи с неисполнением основного обязательства.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Таким образом, собственник, отказавшийся от земельного участка, отвечает за его содержание, обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности иному лицу Он же, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка (если иное не предусмотрено законом или договором) Гражданский кодекс рф. Ст. 210. Поскольку риск случайной гибели или случайного повреждения имущества также несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, это положение настолько, насколько его можно распространить на земельные участки, также действует и для собственника земельного участка.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отчуждаются в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом заключение договоров купли-продажи таких земельных участков осуществляется преимущественно на торгах (см. ст. 38 Ж РФ).Принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся гражданский кодекс рф. Ст. 235:
- 1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам;
- 2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;
- 3) реквизиция земельного участка;
- 4) конфискация земельного участка;
- 5) невозможность выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе на основании ст. 252 ГК РФ;
- 6) признание на основании решения суда права собственности на земельный участок за собственником недвижимости, согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами;
- 7) выкуп земельного участка для государственных и общественных нужд. Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
- — выполнением международных обязательств Российской Федерации;
- — размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
- — иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. Список оснований изъятия (выкупа) земельного участка является открытым, однако в качестве основных случаев названы два. При этом под выполнением международных обязательств следует понимать обязательства, взятые на себя Российской Федерацией подписанием международных договоров (п. б) ч. 1 ст. 49 ЗК РФ). Вторым основным случаем определено размещение объектов государственного или муниципального значения. То, что объекты должны быть государственного или муниципального значения, означает, что они размещаются не в интересах частных лиц (граждан или юридических лиц), а в интересах публичных, но их строительство может быть произведено силами коммерческих организаций. Под данное основание подпадает и выкуп земельных участков под застройку на землях поселений, в соответствии с планом развития поселения, предусмотренным ч. 2 ст. 49 ЗК РФ;
- 8) изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Алексеев С.С. Право собственности: проблемы теории. — М.: «Норма». 2003. С. 25
Установлен особый случай прекращения права собственности в том случае, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок Гражданский кодекс рф. Ст. 238.
Это положение может распространяться и на прекращение права собственности на земельные участки. В частности, при истребовании участка из чужого незаконного владения и, что может быть частным случаем этого, когда гражданином или юридическим лицом был приобретен земельный участок из земель, изъятых на основании ЗК РФ из оборота.
При этом в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные данной статьей сроки, земельный участок, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
Обращение в государственную собственность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании положений о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд с возмещением его стоимости и других убытков в Порядке, установленном Земельным кодексом и ст. 306 Гражданского кодекса РФ.
Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.
Указанное правило соответственно применяется при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество. Басин Ю.Г. Избранные труды по гражданскому праву. — спб.: «Юридический центр Пресс». 1999. С. 252
Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Источник: https://tvoizakon.ru/osnovanija-prekrashhenija-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/
Административная ответственность за земельные правонарушения — Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края
Право земельной собственности особенно эффективно охраняется государством. Устанавливается административная ответственность за земельные правонарушения в виде штрафов и арестов. В этой статье будут разобраны некоторые положения Административного и Земельного кодексов.
О понятии административной ответственности
Административная ответственность за земельные правонарушения выражается во множестве видов и форм. Зависит здесь все от объекта посягательства и степени тяжести нарушения закона.
Что вообще является ответственностью административного типа? Юридические специалисты говорят об одной из форм государственного принуждения.
Представленный институт имеет довольно большое значение для прав и свобод личности, государства и общества.
Как можно определить земельные правонарушения? В российском Земельном кодексе говорится о незаконных действиях в области использования и охраны земель.Под охраной земель понимается защита почв от селей, эрозии, заболачивания, загрязнения и т.д.
Нерациональное использование земельных участков или полное отсутствие их охраны как раз ведет к административной ответственности за земельные правонарушения.
О нарушении земельного законодательства
Административная ответственность за нарушение Земельного кодекса устанавливается российскими властями в качестве своеобразной меры, которая применяется для пресечения различных нарушений закона в рассматриваемой области. Если взглянуть на положения Земельного кодекса, то становится ясно, за какие группы проступков может наступать ответственность административного типа. Вот что стоит здесь выделить:
- посягательство на участок, являющийся природным или хозяйственным объектом;
- нарушение требований или правил, в соответствии с которыми участки должны использоваться;
- нарушение гражданских правоотношений, касающихся земельных участков;
- грубые нарушения порядка работы с участками и управлением землей — в виде несвоевременного рассмотрения заявлений или полного их не рассмотрения, нарушения порядка регистрации участков, нецелевого использования земель и т.д.
Достаточно часто административная ответственность за земельные правонарушения возлагается не на конкретных граждан, а на целые юридические лица. Но в этом случае сотрудникам обвиняемой организации не стоит расслабляться: на них также могут быть возложены санкции, но уже дисциплинарные.
Об участниках и объектах земельных правоотношений
Прежде чем перейти к подробному разбору конкретных правонарушений, санкции за которые регламентированы Административным кодексом, стоит обратить внимание на субъекты и объекты отношений в рассматриваемой области.
Согласно статье 5 российского Земельного кодекса (ЗК РФ), участниками правоотношений являются как сами российские граждане, так и юридические лица — в том числе регионы РФ и различные муниципальные образования.
Вот кого можно называть субъектом:
- землепользователи — лица, владеющие землей на основе постоянного или безвозмездного пользования;
- собственники земли — лица, в чье имущество входят земельные участки;
- землевладельцы — лица, наследующие земельные владения;
- обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования той или иной земельной территорией.
Здесь же стоит выделить арендаторов и правообладателей земли, которые также являются субъектами отношений в рассматриваемой области. Объектами же, как ни сложно догадаться, являются сами земельные участки или их части.
О правах и обязанностях собственников земли
Необходимо также обратить внимание на законные обязанности и полномочия субъектов земельных правоотношений. Вот на что имеет право собственник земли:
- возведение производственных, жилых, культурных или прочих объектов на своей территории;
- использование земли для собственных нужд в установленном законом порядке;
- законная реализация оросительных, мелиоративных, осушительных и прочих работ с землей;
- осуществление посевов и посадки различных растительных культур.
А какими обязанностями обладает собственник земли? Здесь стоит обратить внимание на статью 42 ЗК РФ, в которой даются указания:
- на реализацию своевременных платежей за пользование землей;
- на осуществление мероприятий по охране земельных участков;
- на использование земли в строгом соответствии с установленными целями;
- на охрану земли от деградации, истощения, порчи, загрязнения и т.д.
Неисполнение представленных обязанностей повлечет за собой установление административно-правовой ответственности за земельные правонарушения.
Виды санкций за земельные правонарушения
Предупреждение является минимальной санкцией. По сути, должностное лицо просто информирует виновного о несоблюдении закона. Выносится требование прекратить нарушение действующих в России норм. Штраф же является куда более строгой и серьезной мерой. На виновное лицо по решению суда (мирового судьи или районной инстанции) возлагается определенное денежное взыскание.
О нарушении границ
Большая часть правонарушений в области земельной собственности закреплена в главе 7 КоАП. Так, стоит обратить внимание на статью 7.
1, в которой говорится о самовольном занятии земельной территории и использовании этой территории без оформления соответствующих документов. Такое правонарушение имеет даже официальное название — «нарушение межевых границ».
При этом человек может преступать закон как намеренно, так и совершенно случайно. Согласно статье 7.2, за нарушение межевых границ на гражданина возлагается штраф или предупреждение.
Незаконное использование земельных фондов
В статье 7.8 КоАП РФ закреплена ответственность за самовольное использование или занятие той или иной земельной территории, в том числе полосы водного объекта, зоны санитарной охраны или водоохранной области.
Подобное правонарушение, как не сложно догадаться, несет куда более серьезный характер, чем простое нарушение межевых границ. В статье 7.9 зафиксировано похожее нарушение, но уже связанное с занятием лесного фонда или лесного участка.
Если же здесь имела место быть раскорчевка деревьев, возведение крупных построек или несогласованная переработка древесины, то дело может дойти и до уголовных санкций.
При этом за не особо тяжкие нарушения границ лесных или водных фондов административная ответственность за земельные правонарушения будет относительно легкой, выражающейся в виде штрафов.
Нарушения в области охраны природы
Если в главе 7 КоАП РФ речь шла про нарушение границ и незаконное использование отдельных земельных территорий, то в главе 8 рассказывается про административную ответственность за земельные и экологические правонарушения.
В статье 8.8 похожее правонарушение регламентируется на водных участках, а в статьях 8.12 и 8.30 — в лесах и лесных фондах. В главе 10 КоАП РФ речь идет о привлечении к административной ответственности за земельные правонарушения в области сельского хозяйства, а именно за неправильную и вредную мелиорацию или ветеринарию земель.
Нарушения на транспорте
Надо отметить, что большинство земельных и экологических правонарушений совершается на транспортных средствах. Именно поэтому административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения подобного рода вынесена в отдельную главу.
Нарушение порядка установления земельных отношений
В главе 19 КоАП РФ рассказывается про административную ответственность за нарушения в области несвоевременной подачи заявлений, оформления различных документов, бумаг и т.д. Здесь же можно найти и ссылку на земельные правонарушения. Так, в статье 19.
9 КоАП РФ речь идет про нарушение сроков рассмотрения заявлений, в которых имеется прошение о предоставлении земельной территории или совокупности земельных участков.
Здесь в качестве меры наказания за административные земельные правонарушения предусмотрен административный штраф.Можно также выделить статью 19.21, в которой говорится о несоблюдении установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимую собственность.
Уголовная ответственность
В области земельного права существует множество преступлений. Все они зафиксированы в Уголовном кодексе РФ. Порча земли (ст. 254), отсутствие охраны участка, загрязнение — можно подумать, здесь зафиксированы все те же нормы, что и в КоАП.
Однако в УК РФ присутствует понятие отягчающих обстоятельств.
Так, если конкретное нарушение права повлекло за собой чрезвычайную ситуацию или целое экологическое бедствие, то санкции на виновное лицо будут возлагаться в соответствии с нормами уголовного права.
Источник:
Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Источник: https://abmrsk.ru/zhilishhnoe-pravo/administrativnaya-otvetstvennost-za-zemelnye-pravonarusheniya.html
Принудительное прекращение права собственности на земельный участок в 2019 году, основания, порядок прекращение прав на землю, бессрочное пользование | Земельный эксперт
В основном государственном нормативном акте – Конституции РФ, оговорено следующее условие: осуществить такую процедуру как лишение прав собственности можно только на основании судебного решения, что применимо по отношению к любому владельцу имущества.
Данное правило касается и земель, причем, вне зависимости от их целевого назначения. В земельном законодательстве оговорены основания не только принудительного прекращения права собственности на земельный участок. Прекращено может быть и право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования. Основания для этого установлены следующие:
- Передача в судебном порядке права на землю собственнику строения, расположенного на данной территории, если иное решение не возможно.
- Лишение права на землю, если по закону гражданин не может быть ее собственником.
- Невыполнение обязательств.
- Изъятие надела, владение которым обусловлено правом бессрочного/постоянного пользования или пожизненного наследования для нужд регионального или государственного направления.
- Совершение неправомерных действий, в частности:
- нарушение норм эксплуатации, которые установлены для категории конкретного участка и его предназначения;
- манипуляции с плодородным почвенным слоем – его снятие и перемещение;
- игнорирование в течение трех лет целевого назначения площади, и использование ее в направлениях, не связанных с сельским хозяйством, строительством или другим видом работ. Срок может быть изменен ФЗ, также он не относится к наделам, которые невозможно эксплуатировать из-за природных воздействий стихийного характера или других подобных обстоятельств;
- неправильное использование, что негативно сказывается на способности земли удовлетворять потребности растений и обеспечивать их нормальный рост и созревание;
- нарушение специального режима эксплуатации территорий, прилегающих к морю, реке, хранилищу и другому водному объекту;
- несоблюдение правил использования, перевозки, хранения ядовитых веществ, удобрений и прочих средств химического или биологического происхождения, приведшее к нанесению вреда почве, животным или человеку;
- отсутствие мер по борьбе с разрушением почвенного слоя вследствие воздействия стихий;
- систематическая неуплата установленных налогов и сборов.
Принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется на определенных условиях и в порядке, оговоренном в нормах ст. 282-286 ГК РФ.
Изъятие надела влечет за собой передачу права собственности другим лицам.
В случае взыскания по обязательствам участок передается гражданину или организации, в пользу которых он изымался, или продается, а обязательства возмещаются за счет этих средств.
При совершении неправомерных действий владельцем или при наличии особой необходимости в данном земельном участке, он становится государственной либо муниципальной собственностью.
Способы принудительного прекращения прав
Существует определенная классификация прекращения прав на участок, осуществляемого в порядке принуждения. Основные способы данной процедуры и их общие характеристики:
- Выкуп. В ГК оговорено, что изъятие земли у собственника для государственных или муниципальных нужд должно производиться на условиях равного по ценности или заблаговременного возмещения стоимости участка. Владелец может не согласиться с обозначенным размером финансовой компенсации, другими условиями или непосредственно с самим решением. В этом случае официальный орган власти имеет право обратиться в суд в течение трех лет со дня уведомления собственника о принятом решении.
- Конфискация земли является правомерным действием в случае совершения собственником преступления.
- Принудительное прекращение прав на землю может иметь характер временной или постоянной меры, называемой реквизицией. Это действия государства, направленные на изъятие участка в чрезвычайной ситуации. Данная процедура может быть применена при наводнении, вспышке болезни и других подобных обстоятельствах. Свершившийся факт фиксируется в специальном документе. В случае отсутствия возможности возврата объекта выплачивается его стоимость или предлагается замена с аналогичной ценностью.
Порядок прекращения прав на земельный надел
Как и любое правомерное действие, принудительное прекращение права собственности на земельный участок, выполняется по правилам, оговоренным в ГК и ЗК. Процедура проходит в следующем порядке:
- Определение основания для осуществления соответствующих действий.
- Выявление собственника земельного участка посредством направления ответственными органами запросов в общий реестр, архивы и прочие инстанции. Еще один используемый метод – размещение информации о поиске на официальных порталах и щитах местного назначения. Если владелец не найден, суд, на основании заявления ответственного органа, признает право за государством на владение участком. Эта процедура проводится не менее чем за 60 дней до вынесения решения.
- Администрация муниципалитета либо другая организация, имеющая соответствующие права, принимает решение об изъятии участка. В течение 10 дней содержание документа доводится до сведения собственника и придается гласности: размещается на официальном ресурсе, отправляется в Российский реестр. Действует ограничение во времени: Решение имеет силу в течение трех лет.
- За 60 дней до следующей процедуры проводится экспертная оценка стоимости земли.
- Соглашение об изъятии направляется собственнику. Он может не подписывать его, но через 90 дней ответственный орган вправе подать заявление в суд. Завершение процедуры в этом случае пройдет на основании судебного решения.
Если лишение прав на частную собственность проходит не в связи с государственной или муниципальной необходимостью, владелец, совершивший правонарушение или не соблюдавший правила эксплуатации надела, заблаговременно уведомляется о причине.
В некоторых случаях назначается штраф, при его неуплате и игнорировании предупреждения официальный орган власти или управления на местах выносит соответствующее решение. Согласие собственника с действиями данных органов, оформленное в письменном виде, позволит выставить участок на аукцион.
В случае несогласия владельца с решением, дело направляется в суд.
Список документов
Для каждого отдельного случая применяется свой пакет документов. Общими являются:
- Заключение о состоянии участка.
- Уведомление собственника.
- Соглашение об изъятии надела.
- Письменное согласие собственника.
Также применяются следующие документы:
- Судебные приказы и исполнительные листы.
- Постановления уполномоченных органов и приставов.
- Соглашения или договоры на заем, уплату определенных сумм.
Последствия принудительного лишения собственности на землю
После того, как участок земли уже не будет принадлежать гражданину, он переходит в собственность других лиц, государственных органов или прочих претендентов. При этом бывший собственник не освобождается от уплаты наложенных на него штрафов за неправильную эксплуатацию площади, а в случае нанесения вреда почве – доведения ее до надлежащего состояния.
Постановление, вынесенное на основании документов и заявления ответственного органа, подлежит обжалованию. Иногда это помогает восстановить законное владение. Наделы, изъятые по реквизиции, подлежат возврату.
Пример по принудительному прекращению права на земельный участок
В марте текущего года был принят правовой документ о принудительном лишении гражданина Г. правом собственности на земельный участок, который необходим для строительства пешеходного моста.
Поскольку владельцем не было подписано обязательное для данной процедуры соглашение о выкупе, в суд подан иск на гражданина Г. Решение суда было принято в пользу ответчика. Оно основано на несоблюдении требований ГК, владелец участка должен быть уведомлен о данном факте.
Нарушение порядка изъятия стало причиной отказа в иске.
Заключение
Принудительное лишение права собственности на землю производится по правилам и в соответствии с порядком, установленными законом. Основные моменты процедуры:
- Принять такое решение может только суд.
- Для осуществления данных действий необходимы веские основания, правомерного характера.
- Возможно провести обжалование.
- Отклонение от порядка приведет к неудовлетворению иска, поданного органами власти.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права на надел
Вопрос: Добрый день, пишет вам Анастасия. Ответственные лица нашей городской администрации поставили меня в известность о том, что участок, находящийся в собственности будет изъят в связи с территориальной необходимостью – для строительства дороги. На основании чего может быть осуществлена такая процедура?
Ответ: Анастасия, ЗК предполагает соблюдение конкретных условий для проведения процедуры изъятия участка в связи с муниципальной или государственной необходимостью. Они оговорены в в п. 2 ст. 49 ЗК РФ. В частности, необходимость строительства автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (при отсутствии альтернативы).
Список законов
- Статья 49 ЗК РФ
- Статья 54 ЗК РФ
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prinuditelnoe-prekrashhenie-prav-na-zemlyu/