Культурное поведение в общественных местах
☀ Правила поведения в общественных ☀ местах для детей-перечень ☀
Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний, подростки – шумят, портят имущество, мусорят, а то и курят, сквернословят. Все это издержки как домашнего, так и школьного воспитания.
Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах
Эти дети просто не знают, что существуют правила поведения в общественных местах – и они должны их придерживаться.
Даже, если детям о них и известно – а в детском саду и в школе об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:
- культурные навыки – это основа жизни в обществе;
- воспитанному человеку проще наладить отношения с другими людьми;
- в конце концов, за нарушение правил поведения в общественных местах могут наказать их родителей, а для подростков с 14-ти лет наступает личная ответственность.Начинать обучение правилам поведения надо с первых лет
Обучение основам правильного поведения в обществе надо начинать первого года жизни – и это одна из ключевых задач родителей, аналогичная по важности интеллектуальному, духовному и физическому развитию.
Навыкам, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, надо обучать малыша так же, как и чистить зубы или завязывать шнурки.
Перечень правил поведения детей за пределами дома
Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:
Правила поведения, разработанные Минобразования РФ
- На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
- Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
- Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
- Беречь общественное и чужое имущество.
- Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
- Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
- Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.
Эти подростки злостно нарушают правила поведения
Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:
- Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
- Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
- Заниматься торговлей и перепродажей.
- Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
- Ездить на подножках общественного транспорта.
- Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
- Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.
Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу
Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.
Чему родители должны научить своего ребенка
Существует также целый ряд неформальных требований, с которыми родители должны ознакомить своего ребенка буквально в первый выход в любое общественное место.
Например, при посещении зоопарка надо малышу объяснить, что нельзя лезть к клеткам животных, бросать что-либо в них, дразнить и шуметь, чтобы не напугать и не мешать другим людям.
Перед посещением театра надо объяснить детям, как положено себя вести
Также ребенка надо научить, как надо вести себя в театре, в кино и пояснить, почему правила поведения в этих общественных местах отличаются.
Дети должны понимать, почему воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма. Детей интересует, почему в театре нельзя кушать и пить во время спектакля, а в кино можно купить попкорн и взять напиток.
В музеях и на выставках нельзя трогать экспонаты, надо слушать экскурсовода и не мешать другим посетителям.
Дети должны уступать место пожилым людям
Правила поведения в общественном транспорте включают несколько аспектов. Во-первых, это элементарная вежливость.
Ребенка надо научить, что принято пропускать вперед при входе женщин и пожилых людей, уступать им место, нельзя расталкивать пассажиров локтями. Во-вторых, воспитанный человек обязательно оплачивает проезд. Третье требование – не сорить в салоне, не загрязнять его надписями.
В транспорте не надо громко смеяться, разговаривать, включать музыку, любым способом отвлекать водителя от дороги.Найчите малыша пользоваться носовичком и салфетками
Другие требования к поведению в обществе включают такие моменты:
- При кашле и чихании принято прикрывать рот.
- Пользоваться носовым платком при насморке.
- Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
- Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
- Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.
Обучение вежливости
Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.
Когда родители просят ребенка и при этом сами говорят слова вежливости, то малышом это будет восприниматься как норма и специально учить его не будет необходимости.
Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:
- спасибо;
- благодарю;
- пожалуйста;
- прошу;
- извините;
- здравствуйте и до свиданья;
- спокойной ночи;
- доброе утро;
- разрешите;
- будьте добры;
- будьте здоровы;
- приятного аппетита;
- приятно познакомиться;
- можно вам помочь;
- мне очень жаль;
- угощайтесь и другие.
Другие правила поведения
Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» — плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики).
Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.
К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.
Нельзя кричать на улице и в общественных местах
Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:
- стучаться перед тем, как открывать двери;
- не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
- не перебивать, когда кто-то говорит;
- не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.
Поведение за столом
Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.
Обучение можно проводить в игровой форме
Надо:
- мыть руки перед едой;
- уметь пользоваться столовыми приборами;
- пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
- брать адекватную порцию;
- благодарить за трапезу.
Нельзя:
- чавкать, кушать с открытым ртом;
- говорить с полным ртом;
- баловаться за столом;
- ковыряться во рту;
- критиковать блюда;
- плеваться за столом.
Личный пример
Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.
Личный пример — лучший способ обучения
Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.
Большое влияние на детей, особенно подростков, оказывают сверстники, компания, в которой они проводят свободное время. Если Вы считаете, что ребенок попал в неподходящую компанию, руганью не обойтись.
Наиболее эффективный путь, как отвернуть подростков от нежелательных друзей – показать им сбоку, как некрасиво и непрезентабельно они смотрятся в обществе, объяснить, почему они находят осуждение у других людей, и какое это будет иметь влияние на всю их последующую жизнь.
С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах, как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.
Источник: https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/pravila-povedeniya-v-obshhestvennyh-mestah-dlya-detej.html
Правила и культура поведения в общественных местах: нормы этикета, беседы, как надо себя вести
Корректные поступки в обществе позволяют нам чувствовать себя вежливым, культурным человеком. Соблюдение общепринятых норм значительно облегчает жизнь, создает хорошее впечатление о каждом из нас.
Знание правил этикета позволяет избежать неловкостей и недоразумений при стандартных ситуациях.
Правила поведения в общественных местах устанавливают четкие рамки и позволяют отлично чувствовать себя в окружении людей каждому из нас.
Зачем нужны правила поведения?
Наличие установленных норм является отличным регулятором отношений между людьми. Стандартные правила позволяют исключить ежедневные конфликты и непонимание между участниками, свести ссоры и сложные ситуации к минимуму. О том, зачем нужны правила поведения и как важны в современном обществе, мы поговорим ниже.
Вложенные в нас с детства основы и культура поведения в общественных местах отлично помогают в жизни каждому человеку. Часто мы не задумываемся, как правильно поступить в определенных ситуациях. Все действия и шаги выполняются автоматически, по привычной не только для нас, но и для других участников, схеме. Без существования этих норм функционирование здорового общества невозможно.
Этикет поведения в общественных местах
Для каждой ячейки общества этикет и культура поведения в общественных местах устанавливает свои правила, и соблюдение этих норм может многое рассказать о человеке и обществе в целом.
Вести себя в общественных местах принято естественно, проявляя чуткость к окружающим и оказывая им посильную заботу.
Однако не только это важно соблюдать в обществе, для каждого места есть определенный свод правил, выработанный веками.
На улице
Бумажки, фантики от конфет и разный мусор нельзя просто выбрасывать на улице, для этого нужно найти ближайшую урну. Если таковой по пути не оказалось, можно мусор убрать в карман и выбросить дома.
При прогулке по улице надо держаться таким образом, чтобы не задеть и не толкнуть идущих навстречу прохожих. Идя с компанией по дорожке или парку, необходимо держаться свободно и быть готовым в любое время пропустить встречного пешехода. Случайно задев кого-то, принято немедленно извиняться.
Неожиданно встретив на улице старого знакомого и остановившись поговорить с ним, не стоит стоять посреди тротуара или загораживать проход в магазин. Если вашим спутникам этот человек не знаком и беседы с ним не интересны, лучше обменяться телефонами или назначить личную встречу в удобное для вас время.
Громкую беседу и выяснение отношений правила поведения в общественных местах не предусматривают. Некрасиво переговариваться и с собеседником, выглядывающим из окна верхнего этажа.
Здороваться со знакомыми принято всегда, даже если вы уже виделись и общались. Здороваясь, женщина слегка кивает, а мужчина приподнимает шляпу или кепку. Однако в зимнее время это делать не обязательно. Здороваться, держа сигарету в зубах или руки в карманах, также не допустимо.
! Каково содержание важнейших признаков правового государства
В общественном транспорте
Жители крупных городов и мегаполисов значительное время своей жизни проводят в общественном транспорте. Особенности поведения в транспорте направлены на исключение неудобств для пассажиров разного возраста. Здесь действует определенный свод правил:
- В заполненном транспорте, пробираясь к выходу, не принято расталкивать всех локтями.
- При перевозке багажа и крупных вещей стоит подумать об окружающих: убрать вещи с прохода или положить на пол.
- Не нужно занимать два сиденья, на одном из которых стоят громоздкие сумки. Их лучше убрать на колени или оставить около водителя.
- Наступив на ногу, а этого в переполненном городском транспорте избежать трудно, нужно вежливо извиниться.
- Не принято мешать другим пассажирам громкими разговорами с собеседником или по телефону.
- С попутчиками обращаются вежливо, почтительно и никогда не грубят.
- Мужчине солидного возраста или даме с тяжелыми сумками обязательно уступают место. Нельзя стоять в транспорте, предоставив своему ребенку сидячее место. Маленького малыша обычно берут себе на колени. Подрастающий мальчик спокойно постоит и рядом.
- Взбираться с ногами на сиденье любого транспорта детям также непозволительно.
- Держа ребенка на руках, внимательно следят за обувью малыша и стараются не запачкать окружающих.
- При приближении к остановке заблаговременно проходят к выходу, меняясь с другими пассажирами местами.
Правила поведения в общественном транспорте
В театре, кино, музее, библиотеке
Как надо вести себя в кинотеатре, музее и других культурных местах? Опоздания недопустимы и считаются проявлением неуважения к окружающим.
Совет! при планировании поездки в кино, театр, цирк стоит учитывать пробки, загруженность дорог и выйти из дома желательно раньше. Лучше дождаться начала премьеры в ближайшем кафе за чашечкой кофе, чем опоздать и чувствовать себя неуютно.
Если все-таки это произошло, добираться до своего места стоит очень аккуратно и тихо. При этом помните, что передвигаться нужно лицом к зрителю. Если опоздали другие, а вы уже сидите на своем месте, принято встать и пропустить их. Опоздавшие занимают свои места между концертными номерами или в перерывах между сценами.
При просмотре фильма или театральных действий принято сидеть тихо и не доставлять окружающим дискомфорт. Вертеться на месте, скрипеть стулом недопустимо, этим вы очень отвлекаете соседей и мешаете им. Если вы пришли в высоком головном уборе или шляпе с широкими полями, ее лучше снять и не загораживать обзор сидящим сзади.
Громкая беседа, активная жестикуляция руками недопустима ни в кинотеатре, ни в музее. При посещениях концерта не принято напевать вместе с исполнителем и отбивать такт ногами. Если вы пришли не одни, все разговоры и впечатления стоит отложить до антракта.
Есть и пить в концертном зале не принято. Недопустимо также шуршание бумажками, пакетами, упаковками от еды.
Приходя на концерт или выставку, телефон переводят на виброзвонок или отключают совсем. Если все-таки забыли это сделать, при неожиданном звонке стоит извиниться перед соседями и отключить телефон. На звонок в таких случаях не отвечают.
При посещении музея принято оставлять верхнюю одежду и крупные личные вещи в гардеробе. По залам передвигаются аккуратно, стараясь ничего не задеть и не разбить. Громкие разговоры и активные обсуждения экспонатов также недопустимы.
После окончания культурной программы не стоит торопиться к выходу. Вставать со своих мест принято только после окончания концерта.Правила поведения в общественных местах для школьников младшего возраста не предполагают посещение ими взрослых сеансов. Им будет непонятно действие на сцене, а излишняя активность может помешать окружающим.
Нормы поведения в общественных местах для самостоятельного образования, таких как библиотека, очень просты. При посещении библиотеки верхнюю одежду оставляют в гардеробе. В читальном зале соблюдается тихая, спокойная обстановка. Сотовый телефон переводится на режим вибрации, а для ответа на звонок необходимо выйти из зала.
С книгами обращаются очень бережно, не бросают их и не загибают нужную страницу. Открытые бутылки с водой, стакан с соком или кружку с чаем ставить на стол с книгами не рекомендуется во избежание их порчи.
! Что такое международное публичное и международное частное право
В кафе и ресторане
При входе в ресторан посетителей чаще всего встречает метрдотель и провожает к забронированному столику. При этом даме следует двигаться сразу за ним, а мужчина идет следом. Метрдотель помогает даме сесть, мужчина выбирает место самостоятельно.
В случаях, когда в ресторане метрдотель не предусмотрен, придерживаются следующей схемы:
- посетители находят сами свободный столик;
- мужчина идет первым и выбирает место, а дама держится за ним;
- партнер не только помогает снять даме верхнюю одежду, но и сам сдает ее в гардероб;
- партнер отодвигает стул и помогает сесть даме.
Места за столиком выбирают таким образом, чтобы официант легко мог подойти к сидящей даме и обслужить ее.
Правила поведения в ресторане
! Что такое право и организация социального обеспечения
Двери, лифты, лестницы
При входе в помещение мужчина пропускает женщину вперед. При передвижении людей разных возрастных категорий младшие уступают дорогу старшим. Если проходящие одного возраста и положения, вперед проходит тот, кто ближе всего к двери. Подчиненный всегда уступает дорогу своему начальнику.
При движении навстречу друг другу входящий всегда пропускает выходящего. Помещение, оборудованное двустворчатой дверью, позволяет создавать два потока.
В лифте принято здороваться даже с незнакомыми людьми. Если вы ближе всего стоите к кнопкам управления, стоит поинтересоваться у соседей, на какой этаж они направляются. Этикет поведения в нашей стране при передвижении на лифтах торговых центров, государственных учреждений и других крупных организаций не предусматривает приветствие незнакомцев.
Однако если рассматривать опыт зарубежных стран, где здороваться принято со всеми и в любых ситуациях, то и в нашем случае приветствие незнакомого человека станет отличным знаком вежливости.
При спуске с лестницы впереди идет мужчина, готовый всегда поддержать даму при неловком движении. При подъеме мужчина держится сзади. Однако если лестничная площадка не освещена и ступенек не видно, мужчина идет первый.
Сторона лестниц с перилами является преимущественной для детей, женщин и пожилых людей.
! Диспозитивная и императивная норма права это: что к ним относится
Поведение детей в общественных местах
Культура поведения в общественных местах закладывается с самого детства. Обучение детей элементарным основам вежливости должно происходить естественно, и начинать обучение необходимо уже с первых лет жизни ребенка.
Правила поведения в общественных местах для школьников и детей младшего возраста ничем не отличаются от взрослых:
- крик, шум в общественных местах запрещены;
- приветствуется соблюдение чистоты и порядка;
- требуется бережное отношение к общественному и чужому имуществу.
Внимание! Перед посещением любого многолюдного места с ребенком в первый раз предварительно стоит провести беседу. В ней подробно рассказать о том, как надо вести себя в многолюдных общественных местах, как действовать в тех или иных случаях, какие действия будут недопустимы.
: правила поведения в общественных местах
Строгое соблюдение правил и норм поведения не только значительно облегчает и упрощает общение между незнакомыми людьми, но и позволит стать обществу зрелым, сформировать индивидуальные принципы поведения с мощными многовековыми традициями.
Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/pravila-povedeniya-v-obshhestvennyh-mestah.html
Учим детей культуре поведения в общественных местах
Мы живем в обществе, поэтому должны уважительно относиться к окружающим нас людям, ожидая такого же отношения к себе. Чтобы нам, родителям, не приходилось все время извиняться за ребенка перед окружающими, стоит научить его правилам поведения в местах, где есть посторонние люди, которые не обязаны думать только о его комфорте и желаниях.
В любом общественном месте, будь то улица, кино, больница или детский сад, ребенок будет вести себя иначе, нежели дома. Мало кто из малышей ведет себя тихо и спокойно: они бегают, прыгают и кричат, что является нормой для данного возраста. Главное, чтобы их поведение не угрожало собственному здоровью и не мешало другим людям.
Задавать корректные по отношению к окружающим нормы поведения важно с самого раннего детства: привычки из детства закрепляются на всю жизнь, и с усвоенными правилами ребенку будет легче адаптироваться в обществе.
Работа над формированием культуры поведения на самом деле происходит везде, где бывает ребенок — дома, в детском саду, на прогулке – и это отнюдь не постоянные замечания и нравоучения, это процесс, в котором вы показываете ребенку пример, обращаете его внимание на то, как ведут себя другие люди, обсуждаете с ним результаты и последствия того или иного поведения самого ребенка и окружающих.
Правила для малышей
Определите основные места, где ребенок может действительно сильно мешать другим людям, и расскажите ему о правилах, которые нужно соблюдать, посещая их. Правил не должно быть много, иначе малыш просто не запомнит все, что он должен делать, да и основное требование для самых маленьких — безопасное поведение.
Обычно перед посещением какого-нибудь интересного места родители рассказывают сыну или дочке о том, что его ждет, забывая познакомить с тем, как вести себя. А между тем, делать это необходимо.
Например, если вы обсудите с ребенком заранее, что в музее нельзя трогать руками экспонаты, громко разговаривать и бегать, а в автобусе нельзя залезать с ногами на сиденье и пачкать его, то потом стоит только напомнить о требовании, и ребенок тут же исправится, в отличие от варианта, когда он впервые услышит об этом.
Правила легче запоминаются в игре. Если перед походом в театр «проиграть спектакль» с куклами, то можно будет избежать многих неприятных моментов. Ролевые игры очень хорошо помогают запомнить малышам основные правила поведения.
Правила для школьников
Школа — общественное место, и в ней — свои правила поведения, которым в ней учат и следят за выполнением. Их тоже неплохо обсудить дома.
Взрослые могут поделиться со своими детьми правилами дружбы — всегда нужно помочь товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его этому; если нужна помощь — окажи её. Грубить, обзывать, высмеивать товарищей — это некорректное поведение. Нельзя драться и толкаться, добиваясь удобного места — эти правила тоже надо обсуждать в семье.
В школьном возрасте правил поведения прибавляется, и это тоже нужно отмечать и проговаривать. Если школьник едет в транспорте, то ему уже под силу уступить место пожилому человеку и снять со спины рюкзак, либо встать так, чтобы никого не задевать им.
Обучающие помощники
Чтобы процесс освоения ребенком культуры поведения в общественных местах проходил быстрее и эффективнее, можно использовать:
- тематические мультфильмы. Во время или после просмотра можно обсудить с ребенком правильные или неправильные поступки героев.
- Повседневные ситуации. Например, гуляя с ребёнком по парку, можно обратить его внимание на мусор: «Смотри, как здесь грязно. Даже неприятно идти. К сожалению, некоторые невоспитанные люди не пользуются урнами для мусора. Мы с тобой будем выбрасывать свои фантики и бутылочки в предназначенное для них место».
- Готовые или собственные сказки, например, «Сказка о том, как Мишка здороваться научился». Полезно учить стихотворения с соответствующим содержанием.
- Карточки или рисунки с правилами поведения в общественных местах. Их можно разместить в комнате ребенка.
- Собственный пример. Для воспитания нужного поведенческого навыка у ребенка он нужен обязательно. В этот процесс надо вовлечь всю семью — бабушек, дедушек, сестер, братьев. Часто бабушки в транспорте стоят с вещами внучат, а те сидят и играют в телефон. Убедите родственников не делать этого, не портить детей.
Как видим, не так сложно воспитывать культурного ребенка. Однако следует помнить о том, что во всем важна умеренность. Если вы переборщите с нравоучениями, то есть опасность затюкать своего малыша.
Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребенка, если он делает что-то не так, иначе он возненавидит ваши правила и начнет делать назло.
Процесс формирования навыков поведения в обществе должен быть максимально естественным и постепенным.
Верьте в своего ребенка, чаще хвалите его, подавайте ему хороший пример и вместе с ним совершите этот очень важный для него путь.Еще по теме:
Подросток: воспитывать поздно, придется договариваться
Как помочь ребенку вернуть мотивацию к учебе?
Что делать родителям, если подросток курит?
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c49ef6e14034b00b11f6b5b/5cb457f88feaf000b3dcb21d
Правила поведения в общественных местах: этикет для детей, культура и манеры, какие нормы этики необходимо соблюдать на новом месте
- Особенности
- Культура поведения
- Правила общения
- В процессе обучения
- На улице
- В других общественных местах
- Общепринятые принципы
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ребенком, который ведет себя неправильно. Его поступки могут вызывать разную степень неприятия, однако всем сразу становится понятно, иногда интуитивно, что ребенком нарушаются устои, принятые в обществе.
Особенности
Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.
За тяжелые правонарушения отвечают родители и другие законные представители. Кроме этого, следствием любого проступка является общественное порицание. Учащийся, не соблюдающий те или иные нормы, не сможет наладить общение, полноценно жить и учиться, рискует стать изгоем.
Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:
- они могут попросту не знать, как это нужно делать;
- правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
- дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.
Чтобы этого не возникало, важно следующее.
- Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты.
- Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения.
- Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации. Важно научить ребенка основам самоанализа.
Если ребенок уже усвоил асоциальные действия, переучить его будет сложнее. Поэтому обучение должно начинаться с раннего детства. Это не значит, что на ребенка будут наложены ограничения. Просто такие меры помогут ребенку понимать поведение других людей и формировать свое мнение.
Культура поведения
Культура поведения обязывает вести себя в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Причем здесь можно говорить как об общечеловеческих нормах, так и принципах, присущих какому-то конкретному обществу. Нельзя различать культуру для высшего или среднего класса. Ценности у всех одинаковые, и они не зависят от статуса человека.
Установленные нормы этики должны быть общими для детей разных возрастных групп: как для младших школьников, так и для подростков. Правильные манеры могут быть даже у малыша, а вести себя хорошо надо не только в обществе, но и в семье.
Культура поведения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, таких как:
- межличностные отношения внутри групп и между отдельными индивидами, а также между учащимися и учителями, родителями и другими членами общества;
- этикет (и умение применять его в разных ситуациях);
- грамотную устную и письменную речь (поскольку с помощью нее и осуществляются все коммуникации);
- невербальные знаки (к ним можно отнести жесты, мимику и другие действия, которые дополняют речь и способствуют пониманию другими людьми);
- отношение к окружающей среде (в том числе природе).
Не стоит недооценивать и своеобразную подготовку: перед тем как отправляться в любое общественное место, учащийся или его родители (если мы говорим о младшем школьнике) должны позаботиться о его внешнем виде, гигиене.
Опрятный и аккуратный внешний вид – тоже часть культуры ребенка, впрочем, как и его отношение к себе, организация учебы, дома, быта или досуга.
В целом, на культуру поведения школьника всегда влияют несколько факторов:
- воспитание родителей;
- влияние образовательных учреждений;
- принадлежность к религиозной или этнической общности (менталитет);
- пример окружающих.
Правила общения
Все нормы, регулирующие общение учащихся, можно разделить на несколько групп (в зависимости от места их применения).
В процессе обучения
сюда можно отнести поведение в общеобразовательной, музыкальной, спортивной школах, секциях, кружках.
- общение между учащимися происходит на переменах, после уроков или в специально отведенное учителем время.
- на перемене нельзя бегать по лестницам и играть в подвижные игры, в ходе которых могут пострадать окружающие.
- общение должно быть спокойным, без употребления ненормативной лексики.
- во время уроков нельзя переговариваться, шуметь, вставать с места без разрешения и отвлекать других учеников.
- приветствовать и обращаться к учителям нужно уважительно. в урочное время, прежде чем что-то сказать или спросить, нужно поднять руку.
- на территории школы действуют правила, формирующие устав школы. согласно ему, ребенок обязан подчиняться требованиям персонала.
- поскольку деятельность в школе подчинена жесткому расписанию, важно соблюдать пунктуальность, не опаздывать. в случае пропуска по уважительной причине, необходимо предупредить учителя.
на улице
путь в школу или другое общественное место учащиеся преодолевают пешком, на общественном или личном транспорте; в сопровождении родителей или самостоятельно (если позволяет возраст). несколько правил поведения в таких случаях:
- находясь вне школьных стен, учащийся должен помнить, что любой поступок может отрицательно сказаться как на его репутации, так и на репутации учебного заведения;
- общение со сверстниками и детьми младшего возраста должно быть доброжелательным, обязательно нужно поздороваться и попрощаться;
- к людям старшего возраста следует относиться вежливо, предложить посильную помощь, уступить место в транспорте, придержать дверь;
- нельзя отвлекать водителя в автобусе или родителей, когда они находятся за рулем;
- все игры, мешающие прохожим или угрожающие чужой собственности, должны проходить на соответствующих детских и спортивных площадках;
- учащийся должен быть проинструктирован родителями или учителями о том, как следует себя вести на тротуаре и проезжей части;
- законодательно запрещено нахождение в общественных местах несовершеннолетних после десяти часов вечера без сопровождения взрослых;
- в целях собственной безопасности, не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, садиться с ними в машину или соглашаться на просьбы отойти в другое место.
в других общественных местах
при посещении кино, театра, зоопарка, библиотеки, стадиона следует помнить следующее.
- перед тем как пойти на какое-либо мероприятие в новое место, необходимо тщательно изучить допустимые правила поведения. например, в кино допустимо употребление еды и напитков во время показа, а в театре – нет. в зоопарке можно приобрести специальный корм для животных и даже погладить их, а в музее все прикосновения запрещены.
- все действия должны выполняться с тем расчетом, что они никому не мешают. в библиотеке, театре и кино (в равной степени) учащимся запрещено смеяться, разговаривать по телефону и любым другим способом доставлять неудобства остальным посетителям.
- если по этикету можно разговаривать, не стоит привлекать к себе внимание громким шумом (например, в кафе). с собеседником и обслуживающим персоналом следует общаться внимательно. нельзя поворачиваться спиной, игнорировать приветствия и пренебрегать вежливыми словами (такими как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»).
- мальчиков с ранних лет нужно приучать помогать девочкам, пропускать их вперед. при входе в здание сначала проходят выходящие, потом – входящие.
- в случае возникновения опасной ситуации следует незамедлительно обратиться в службу спасения или хотя бы сообщить взрослым.
общепринятые принципы
Любой ребенок рано или поздно станет взрослым. Страшно представить, что будет происходить в обществе, если поведение людей будет хаотичным, ничем не ограниченным. Вот почему важно воспитывать в ребенке качества, предающиеся на протяжении нескольких поколений.
В основе любого воспитания лежат принципы ответственности за свои действия, гуманизма, доброты, дружбы, уважения. Усвоивший их учащийся способен принимать индивидуальные решения в соответствии с ситуацией и без противоречия нормам общественным.
К основным принципам поведения в обществе можно отнести:
- почтительное отношение к старшим и помощь младшим (с позиции сильного к слабому);
- толерантность по отношению к другим людям, в том числе к людям с ограниченными возможностями;
- бережное отношение к частной и муниципальной собственности;
- защита природы, животных, растений, принятие мер по ограничению загрязнения окружающей среды;
- обеспечение собственной безопасности и отсутствие физического насилия над другими людьми.
В следующем видео смотрите главные правила поведения в общественных местах.
Помогла статья? Оцените её
Загрузка…
Источник: http://thewalls.ru/moda/pravila-povedeniya-v-obshhestvennyih-mes.html
Правила поведения в общественных местах
Каждый из нас становился случайным свидетелем того, как родителям бывает неловко за своих детей на улице, в метро, супермаркете или даже на стадионе.
Чтобы самому не попасть в такую неприятную ситуацию следует усвоить правила поведения для детей в общественных местах.
Это может показаться простым заданием только на первый взгляд, так как грань между воспитанным и запуганным родителями ребенком достаточно размыта. При этом требования к этикету у детей различных возрастов также разнятся.
Если мы видим, как в парке во все горло кричит малыш четырех лет, в принципе, в этом нет ничего страшного и при правильном подходе его можно отучить от этого.
Если же горланит отрок, это, как минимум, настораживает. Что уж говорить о сквернословии, курении и драках.
В итоге такое поведение может привести к одиночеству и к проблемам с законом, ведь от хулиганства до преступлений рукой подать.
Правила поведения для дошкольников
Обучение должно начинаться с первых лет жизни ребенка, так как этот аспект воспитания не менее важен, чем физическое и интеллектуальное развитие. Малыш впитывает все необычайно быстро, поэтому пусть это будут хорошие манеры, чем плохие привычки.
Как было сказано, дошкольникам можно делать определенные поблажки . Главное обучить их таким основам:
- Не играть за столом во время обеда;
- Не обижать малышей, девочек и не задирать друзей (здесь важно не переборщить, все-таки ребенок должен уметь постоять за себя);
- Не выпрашивать у посторонних сладости или игрушки;
- Не уходить далеко от родителей;
- Выслушивать старших;
- Не мучить животных.
Правила поведения в общественных местах для школьников
Существуют общепринятые правила поведения в общественных местах, которые просто обязательны к выполнению. Их список можно найти в любых учебных учреждениях, а также местах отдыха и проведения досугов:
- В общественных местах и на улицах следует разговаривать, не повышая голос, стараться не шуметь и не мешать посторонним.
- Соблюдать чистоту – не вредить насаждениям, не плевать и не мусорить;
- Не грубить людям старшего возраста и покровительствовать младшим. Стараться помочь лицам с ограниченными возможностями.
- Не портить частное и общественное имущество.
- Избегать недостойных поступков, среди которых оскорбление прохожих, издевательство над животными, мелкое хулиганство, воровство и т. д.
- Во время учебного года школьники не могут находиться на улице после девяти часов вечера без сопровождения родителей. В каникулы время нахождения на улице продлевается до 22:00 (не младше 12-летнего возраста).
- Разрешается посещать общественные мероприятия (концерты, спортивные игры, фестивали) не позже чем до 21:30.
Правила поведения детей на каникулах
Также к правилам добавлен список запретов , нарушение которых недопустимо в современном обществе:
- Воспрещается принимать участие и организовывать акции, нарушающие общественный порядок;
- Совершать перепродажу и торговлю;
- Сквернословить, курить, употреблять спиртное, участвовать в азартных играх;
- Находиться на крышах, в подвалах и железнодорожных составах;
- Посещать водоемы без сопровождения совершеннолетних;
- Кататься на подножках трамваев и троллейбусов;
- Повреждать имущество, заниматься вредительством.
Как обучить культуре поведения в общественных местах
Обучение ребенка культуре поведения не должно носить приказной порядок, очень важна беседа с детьми, в ходе которой они смогут узнать нормы нахождения в обществе.
Кроме официальных правил существуют неформальные аспекты, которые школьники должны узнавать от своих родителей, чтобы не «опростоволоситься» во время выхода в свет.
Вы должны просветить подростка, как ему подать себя в кино или театре, а также рассказать о различиях этикета в этих заведениях. Они не просто должны знать, что что-либо делать НЕЛЬЗЯ, но и знать, ПОЧЕМУ это воспрещается.
Иногда ребенок попросту не понимает, что плохого в шуршании фантиками в зрительном зале или, почему он не может расхаживать между рядами во время спектакля. Более того, если просто запрещать, не объясняя причину, чадо так и будет норовить дотронуться до экспоната в музее или приклеить жвачку под столом.
Не забывайте и о правилах поведения в общественном транспорте. Они, как и другие требования, включают несколько пунктов:
- Вежливость. Объясните ребенку, что нужно пропустить перед собой пожилых людей и женщин, уступать им места и не толкаться внутри салона.
- Оплата проезда. Чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо своевременно оплачивать проезд и не прятаться от контроллеров.
- Поддержка чистоты. Нельзя выбрасывать мусор в салоне и разрисовывать стены.
- Тишина. Трамвай, конечно, не библиотека, но шуметь тоже не стоит, тем более, это может отвлекать водителя.
Еще несколько норм корректного поведения в обществе:
- Прикрывать рот при чихании либо кашле;
- Всегда быть причесанным и не ходить в мятых вещах;
- Иметь под рукой носовой платок;
- Есть с прикрытым ртом, и использовать салфетки;
- Избегать грубых выражений в отношении кого или чего-либо.
Вежливость – ключ к успеху
Ну кому нравятся грубияны, разве что очень узкому кругу людей, которые пытаются выделиться оригинальностью. Вежливый человек, наоборот, будет желанным собеседником в любой компании. Именно поэтому, вам стоит учить малыша вежливости с первых дней жизни.
Показывайте все на своем примере, если вы будете говорить малышу «спасибо» и «пожалуйста», у него войдет такое обращение в норму, и он будет отвечать взаимностью.
Старайтесь весь процесс обучения превратить из рутинного заучивания вежливых фраз (доброе утро, извините, благодарю и др.) в увлекательную игру.
За каждое вежливое слово – вознаграждение, если забыл – штраф! Само собой, награждать и карать стоит не рублем, а действием. За выполненную норму слов можно разрешить подольше погулять или посмотреть «лишний» мультфильм. Штраф взимать приседаниями или уборкой. Только учтите – взрослые также должны штрафоваться .
Создайте список слов вежливости и разместите его на холодильнике, вот увидите, как через короткий промежуток времени их употребление войдет в привычку.
Безопасность детей на улице и правила поведения в общественных местах
Еще один «пакет» норм поведения:
- Всегда представляться, когда звонишь кому-то;
- Обязательно стучать в дверь перед ее открытием;
- Не перебивать собеседника;
- Не разговаривать при посторонних на непонятном языке;
- Не шептаться;
- Не поворачиваться к собеседнику спиной.
Нормы этикета за столом
Этот раздел обучения может оказаться самым сложным, так как даже многие взрослые забывают о нормах приличия за столом, что уж говорить о детях, которые видят во взрослых предмет подражания. Важно самим выучить перечень обязанностей и запретов за столом и не забывать повторять о них малышу.
Обязательно:
- Корректно использовать столовые приборы;
- Мыть руки перед едой;
- Брать ровно столько, чтобы утолить голод;
- Использовать салфетки, не заменяя их брюками, гардинами или руками;
- Благодарить за блюдо и компанию.
Не следует:
- Есть с открытым ртом, издавая неприятные звуки;
- Играть за столом;
- Разговаривать с набитым ртом;
- Критиковать еду;
- Плевать, ковыряться во рту и выкладывать части блюда на стол.
Обучение на личном примере
Простых разговоров зачастую бывает мало, важно обучать ребенка подавая пример . Если отец не уступает бабушке место в метро или плюет себе под ноги, то с большой вероятностью подросток будет вести себя также и никакие уговоры матери не подействуют.
Кроме того, на школьников большое влияние оказывает круг общения. Если вам кажется, что подросток попал не в лучшую компанию, постарайтесь, как можно мягче указать ему на это. Лучше всего показать на каком-нибудь живом примере, как некрасиво смотрятся определенные поступки.
Затем нужно объяснить, что такие случаи могут оказать негативное влияние на его будущее.
Если ребенок с пеленок понимает, что такое хорошо, а что не очень, он обязательно прислушается к вашим словам. Не запускайте воспитание до критической отметки, когда сделать какие-либо изменения может оказаться поздно.Чаще показывайте развивающие мультфильмы с поучительным сюжетом и старайтесь развить у сына или дочери любознательность. Так у него не будет времени отвлекаться на всякие ненужные шалости.
И помните, первый помощник учителя – терпение!
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/povedenie/v-obshhestvennyh-mestah