Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право

Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право

Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право

О юрисдикции и иммунитете государства

Право государства, его органов и должностных лиц на рассмотрение и решение всех и любых дел, которые находятся в компетенции государственного аппарата, называется юрисдикцией государства. Существуют различные классификации юрисдикции-, полная и ограниченная; законодательная, административная, судебная; обязывающая, управомочивающая, запрещающая, принуждающая.

Наиболее известно разделение юрисдикции на: личную, территориальную, экстратерриториальную, экстерриториальную. Термин «личная» означает, что юрисдикция распространяется на частные лица независимо от того, находятся и (или) действуют они на территории государства или за ее пределами.

Согласно Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности государство не может заявлять об иммунитете от юрисдикции иностранного суда, если оно:

  • • явно согласилось па такую юрисдикцию в силу международного соглашения, письменного контракта или соответствующего заявления суду;
  • • само возбудило разбирательство или приняло участие в разбирательстве существа дела либо предприняло иное действие по существу дела;
  • • предъявило встречный иск на тех же нравооснованиях или фактах, что и основной иск против него.

Если государство заключает «коммерческую сделку» с иностранным частным лицом и споры по ней подлежат (в силу норм международного частного права) юрисдикции иностранного суда, то считается, что государство дало

согласие на юрисдикцию иностранного суда но делу из данной сделки, т.е.

  • Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право
  • § 2. Деяния государства в сфере иностранной юрисдикции
  • Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право в риме
  • Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право кратко

В случае же противоречия законодательства государства международно-правовым требованиям иностранное государство впра­ве не подчиниться такому законодательству, заявить протест и потре­бовать его отмены или изменения.

Таковы основные соображения о происхождении и сущности прин­ципа иммунитета государства от иностранной юрисдикции как диспозитивного принципа общего международного права.

§ 2. Деяния государства в сфере иностранной юрисдикции

Целесообразно рассмотреть теперь весьма сложный вопрос о дейст­виях или, точнее, деяниях государств в сфере юрисдикции другого госу­дарства, на которые распространяется иммунитет от его юрисдикции.

Отметим сразу, что сколько-нибудь исчерпывающего ответа на этот вопрос в общем виде дать вряд ли можно, поскольку трудно охватить все возможные случаи таких деяний.

Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право в риме

Иммунитет проявляется в том, что государству, его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства; имущество государства не может быть подвергнуто аресту или принудительному взысканию со стороны иностранного государства; дипломатические представители государства обладают неприкосновенностью личности, жилища, собственности, освобождаются от налогов и таможенного досмотра и т.н.

По вопросам, касающимся государственного иммунитета, существует несколько многосторонних международных договоров, например:

  • • Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных торговых судов, 1926 г.;
  • • Европейская конвенция об иммунитете государства 1972 г.

В Брюссельской конвенции участвуют немногим более 20 государств (Россия не участвует).

Иммунитеты государств от юрисдикции судов иностранных государств международное публичное право кратко

В то же время сфера применения обычной международно-правовой нормы об абсолютном иммунитете государства постоянно сужается. Все чаще государства, придерживающиеся концепции абсолютного иммунитета, отказываются от него в отношении определенных категорий дел.

В тех странах, в которых не принято специальных законов об иммунитете, а также в государствах, не участвующих в международных соглашениях по этому вопросу, существенную роль продолжает играть судебная практика, хотя решения суда одной страны могут использоваться и во всяком случае учитываться при рассмотрении аналогичного дела в другой стране.

Характерный пример дает практика Франции.

И в качестве таковой она не нуждается в специальном обосновании. Однако это обычно делается, что позволяет лучше уяснить как юридическую природу этого принципа, так и возможные пределы его действия.
Ниже приводятся некоторые соответствующие положения, более подробно изложенные нами ранее. *

* См.: Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности М.,1993.

Иммунитет государства, гласит Словарь международного права, это «принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета.
Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства («равный не имеет власти над равным»)» .*

* Словарь международного права. М., 1986. С. 100.

Л.А.

В общем виде такое толкование означает воздержание государств от принудительного применения своего национального права.

В то же время общая формула о неприменении к иностранному государству законов данного государства не должна толковаться в смысле полного изъятия иностранного государства из действия наци­онального права данного государства, или иначе, в смысле неподчине­ния государства национальному праву другого государства.

Иммунитет государства вовсе не означает, что, действуя в сфере юрисдикции другого государства, оно не должно сообразовывать свои действия с предписаниями национального права этого другого государ­ства. Это ясно следует из соответствующих кодификационных конвен­ций.
Так, ст.

На такие объекты распространяется экстратерриториальная юрисдикция их государств.

В 1978 году Комиссия международного права ООН включила в свою повестку тему «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». Соответствующий «Проект статей» был в основном подготовлен в 1994 году, однако работа по нему еще продолжается.

Проект касается международных частноправовых отношений, оформленных договором, в котором одной стороной выступает государство, а другой  иностранное частное лицо.

Цель Проекта  отрегулировать вопросы иммунитета государства и его собственности от юрисдикции судов другого государства, в том числе от мер по обеспечению иска и исполнению судебного решения.

Внимание

Если он, оставаясь за рубежом, занимается подделкой национальных денежных знаков, он попадает в сферу действия уголовного закона своей страны.

Примером согласованного экстратерриториального действия российского законодательства может служить случай с арендой Россией космического комплекса «Байконур» в Казахстане но межправительственному Договору аренды комплекса «Байконур» 1994 г. В соответствии с Договором (ст. 6, 12) на территории комплекса в отношении граждан России применяется российское законодательство и действуют компетентные органы России.

Вместе с тем существуют факты экстратерриториального действия (или эффекта) внутреннего права, противоречащие международному праву, — когда это не согласовано с другими государствами и, более того, идет вразрез с их интересами, нарушает их нрава.

Источник: http://prav-uspeh.ru/immunitety-gosudarstv-ot-yurisdiktsii-sudov-inostrannyh-gosudarstv-mezhdunarodnoe-publichnoe-pravo

Принципы юрисдикции в международном праве

Понятие юрисдикция в международном праве означает властные правомочия государства предписывать и применять уголовные и нормативно-правовые акты, как правило, основываясь на принципе территориальности, согласно которому государство имеет юрисдикцию в отношении собственной деятельности в пределах своей территории. Некоторые государства также претендуют на юрисдикцию над деятельностью за пределами их территории, при угрозе ущерба их суверенитету и территориальной целостности.

Государства также могут заявляют права на юрисдикцию, основанную на принципе гражданской принадлежности, путем расширения властных правомочий в отношении своих граждан, даже в том случае, когда они находятся за пределами территории государства.

Основным принципом юрисдикции в этих зонах, открытых для международного использования, является соглашение о том, что корабли, летательные и космические аппараты подлежат юрисдикции «государства флага», или государства, где они официально зарегистрированы.

Общий принцип заключается в том, что корабли в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства своей регистрации и не должны подвергаться принудительным действиям без его прямого согласия.
Наиболее очевидным исключением является пиратство.

Все государства имеют право на отпор и противодействие пиратским кораблям в открытом море без согласия государства флага.

Иммунитет к юрисдикции в международном праве

Принцип суверенного равенства государств требует, чтобы официальные представители одного государства не подлежали юрисдикции другого государства.

В их числе Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального ха­рактера 1975 г.

, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (подробнее см. гл. XV). Следовательно, принцип иммунитета государ­ства от иностранной юрисдикции может быть сформулирован также исходя из изложенных в этих конвенциях международно-правовых норм.

Представляется, что принцип иммунитета может быть сформули­рован следующим образом: «Каждое государство пользуется иммуни­тетом от юрисдикции другого государства».

Предстоит, однако, выяснить значение употребленных терминов «иммунитет» и «юрисдикция».
«Иммунитет» означает в данном случае изъятие или освобождение от юрисдикции.

Если же государство совершает действия коммерческого характера (заключение внешнеторговых сделок, концессионных и иных соглашений), т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется иммунитетом.

Иными словами, представители концепции ограниченного иммунитета считают, что, когда государство ставит себя в положение частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры.

Во второй половине XX в.
концепция функционального иммунитета получила широкое распространение в законодательной, судебной и договорной практике различных стран. Это объясняется тем, что государство как таковое расширило сферу своего участия в экономической деятельности.

Особое значение в современных экономических отношениях приобрел вопрос об иммунитете для тех государств, которые проводят политику активного привлечения иностранных инвестиций.

На протяжении 300 лет он управлялся Великобританией, там находится британская военная база. Между Испанией и Великобританией более 20 лет шли и продолжаются переговоры о статусе Гибралтара.

В октябре 2002 года парламент Гибралтара, несмотря на протесты Великобритании и Испании, принял решение о проведении в том же году референдума по вопросу, под чей суверенитет  Великобритании или Испании  должна отойти данная территория.

При этом предлагались планы расширения полномочий территории как автономии и совместного испано-британского управления.

В ходе референдума жители Гибралтара подавляющим большинством высказались против совместного управления и за британский суверенитет.

К подобным законам относится, например, Закон 1996 г. «О свободе Кубы и демократической солидарности» (известен как «закон Хэлмса-Бэртона»), По этому закону к ответственности в США могут быть привлечены предприятия третьих стран, осуществляющие предпринимательскую деятельность на Кубе.

В 2002 г.

в США был создан прецедент, который узаконивает действия американского государства в виртуальном пространстве других государств по американским законам, хотя информационное пространство каждой страны находится под юрисдикцией соответствующего государства. Прецедент фактически разрешает государственным органам США, спецслужбам заниматься международным хакерством, не ущемляя себя ничьими законами и никакими договорами.

Суть дела заключалась в следующем.
В 2000 г. российские программисты из Челябинска после неоднократных взломов сетей американских компаний попали в поле зрения ФБР США.

Действие норм Проекта не распространяется на международную территорию.

Согласно Проекту, суд государства вправе разбирать гражданско-правовое дело, сторонами которого являются:

а) с одной стороны, частное лицо, а с другой  государство, если оно не обладает иммунитетом;

б) с одной стороны, иностранное государство, не имеющее иммунитета, а с другой  иностранные частные лица. Эта ситуация относится лишь к отдельным случаям.

По вопросам, касающимся государственного иммунитета, существует несколько многосторонних международных договоров, например:

 Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных торговых судов, 1926 года;

 Европейская конвенция об иммунитете государства 1972 года.

В Брюссельской конвенции участвует немногим более 20 государств.

Источник: http://semeynyi-yurist.ru/immunitety-gosudarstv-ot-yurisdiktsii-sudov-inostrannyh-gosudarstv-mezhdunarodnoe-publichnoe-pravo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.