Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Заключение договора перевозки пассажиров

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Пассажиром является человек, находящийся в движущемся транспортном средстве и не относящийся к членам экипажа. В соответствии с законодательством РФ, в роли перевозчика, транспортирующего его к пункту назначения может выступать только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Обязательным документом, допускающим право заниматься данной деятельностью является наличие лицензии и осуществлении перевозки пассажиров только с заключённым договором.

Виды документа

Если рассматривать разновидности соглашения одним видом транспортного сообщения, то можно выделить всего лишь 2 разные категории:

  1. Договор перевозки пассажира и багажа, который согласно ГК РФ ст. 786 пункт 1, предусматривает транспортировку человека и его багажа из одной точки в другую. Последний, в свою очередь, обязуется уплатить определённую денежную сумму, установленную тарифом.
  2. Договор фрахтования (чартер), определяющийся ГК РФ ст. 787, по которому владелец или арендатор транспортного средства, называемый фрахтовщиком, предоставляет заказчику (фрахтователю) ТС полностью или его отдельную часть в зависимости от условий договора. Делается это с целью осуществления одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров и багажа.

В зависимости от вида транспорта могут применяться различные условия составления договора. Поэтому каждый из них склонен в небольшому дифференциалу в зависимости от специфических характеристик.

Например, если взять в пример железнодорожное сообщение, здесь разделения будет происходить по 2 признакам:

  1. Скорость движения:
    • скоростной;
    • скорый;
    • пассажирский.
  2. Расстояния пути:

Морской транспорт дифференцирует в ином порядке:

  1. Внутренний (каботажный), курсирующий между российскими портами.
  2. Международный, использующийся для заходов в порты иных государств.
  3. Местный и пригородный, предназначающийся для рейсов в инфраструктуре одного субъекта РФ.

Следует отметить, что каждый из них может различаться в зависимости от характеристики поездки.

Например, если вязать каботажный вид сообщения, здесь присутствует разделение на ряд следующих видов:

  1. Транспортный.
  2. Транспортно-скоростной.
  3. Обслуживаемый судами на подводных крыльях или воздушных подушках.
  4. Паромная переправа.
  5. Линия с комплексным обслуживанием пассажиров.

Аналогичную классификацию можно провести и в отношении других видов транспортного сообщения:

  1. Автомобильного.
  2. Воздушного.
  3. Железнодорожного.
  4. Речного.

Отличие от фрахтования

На первый взгляд оба соглашения подразумевают перевозку пассажиров и багажа, однако при более пристальном рассмотрении каждого из них, становятся очевидными некоторые нюансы, не позволяющие ставить их в одно положение.

Первый документ может быть удостоверен билетом, а наличие багажа, сданного на борт подтверждается платёжной квитанцией. Их форма утверждается условиями уставов и кодексов отдельного вида сообщения.

Помимо этого, можно выделить ещё ряд отличительных характеристик:

  1. Соглашение имеет консенсуальную особенность, подразумевающую обязательство компании исполнителя предоставить транспортное средство в определённое место, в указанное в билете время.
  2. Каждый пассажир вправе получить отдельное место сразу после того, как приобретает билет. Единственным случаем, когда это условие может быть нарушено и потребитель окажется без отдельного места это приобретение билета непосредственно в автобусе в момент промежуточных остановок, предусмотренных маршрутом.
  3. Принцип договора фрахтования заключается в том, что заказчик покупает возможность использования ТС в своих целях, приобретение билета на него невозможно. Количество пассажиров определяется фрахтователем и утверждается отдельным списком, прилагаемым к договору, поэтому наличие посторонних лиц здесь не допускается (только при письменном подтверждении заказчика).
  4. Ещё одной особенностью, данного договора является невозможность его заключения с физическим лицом, то есть в роли фрахтователя может выступать только компания, учреждение или индивидуальный предприниматель.

Чем и как удостоверяется факт заключения договора перевозки пассажира

Если в случае с перевозкой грузов, факт заключения договора подтверждается товарно-транспортной накладной или коносаментом, в случае с пассажирским сообщением ситуация выглядит совершенно по другому.

Гражданин, купивший билет на данное транспортное средство, автоматически становится лицом, заключившим договор перевозки.

Это условие уже упоминалось ранее, а на законодательном уровне приводится в тексте ГК ст. 786 п.2:

  1. Наличие билета подтверждает факт заключения договора на перевозку пассажира, который обязывает исполнителя доставить его в пункт назначения, указанный в документе. Исключением является ситуация, когда потребитель примет решение покинуть транспортное средство по собственному желанию.
  2. Багажная квитанция подтверждает получение с целью хранения и транспортировки в аналогичном направлении его багажа.

Существенные условия

Ключевым существенным условием договора перевозки пассажиров является предмет договора, то есть факт доставки лица, купившего билет или входящего в состав утверждённой фрахтователем группы, в пункт назначения.

Исключением является вышеупомянутый случай, когда гражданин самолично решит прекратить поездку и покинет транспортное средство. В этом случае договор перевозки (но не договор фрахтования) считается расторгнутым.

К второстепенным существенным условиям относят следующее:

  1. Дату и время отправления и прибытия в пункт назначения.
  2. Места, определённые как пункты отправления и назначения.
  3. Размер провозной платы за пассажира и крупногабаритный багаж.
  4. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. Является необходимым критерием даже в случае фрахтования транспортного средства.
  5. Соблюдение обязанностей перевозчика и пассажира, предусмотренных законодательством страны (уставами, кодексами и законами).

Форма соглашения

Очевидно, что соглашение является консенсуальным, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения. Каждая из сторон здесь рассматривает свои отличительные условия, отображающиеся в тексте.

Однако, потребитель в большинстве случаев, даже не задумывается о них, так как если транспортировка осуществляется общественным транспортом, то документ становится публичным.

А на транспортную компанию возлагается обязательство максимально подробно довести до пассажиров информацию, касающуюся предоставляемых услуг.

Источник: http://avtopravozashita.ru/pereoformlenie/dogovor-perevozki-passazhirov.html

Заключение договора перевозки груза подтверждается

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Поэтому было бы правильнее вести речь о том, что содержание товарораспорядительной бумаги, как и всякой, впрочем, ценной бумаги, составляет обязательственное право требования выдачи груза.

И воспользоваться им можно как правом из любой иной ценной бумаги, либо осуществив его, либо передав (уступив) третьему лицу возможность реализовать потребительскую или меновую стоимость данного права.

С нашей точки зрения, позиция указанного ученого является малоубедительной и не колеблет содержание выводов А.С.Кокина. Примечательно также и то, что Редакционная комиссия по составлению Проекта ГУ также указывала на вещный характер прав, закрепленных товарораспорядительными бумагами.

Подводя итог нашему рассуждению, мы можем утверждать, что концепция зарубежных цивилистов и А.С.Кокина о смешанном содержании товарораспорядительных бумаг является более аргументированной, а потому заслуживающей поддержки.

Данное лицо обязано заключить с собственником ж/д инфраструктуры общего пользования соответствующие договоры: об оказании услуг по использованию инфраструктуры, об оказании услуг локомотивной тяги. ( ст 12

1) если речь идет о договоре перевозки грузов, то грузоотправитель заключает с перевозчиком: договор ( заявка) об организации перевозок; договор перевозки 2) если речь идет о перевозке пассажира, то пассажир, багаж договор перевозки с перевозчиком в кач-ве грузоотправителя может выступать любое ф/л ю/л весьма спорным является положение грузополучателя.

Думается, что ст.47 УАТ необходимо изложить в следующей редакции: «Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является доказательством заключения договора.

Постановление № 78), товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Документы: 1)транспортная накладная(грузоотправитель заполняет накладную и передаёт перевозчику, а грузоперевозчик передаёт грузоотправителю квитанцию, которая подтверждает факт принятия грузоперевозчиком) 2)коносамент- документ использующийся на морском транспорте(подтверждает заключение договора перевозки, принятие груза;

Бывает 3 вида: именные, ордерные, предъявительские. Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему.

Договор перевозки

Грузоотправитель вправе отказаться от т/с, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен исправное, пригодное т/с (791 гк и 20 устава ж/д т/с) Если грузоотправитель не отказался от непригодного в коммерческом отношении т/с , погрузил в него груз в следствии чего при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение, порча груза, то перевозчик освобождается от ответственности( как правило, возлагается на грузоотправителя) 3.

т/с должны быть поданы в кол-ве предусмотренном в заявке или договоре обязанности грузоотправителя 1. обязан своевременно предъявить к перевозке, указанные в заявке или договоре грузы (простой любого т/с влечет штрафные санкции). 2.

Отправитель обязан подготовить груз таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза и т/с.

Груз д.б. помещен в специальную тару и упаковку в соответствии с гостех стандартами.

На морском транспорте морской коносамент имеет силу товарораспорядительного документа, и его передача означает уступку права на груз.

В таком качестве морской коносамент обычно используется только при международных перевозках.

Транспортные документы составляются по установленной форме (на соответствующих бланках) и содержат сведения о грузе (наименование, количество мест, масса), а также данные о перевозчике, отправителе, получателе груза и уплате провозных платежей.

Возможно внесение в документ особых заявлений отправителя.

Внимание

В дальнейшем в транспортный документ, сопровождающий груз, вносятся дополнительные сведения, отражающие ход транспортировки груза (время прохождения пунктов перехода, составление коммерческого акта о несохранности груза) и его выдачу в пункте назначения.

Перевозчики всех видов транспорта в своем подавляющем большинстве являются перевозчиками транспорта общего пользования и обязаны как таковые к заключению с грузоотправителем договора перевозки в силу общей нормы закона: договор перевозки груза является публичным договором (п. 2 ст. 789, 426

ГК). Однако порядок и сроки предъявления грузов и необходимых для их перевозки транспортных средств в интересах нормального осуществления перевозок должны быть заранее определены и согласованы участниками будущего договора перевозки.

Поэтому в ст. 791 ГК предусматривается, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку транспортные средства в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок.

В случае прибытия незаказанного груза получатель обязан при­нять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями его собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранени­ем и транспортировкой этого груза.

Обычно выгрузка груза производится силами грузополучателя.

Транспортными уставами и кодексами устанавливаются сроки выгрузки груза, а также штрафы за их просрочку. При выдаче груза получатель при участии перевозчика обязан проверить состояние груза в соответствии с правилами перево­зок этим видом транспорта.

В случае обнаружения несохран­ности груза об этом должен быть составлен коммерческий акт.

В случае отказа получателя от уплаты провозных и иных плате­жей перевозчик вправе удерживать груз до их полной уплаты.

Принятие груза, удостоверяемое наложением на накладной календарного штемпеля места отправления и выдачей квитанции, фиксирует акцепт.

Накладная — специальная форма договора перевозки, содержащая все условия данного конкретного договора.

Приведенное Хаскельбергом Б.Л. утверждение представляется нам непоследовательным. Во-первых, в данном случае и оферта, и акцепт как стадии заключения договора перевозки представляются в форме конклюдентных действий, что само по себе вызывает сомнения.

[attention type=green]
Если в отношении акцепта это еще допустимо (в случаях, предусмотренных законодательством), то оферту, которая должна содержать все существенные условия договора, представить в форме конклюдентных действий невозможно.
[/attention]

Во-вторых, договор, заключенный путем конклюдентных действий обеих сторон, не может иметь письменной формы, так как одно исключает другое.

Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ закреплено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Письменная форма договора о перевозке определяется обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке.

Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом. Согласно указаниям по применению и заполнению форм по учету работ на автомобильном транспорте, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г.

Способы заключения договора перевозки грузов

Основной способ заключения договора перевозки грузов – составление и подписание транспортной накладной (ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, УАТ). Однако согласно части 5 статьи 8 УАТ договор может заключаться посредством:

  • принятия перевозчиком к исполнению заказа грузоотправителя;
  • заявки грузоотправителя (при наличии договора об организации перевозок грузов).

Заявка перевозчику

Грузоотправитель должен подать заказ (заявку) перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа (п.

7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Акцепт заказа (заявки) перевозчиком очень важен, поскольку именно он подтверждает, что перевозчик обязан подать автомобиль нужной грузоподъемности указанному грузоотправителю и в согласованный срок.

Если перевозчик отказывается от принятия заказа (заявки) к исполнению, то ему нужно будет письменно обосновать причины отказа и возвратить заказ (заявку).

Разовая перевозка груза

Далее остановимся на особенностях заключения договора разовой перевозки конкретного груза, который может быть заключен путем составления и подписания транспортной накладной.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем должен определить условия перевозки груза и заполнить следующие пункты транспортной накладной:

  1. «Условия перевозки»;
  2. «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению»;
  3. «Перевозчик»;
  4. «Транспортное средство»;
  5. «Прочие условия»;
  6. «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы»;
  7. «Дата составления, подписи сторон».

Именно содержанием этих пунктов перевозчик должен обеспечить себе выгодные условия договора и защитить себя от возможных претензий в будущем. Кроме того, от правильного заполнения транспортной накладной зависит и возможность в будущем заявить претензии грузоотправителю (при наличии каких-либо нарушений с его стороны).

Как правило, все остальные пункты заполняет грузоотправитель, хотя пункт 6 ППГАТ предусматривает, что оформить транспортную накладную может и перевозчик, если такое условие есть в договоре и у перевозчика есть все сведения по перевозке грузов.

Только после того как перевозчик проставит в транспортной накладной отметку о принятии груза к перевозке, будет подтверждено заключение договора перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Именно с этого момента на перевозчика возлагается ответственность за сохранность груза.

Транспортная накладная

Отсутствие накладной свидетельствует о ненадлежащем оформлении договора перевозки. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора. Составление какого-либо отдельного документа не требуется.

Транспортную накладную можно составить на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Стороны могут предусмотреть и иной порядок.

С учетом сложившейся практики (обычаев делового оборота) лучше составить четыре экземпляра транспортной накладной:

  • первый остается у грузоотправителя и свидетельствует о передаче груза перевозчику;
  • второй остается у перевозчика как доказательство выполнения договора перевозки и учета транспортной работы вместе с путевым листом;
  • третий с отметкой грузополучателя направляется заказчику перевозки для оплаты вместе со счетом;
  • четвертый остается у грузополучателя и подтверждает основание приемки и оприходования товара.

Если груз нужно перевезти партиями на различных транспортных средствах, то на каждое из них составляется отдельная транспортная накладная (п. 10 ППГАТ).

Часто для того чтобы погрузить груз в контейнер и выгрузить из него, нужно снять контейнер с транспортного средства. В таких случаях перевозчик составляет сопроводительную ведомость (п. 41 ППГАТ).

Транспортное законодательство – совокупность нормативноправовых актов по специфическим

вопросам транспортной деятельности.

Источник: https://impotencemeds.info/zaklyuchenie-dogovora-perevozki-gruza-podtverzhdaetsya/

Зарабатывай деньги

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

В документе содержатся объяснения, кто может быть виноват в задержке, утрате или порче груза, как правильно определить массу товара и кто должен устанавливать размер реального ущерба. Верховный суд опубликовал 30-страничный обзор судебной практики по спорам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедиции. «Право.ru» рассказывает о самых интересных делах.

За утрату груза отвечает перевозчик

Это правило действует вне зависимости от того, кто виноват в повреждении груза. Например, если грузовик с товаром попал в ДТП из-за того, что кто-то выехал на встречную полосу или не справился с управлением, перевозчик все равно должен будет возместить вред владельцу груза.

Такая норма содержится в п. 1 ст. 796 ГК (профессиональный перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины). Освободить его от ответственности могут только непредвиденные обстоятельства.

При этом ВС не относит ДТП к непредвиденным и непредотвратимым обстоятельствам, потому что «профессиональный перевозчик ее может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями».

Таким образом, перевозчик обязан будет возмещать ущерб почти в любом случае.

Кто виноват в неправильной упаковке груза?

Чтобы ответить на этот вопрос, ВС приводит такой пример. Компания-отправитель и перевозчик заключили договор о перевозке легковых машин на открытом автовозе.

При транспортировке в одну из машин (из тех, которые «ехали» в автовозе) попал камень и разбил лобовое стекло. Компания сразу обвинила в этом перевозчика и потребовала его возместить ущерб. Дело дошло до Верховного суда, который объяснил, что обязанность упаковать груз лежала на отправителе. Он этого не сделал, значит, принял все риски, которые могли повлечь за собой отсутствие упаковки.

На перевозчике в таком случае лежит задача доказать в суде, что упаковка товара избавила бы его от повреждения. Если суд с этим согласится, то ответственность за порчу ляжет на отправителя.

Масса груза имеет значение

Иногда перевозчики и отправители мошенничают при определении массы товара. Первые – чтобы увеличить стоимость перевозки товара, вторые – чтобы уменьшить. В одном случае это может привести к превышению грузоподъемности транспорта, а во втором – к занижению цены.

Масса груза, как объяснил ВС, считается правильной, если отправитель и перевозчик определили ее одинаково с учетом погрешности. Значение погрешности при этом отличается для разных грузов. Если спор о массе груза по какой-то причине дошел до суда, обеим сторонам придется доказывать свою позицию по общим правилам, в таких спорах суды не отдают преимущества ни одной из сторон.

«Допустимая погрешность, не являясь абсолютной и неизменной величиной, определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством», – указывает ВС.

За что отвечает экспедитор?

Экспедитор выполняет функции отправителя груза. Компании заключают с ним договор, в котором указывают, какой груз и куда нужно доставить. Экспедитор принимает этот груз и все дальнейшие обязательства по его доставке: он может нанять перевозчика для доставки товара, а может перевести его своими силами, то есть выполнить не только функцию агента, но и роль перевозчика.

Верховный суд указывает, что «на экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента». Но при этом экспедитор должен внимательно и осмотрительно подойти к выбору перевозчика.

Например, если экспедитор нанял железнодорожного перевозчика, но при транспортировке груза вагоны сошли с рельс, то экспедитор не обязан ничего возмещать компании-отправителю.

Сроки давности

Исковая давность по требованию экспедитора к перевозчику начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах, указывает ВС.

При этом срок давности приостанавливается на время, нужное сторонам для соблюдения претензионного порядка разрешения спора.

Для требований о возврате необоснованно списанной платы за перевозку применяется срок давности величиной в один год.

К требованию исполнителя по договору о предоставлении в пользование вагонов к заказчику о взыскании неустойки за простой вагонов применяется трехлетний срок исковой давности.

При этом ВС отмечает, что годичный срок давности не распространяется на требования, основанные на гл. 59 ГК (она называется «Обязательства вследствие причинения вреда»).

Для иллюстрации последнего, ВС приводит такое дело. Завод, выполняя на ж/д путях погрузочные работы, повредил вагоны, которые стояли на соседних путях и принадлежали некой компании.

Компания подала иск к заводу с требованием возместить ущерб. Завод в ответ заявил, что уже прошел год, поэтому компания не может предъявлять никаких требований, и суды встали на его сторону.

Суд исходил из того, что статьей 104 Устава железнодорожного транспорта предусмотрены последствия повреждения или утраты предоставленных перевозчиком вагонов. В этом случае отправители или грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить стоимость ремонта.

На данное требование распространяется специальный срок исковой давности, величиной в год.

Дело дошло до Верховного суда, и он объяснил, что когда требования основаны на статьях из главы 59 ГК, срок исковой давности нужно считать в полном объеме, то есть он будет равен трем годам.

Другие разъяснения ВС

В случае нарушения перевозчиком сроков отправки вагонов, владелец этого пути вправе взыскать с перевозчика причиненные этим убытки.

В случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, они вносят перевозчику плату за занятие путей общего пользования, даже если такого пункта нет в договоре.

Владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.

Заявление страховщика о ничтожности договора страхования ответственности перевозчика или экспедитора не имеет правового значения, если страховщик действует недобросовестно.

Штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта, за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной могут быть снижены судом при доказанности соответствующих обстоятельств.

С этими и другими разъяснениями Верховного суда, а также с полным текстом обзора судебной практики можно ознакомиться .

Верховный суд разъяснит перевозчикам нюансы законодательства и судебной практики

Актуальные вопросы практики применения законодательства об автомобильных перевозках намерен разъяснить Верховный суд РФ. 19 июня Пленум ВС РФ рассмотрел проект соответствующего постановления. В ходе обсуждения представитель Минюста высказал некоторые претензии к документу, преимущественно технического характера. Для окончательной доработки проект передан в редакционную комиссию ВС РФ.

Проект постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее — Проект) обобщает судебную практику последних лет и призван установить определенность и предсказуемость правоприменения в данной сфере. Познакомим читателя с наиболее интересными положениями документа. Он разбит на пять тематических частей.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Верховный суд РФ напоминает, что в части, не урегулированной специальными законами1, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей».

Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается проездным билетом и багажной квитанцией. Однако отсутствие, неправильность или утрата билета или квитанции не является основанием для признания договора незаключенным или недействительным.

Наличие между сторонами договорных отношений в таких случаях может подтверждаться и иными доказательствами. Кроме того, ВС РФ отмечает, что требования перевозчика о плате за оформление билета являются неправомерными.

Такую плату может взимать только агент, если он участвует в заключении договора (п. 5, 6 Проекта).

Верховный суд напоминает (п. 10 Проекта), что перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира, а за просрочку доставки должен заплатить неустойку в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки. При этом такая неустойка является штрафной санкцией, то есть обязанность по ее оплате сохраняется даже при возмещении убытков.

Из пункта 11 Проекта вытекает, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда.

Например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах.

Освобождение перевозчика от ответственности возможно исключительно при наличии объективно чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, например таких, как стихийное бедствие.

Транспортные агрегаторы также могут отвечать за причиненный пассажиру при перевозке вред. Ответственность наступает в двух случаях (п. 19):

  • либо агрегатор заключил договор от своего имени;
  • либо потребитель, исходя из информации на сайте агрегатора и иных обстоятельств, мог посчитать, что заключает договор перевозки напрямую с агрегатором.

При утрате багажа перевозчик возмещает пассажиру его полную стоимость, а при порче — сумму, на которую понизилась стоимость груза.

При этом если пассажир при передаче багажа перевозчику не объявил его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что размер таких убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности.

В таком случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела и исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательств (п. 13 Проекта).

Как считает высшая судебная инстанция, компании и ИП, которые осуществляют перевозки для собственных нужд, должны соблюдать обязанности лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Например, проводить предрейсовые медосмотры водителей, что предусмотрено ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 3 Проекта).

Договор перевозки груза

Договор перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Но он не становится недействительным и незаключенным только из-за того, что накладную не оформили, потеряли либо неправильно заполнили. Наличие договорных отношений можно подтвердить иными доказательствами (п. 21 Проекта).

Перевозчик не обязан проверять правильность, полноту и достоверность документов, которые нужны для перевозки грузов. Если его привлекут к ответственности за отсутствие необходимых сопроводительных документов (например, оштрафуют), грузоотправитель по общему правилу обязан возместить ему убытки (п. 22 Проекта).

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза из-за ненадлежащей упаковки. Впрочем, ВС РФ выделяет три случая, в которых перевозчик пострадает из-за поврежденной упаковки:

  • если он принял на себя обязанность упаковать перевозимый груз;
  • в момент принятия груза недостатки упаковки были настолько явными, что не заметить их было невозможно;
  • перевозчику было известно о повреждении упаковки, но он не сделал соответствующих оговорок в накладной (п. 23 Проекта).

Неустойка за просрочку доставки груза, предусмотренная Уставом автомобильного транспорта, является штрафной. Ее взыскивают, даже если перевозчик возместил клиенту убытки (п. 25 Проекта).

Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора

ВС РФ в п. 27 Проекта приводит открытый перечень признаков экспедитора как договорного перевозчика:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку, и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза на основании п. 2 ст. 6 и ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», только если он сам перевозил груз или если выписал свой транспортный документ (либо иным образом гарантировал сохранную доставку груза), то есть выступил в качестве договорного перевозчика).

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 28 Проекта).

Претензии и споры

Перевозчику не стоит игнорировать претензию, если она не соответствует требованиям закона или не содержит необходимых документов. Иначе в суде нельзя будет заявить о том, что истцом не соблюден обязательный претензионный порядок (п. 34 Проекта).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, в том числе при предъявлении перевозчиком требований о возмещении ущерба к пассажиру, составляет один год.

На требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется.

Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (п. 31 Проекта).

Срок исковой давности по требованию экспедитора, являющегося грузоотправителем, к фактическому перевозчику о возмещении ущерба начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска. В таком же порядке исчисляется срок исковой давности по требованию экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но отвечающего за сохранную перевозку наряду с перевозчиком.

Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту. (п. п. 32,34 Проекта).

Источник: https://jobmoney.ru/1017-fakt-zaklyucheniya-dogovora-perevozki-gruza-podtverzhdaetsya/

Договор перевозки

Факт заключения договора перевозки груза подтверждается

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.

По числу перевозчиков подразделяются на:

а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

Воздушный транспорт осуществляет:

а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент.

Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен.

Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

Правовое регулирование перевозок

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.

Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза.

После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

Основные разделы договора перевозки груза

В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Порядок и условия перевозки

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Плата за перевозку груза и порядок расчетов

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Ответственность сторон

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Обстоятельства непреодолимой силы

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Заключительные положения

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз.

К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи.

Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю.

Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

Источник: https://vseiski.ru/dogovor-perevozki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.